Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:46, реферат
Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.
Целью применения данного метода является установление:
возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;
Введение 3
I. Основная часть 4
1. Исходные данные
2. Профессии
2. Уровень квалификации
3. Срок обучения
4. Дисциплина
5. Тема
6. Содержание темы из учебной программы
II. Анализ учебной литературы по предмету 5
«Специальные технологии» органолептическим методом:
1. В.Н. Фещенко, Р.Х.Махмутов Токарная обработка
2. А.Г.Схиртладзе, В.Ю.Новиков Станочник широкого профиля
Заключение
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Российский
Машиностроительный институт
Кафедра технологии машиностроения и методики профессионального обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ТЕМА «Анализ учебной литературы по предмету органолептическим методом»
Выполнил
студент гр. ЗТО-311С ____________________ Л.В.Филатова
(подпись, дата)
Проверил
Екатеринбург
2011
Анализ учебной литературы по предмету органолептическим методом
Содержание
Введение
I. Основная часть
1. Исходные данные
2. Профессии
2. Уровень квалификации
3. Срок обучения
4. Дисциплина
5. Тема
6. Содержание темы из учебной программы
II. Анализ учебной литературы по предмету
«Специальные технологии» органолептическим методом:
1. В.Н. Фещенко, Р.Х.Махмутов Токарная обработка
2. А.Г.Схиртладзе, В.Ю.Новиков Станочник широкого профиля
Заключение
Список литературы
Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.
Существует около 300 методов и приемов анализа учебников. Из них широко известны экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анализа.
Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.
Целью применения данного метода является установление:
Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник.
Задачи: выявить учебник, который можно рекомендовать учащимся в качестве основного для самостоятельной работы.
I. Основная часть
Исходные данные:
Профессия – токарь
Уровень квалификации- 3 разряд
Срок обучения- 3 года
Дисциплина – специальные
Тема № 5: Основные сведения о технологическом процессе.
Количество часов-7
Содержание темы
Содержание технологического процесса и его основные элементы. Понятие о заготовке, обработке её резанием. Исходные данные для составления технологического процесса. Назначение и содержание операционных и технологических карт механической обработки деталей. Последовательность обработки деталей типа вала (гладкого и с уступами) и типа втулка (сквозной и глухой). Выбор способа и очерёдности обработки отдельных поверхностей и инструментов. Понятие о базировании и базах. Значение баз для обеспечения технологических требований к готовой детали, её ремонтопригодности. Центры и центровые оправки, как наиболее универсальная база. Выбор установочных баз при штучном изготовлении деталей и изготовлении партиями. Способы закрепления заготовок деталей; использование нормализованных и специальных приспособлений. Объединение переходов в установке при штучном изготовлении деталей и изготовлении партиями. Применение специализированных инструментов. Понятие об экономической точности обработки.
Упражнение: разбор технологических
процессов обработки деталей
типа: валов и втулок. Составление
технологических процессов
II. Анализ учебной литературы по предмету «Специальные технологии» органолептическим методом.
Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.
Существует около 300 методов и приемов анализа учебников. Из них широко известны экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анализа.
Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.
Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник. Расчет суммы баллов за качество учебника производится по формуле:
Nj=∑ķipij
где - общая сумма баллов, набранная i-м учебником;
- коэффициент значимости i-го показателя качества (от 2 до 5);
- оценка степени реализации в j-м учебнике i-го показателя качества.
Для наглядности и
удобства результаты оценки качества
учебников целесообразно
Таблица 1 – Оценка качества учебников
№ п/п |
Показатель качества |
Коэффициент значимости к; |
Оценка степени реализации показателя | |
Учебник 1 |
Учебник 2 | |||
Итого |
В качестве основных дидактических требований, на соответствие которым следует проверять учебники, можно выделить следующие: научность учебного материала, учет возрастных и познавательных возможностей учащихся, систематичность и последовательность изложения материала, достаточное количество иллюстраций, схем, таблиц, наглядность оформления, четкость рубрикации учебника.
Реализацию принципа
научности материала
Проверить степень выполнения этого показателя качества можно путем сравнения двух коэффициентов:
отношения количества страниц в учебнике к количеству часов, отводимых на изучение курса (К1);
отношения количества страниц по теме к количеству часов, отведенных на ее изучение (К2).
Анализируя выделенные дидактические требования и пути их реализации в учебниках, можно увидеть, что по целому ряду из них трудно дать обобщающую оценку всего учебника. Поэтому целесообразно выделенные показатели разбить на две группы: показатели, характеризующие учебник в целом, и показатели, характеризующие отдельные его разделы.
Первая группа показателей включает в себя оценку внешнего оформления учебника (к=3), четкость структуры (к=3), соответствие его рубрикации программе (к=4), равномерность распределения материала по темам (к=4).
Остальные показатели относятся ко второй группе, и степень их воплощения в учебниках определяется применительно к отдельным, основным темам программы.
