Анализ учебной литературы по предмету органолептическим методом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:46, реферат

Описание

Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.
Целью применения данного метода является установление:
возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;

Содержание

Введение 3
I. Основная часть 4
1. Исходные данные
2. Профессии
2. Уровень квалификации
3. Срок обучения
4. Дисциплина
5. Тема
6. Содержание темы из учебной программы
II. Анализ учебной литературы по предмету 5
«Специальные технологии» органолептическим методом:
1. В.Н. Фещенко, Р.Х.Махмутов Токарная обработка
2. А.Г.Схиртладзе, В.Ю.Новиков Станочник широкого профиля
Заключение

Работа состоит из  1 файл

моя работа.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Машиностроительный институт

Кафедра технологии машиностроения и  методики профессионального обучения

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ»

ТЕМА «Анализ учебной литературы по предмету органолептическим методом»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент гр. ЗТО-311С                 ____________________        Л.В.Филатова

                                                                                          (подпись, дата)

 

 

Проверил                                     _____________________   В.И.Кривоспицкая

                                                                                           (подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

Анализ учебной литературы по предмету органолептическим методом

Содержание

Введение                                                                                                        3

I. Основная часть                                                                                          4

1. Исходные данные

2. Профессии

2.  Уровень квалификации

3. Срок обучения

4. Дисциплина

5. Тема 

6. Содержание темы  из учебной программы

II. Анализ учебной литературы по предмету                                             5                                       

«Специальные технологии» органолептическим  методом:

  1.  В.Н. Фещенко, Р.Х.Махмутов Токарная обработка

  2. А.Г.Схиртладзе, В.Ю.Новиков Станочник широкого профиля

Заключение                                                                                                  14

Список литературы                                                                                     15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Введение

 Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.

Существует около 300 методов и  приемов анализа учебников. Из них  широко известны экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анализа.

Органолептический метод анализа  является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.

Целью применения данного метода является установление:

  • возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;
  • глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;
  • необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;
  • рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник.

Задачи: выявить учебник, который можно рекомендовать учащимся в качестве основного для самостоятельной работы.

 

 

 

 

 

I. Основная часть

Исходные данные:

Профессия – токарь

Уровень квалификации- 3 разряд

Срок обучения- 3 года

Дисциплина – специальные технологии

Тема № 5: Основные сведения  о  технологическом процессе.

Количество часов-7

Содержание темы

Содержание технологического процесса и его основные элементы. Понятие о заготовке, обработке  её резанием. Исходные данные для составления  технологического процесса. Назначение и содержание операционных и технологических карт механической обработки деталей. Последовательность обработки деталей типа вала (гладкого и с уступами) и типа втулка (сквозной и глухой). Выбор способа и очерёдности обработки отдельных поверхностей и инструментов. Понятие о базировании и базах. Значение баз для обеспечения технологических требований к готовой детали, её ремонтопригодности.  Центры и центровые оправки, как наиболее универсальная база. Выбор установочных баз при штучном изготовлении деталей и изготовлении партиями. Способы закрепления заготовок деталей; использование нормализованных и специальных приспособлений. Объединение переходов в установке при штучном изготовлении деталей и изготовлении партиями. Применение специализированных инструментов. Понятие об экономической точности обработки.

Упражнение: разбор технологических  процессов обработки деталей  типа: валов и втулок. Составление  технологических процессов обработки  несложных деталей по рекомендованным  режимам обработки.

 

 

 

II. Анализ учебной литературы по предмету «Специальные технологии» органолептическим  методом.

Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников  является одним из видов методической деятельности преподавателя.

Существует около 300 методов  и приемов анализа учебников. Из них широко известны экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анализа.

Органолептический метод  анализа является более простым  и достаточно часто применяется  для оценки качества учебника.

Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников  суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными  качественного анализа, он выбирает лучший учебник. Расчет суммы баллов за качество учебника производится по формуле:

Nj=∑ķipij

  где - общая сумма баллов, набранная i-м учебником;

- коэффициент значимости i-го показателя  качества (от 2 до 5);

- оценка степени реализации  в j-м учебнике i-го показателя качества.

Для наглядности и  удобства результаты оценки качества учебников целесообразно представить  в виде таблицы 1.

 

Таблица 1 – Оценка качества учебников

№ п/п

Показатель качества

Коэффициент значимости к;

Оценка степени реализации показателя

Учебник 1

Учебник 2

         

Итого

     

      В качестве основных дидактических требований, на соответствие которым следует проверять учебники, можно выделить следующие: научность учебного материала, учет возрастных и познавательных возможностей учащихся, систематичность и последовательность изложения материала, достаточное количество иллюстраций, схем, таблиц, наглядность оформления, четкость рубрикации учебника.

Реализацию принципа научности материала целесообразно  проверять с учетом следующих показателей и соответствующих коэффициентов значимости:

  • Наличие в учебнике самого существенного содержания программы учебного предмета (к=5);
  • Соответствие  определений, терминов и символов, используемых в анализируемом учебнике, общепризнанному содержанию учебного предмета (к=5);
  • Выполнение правил: от простого к сложному, от частного к общему, от легкого к трудному (к=5);
  • Простота языка и доступность стиля изложения учебного материала (к=5);
  • Количество новых понятий, вводимых на одном занятии ( в одном параграфе)  и их сложность (к=3);
  • Четкость структуры разделов и глав учебника. (к=3);
  • Соответствие последовательности изложения содержания  в учебнике последовательности рубрик учебной программы (к=4);
  • Наличие  межпредметных  связей с производственным (практическим) обучением (к=5);
  • Наличие достаточного количества иллюстративного материала (к=4).

Проверить степень выполнения этого показателя качества можно  путем сравнения двух коэффициентов:

отношения количества страниц  в учебнике к количеству часов, отводимых на изучение курса (К1);

отношения количества страниц  по теме к количеству часов, отведенных на ее изучение (К2).

Анализируя выделенные дидактические требования и пути их реализации в учебниках, можно  увидеть, что по целому ряду из них  трудно дать обобщающую оценку всего учебника. Поэтому целесообразно выделенные показатели разбить на две группы: показатели, характеризующие учебник в целом, и показатели, характеризующие отдельные его разделы.

Первая группа показателей  включает в себя оценку внешнего оформления учебника (к=3), четкость структуры (к=3), соответствие его рубрикации программе (к=4), равномерность распределения материала по темам (к=4).

Остальные показатели относятся  ко второй группе, и степень их воплощения в учебниках определяется применительно к отдельным, основным темам программы.

Такой подробный и  тщательный сравнительный анализ учебников  рекомендуется проводить молодым  преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету.

Проанализируем учебную  и методическую литературу органолептическим методом (по дисциплине «Специальные технологии») оценим качество учебников (по показателям), установим соответствие с действующей учебной программой, выберем учебник, более точно отвечающий всем требованиям.

 

Учебники:

1. В.Н.Фещенко, Р.Х. Махмутов Токарная обработка: Учеб. для проф. учеб. заведений.-4-е изд.- М.: Академия, 2000.

2.А.Г. Схиртладзе, В.Ю.  Новиков Станочник широкого профиля: Учеб. для проф. учеб. заведений.- М.: Академия, 1998.

Определим степень соответствия разделов учебной программы с вышеперечисленными учебниками.

 

Таблица 1 – Степень соответствия разделов учебной программы и учебника

Раздел темы  учебной  программы

Глава, параграф, страница (объём информации) учебника

Фещенко

Глава, параграф, страница (объём информации) учебника

       Схиртладзе

Раздел 1. Содержание технологического процесса и его основные элементы. Понятие о заготовке, обработке её резанием.

+

Гл.4, §4.1, стр.43 (1)

+

Гл.3, §3.1, стр.43 (2)

Раздел 2. Исходные данные для составления технологического процесса. Назначение и содержание технологических карт механической обработки.