Такой подробный и
тщательный сравнительный анализ учебников
рекомендуется проводить
Проанализируем учебную и методическую литературу органолептическим методом (по дисциплине «Специальные технологии») оценим качество учебников (по показателям), установим соответствие с действующей учебной программой, выберем учебник, более точно отвечающий всем требованиям.
Учебники:
1. В.Н.Фещенко, Р.Х. Махмутов Токарная обработка: Учеб. для проф. учеб. заведений.-4-е изд.- М.: Академия, 2000.
2.А.Г. Схиртладзе, В.Ю.
Новиков Станочник широкого
Определим степень соответствия разделов учебной программы с вышеперечисленными учебниками.
Таблица 1 – Степень соответствия разделов учебной программы и учебника
Раздел темы учебной программы |
Глава, параграф, страница (объём информации) учебника Фещенко |
Глава, параграф, страница (объём информации) учебника Схиртладзе |
Раздел 1. Содержание технологического процесса и его основные элементы. Понятие о заготовке, обработке её резанием. |
+ Гл.4, §4.1, стр.43 (1) |
+ Гл.3, §3.1, стр.43 (2) |
Раздел 2. Исходные данные для составления технологического процесса. Назначение и содержание технологических карт механической обработки. |
+ Гл.4, §4.2, стр.54 (1) |
+ Гл.3, §3.4, стр.49-50 (2) |
Раздел 3. Последовательность обработки вала: гладкий и с уступом; втулки: сквозная и глухая. Выбор способа и очередности обработки поверхности и инструмента. |
+ Гл.4, §4.3, стр.56-57(2) |
+ Гл.1, §1.14,1.26,1.27, стр.17-18,30-32 (3) |
Раздел 4. Базирование: понятие и базы. Значение баз для обеспечения технологических требований к готовой детали. |
+ Гл.4, §4.3, стр.54-56 (2) |
+ Гл.3, §3.2, стр.45-48 (3) |
Раздел 5. Центровые оправки и центры - универсальная база. Выбор установочных баз: штучное изготовление и изготовление партиями. |
+ Гл.3, §3.5, стр.42-44 (3) |
+ Гл.1, §1.15, стр.18-20 (2) |
Раздел 6. Способы закрепления заготовок; использование нормализованных и специальных приспособлений. Объединение переходов в установке при штучном изготовлении деталей и изготовлении партиями. |
+ Гл.3, § 3.5, стр.45-53 (8) |
+ Гл.1, §1.10, стр.14 (1) |
Раздел 7. Применение специализированных инструментов. Экономическая точность обработки. Упражнение: выбор технологических процессов обработки типа валов и втулок по рекомендованным режимам резания. |
+ Гл.4, §4.4, стр.57-60 (3) |
__ нет информации |
Вывод: Как видно из таблицы 2, в учебнике В.Н.Фещенко «Токарная обработка» учебный материал представлен полностью и соответствует разделам учебной программы.
Рассмотрим данные учебники по качеству внешнего оформления:
1. В.Н.Фещенко,
Р.Х. Махмутов Токарная
2.А.Г. Схиртладзе, В.Ю. Новиков Станочник широкого профиля: Учеб. для проф. учеб. заведений.- М.: Академия, 1998. - среднее, обложка мягкая, рисунок видно хорошо. Содержание не полностью соответствует программе обучения. Раскрыто чётко, не полно и не совсем доступно (мало иллюстраций для полного понимания информации).
Рассмотрим данные учебники более подробно.
1. В.Н.Фещенко, Р.Х. Махмутов Токарная обработка: Учеб. для проф. учеб. заведений.-4-е изд.- М.: Академия, 2000.
Возьмем за основу Главу 4 «Технологический процесс обработки заготовки». (10 страниц).
На изучение темы необходимо 7 часов.
Проанализируем эту главу с входящими в неё разделами:
4.1. Основные понятия технологического процесса.
4.2. Основные виды технологической документации.
4.3. Технологические базы.
4.4. Точность обработки.
4.5. Наладка и настройка станка.
4.6. Рациональная организация рабочего места токаря.
1) Каждая глава в данном учебнике выделена крупным шрифтом, а каждый её раздел - отмечен § и выделен жирным шрифтом.
2) В разделах все определения выделены курсивом, для выявления главной информации по данному разделу. Определения даны в полном виде.
3) Учебник построен на принципе: от простого к сложному, от частного к общему, от лёгкого к трудному.
4) Стиль изложения
учебного материала –
5) Учебник полностью
соответствует числу
6) В конце главы есть контрольные вопросы для повторения и закрепления учебного материала.
7) Весь материал
программы содержится в
8) Существует межпредметная связь с производственным обучением (установка заготовки в центрах станка; обработка ступенчатого вала и сквозной втулки на токарном станке).
9) В разделах очень много рисунков, схем графиков и таблиц, что способствует улучшению для понимания информации (наглядный метод). Качество печати - хорошее.
Информация о работе Анализ учебной литературы по предмету органолептическим методом