+

Гл.4, §4.2, стр.54 (1)

+

Гл.3, §3.4, стр.49-50 (2)

Раздел 3. Последовательность обработки вала: гладкий и с уступом; втулки: сквозная и глухая.

Выбор способа и очередности обработки поверхности и инструмента.

+

Гл.4, §4.3, стр.56-57(2)

+

Гл.1, §1.14,1.26,1.27, стр.17-18,30-32 (3)

Раздел 4. Базирование: понятие и базы. Значение баз для обеспечения технологических требований к готовой детали.

+

Гл.4, §4.3, стр.54-56 (2)

+

Гл.3, §3.2, стр.45-48 (3)

Раздел 5. Центровые оправки и центры - универсальная база. Выбор установочных баз: штучное изготовление и изготовление партиями.

+

Гл.3, §3.5, стр.42-44 (3)

+

Гл.1, §1.15, стр.18-20 (2)

Раздел 6. Способы закрепления заготовок; использование нормализованных и специальных приспособлений. Объединение переходов в установке при штучном изготовлении деталей и изготовлении партиями.

+

Гл.3, § 3.5, стр.45-53 (8)

+

Гл.1, §1.10, стр.14 (1)

Раздел 7. Применение специализированных инструментов. Экономическая точность обработки.

Упражнение: выбор технологических процессов обработки типа валов и втулок по рекомендованным режимам резания.

+

Гл.4, §4.4, стр.57-60 (3)

__

нет информации


   

    Вывод: Как видно из таблицы 2, в учебнике В.Н.Фещенко «Токарная обработка» учебный материал представлен полностью и соответствует разделам учебной программы.

  

  Рассмотрим данные  учебники по качеству внешнего  оформления:

      1. В.Н.Фещенко,  Р.Х. Махмутов Токарная обработка:  Учеб. для проф. учеб. заведений.-4-е  изд.- М.: Академия, 2000.- среднее, обложка мягкая, рисунок видно хорошо. Содержание соответствует программе. Оно раскрыто четко, полно и доступно.

      2.А.Г.  Схиртладзе, В.Ю. Новиков Станочник  широкого профиля: Учеб. для проф. учеб. заведений.- М.: Академия, 1998. - среднее, обложка мягкая, рисунок видно хорошо. Содержание не полностью соответствует программе обучения. Раскрыто чётко, не полно и не совсем доступно (мало иллюстраций для полного понимания информации).

 

 

Рассмотрим данные учебники более подробно.

      1. В.Н.Фещенко, Р.Х. Махмутов Токарная обработка: Учеб. для проф. учеб. заведений.-4-е изд.- М.: Академия, 2000.

Возьмем за основу Главу 4 «Технологический процесс обработки заготовки». (10 страниц).

На изучение темы необходимо 7 часов.

Проанализируем эту главу с входящими в неё разделами:

4.1. Основные понятия  технологического процесса.

4.2. Основные виды технологической  документации.

4.3. Технологические базы.

4.4. Точность обработки.

4.5. Наладка  и настройка  станка.

4.6. Рациональная организация рабочего места токаря.

1) Каждая глава в данном учебнике выделена крупным шрифтом, а каждый её раздел - отмечен § и выделен жирным шрифтом.

2) В разделах все  определения выделены курсивом, для выявления главной информации по данному разделу.  Определения даны в полном виде.

3) Учебник построен  на принципе: от простого к  сложному, от частного к общему, от лёгкого к трудному.

4) Стиль изложения  учебного материала – доступный,  чёткий.

5) Учебник полностью  соответствует числу нормативных  страниц, приходящихся на один  учебный час (2-3 страницы).

6) В конце главы  есть контрольные вопросы для  повторения и закрепления учебного материала.

7)  Весь материал  программы содержится в учебнике.

8)  Существует межпредметная связь с производственным обучением (установка заготовки в центрах станка; обработка ступенчатого вала и сквозной втулки на токарном станке).

9) В разделах очень много рисунков, схем графиков и таблиц, что способствует улучшению для понимания информации (наглядный метод). Качество печати - хорошее.

Информация о работе Анализ учебной литературы по предмету органолептическим методом