Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:46, реферат
Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.
Целью применения данного метода является установление:
возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;
Введение 3
I. Основная часть 4
1. Исходные данные
2. Профессии
2. Уровень квалификации
3. Срок обучения
4. Дисциплина
5. Тема
6. Содержание темы из учебной программы
II. Анализ учебной литературы по предмету 5
«Специальные технологии» органолептическим методом:
1. В.Н. Фещенко, Р.Х.Махмутов Токарная обработка
2. А.Г.Схиртладзе, В.Ю.Новиков Станочник широкого профиля
Заключение
2. А.Г. Схиртладзе, В.Ю. Новиков Станочник широкого профиля: Учеб. для проф. учеб. заведений.- М.: Академия, 1998.
Возьмем за основу Главу 3 «Сведения о технологическом процессе механической обработки». (10 страниц).
На изучение темы необходимо 7 часов.
Проанализируем эту главу с входящими в неё разделами:
3.1. Понятие о технологическом и производственном процессах и их элементах.
3.2. Понятие о базировании и базах.
3.3. Общие и межпереходные припуски на обработку.
3.4. Технологическая документация.
3.5. Принципы построения технологического процесса.
1) Каждая глава в
данном учебнике выделена крупн
2) В разделах все определения выделены курсивом, для выявления главной информации по данному разделу. Не все определения по теме даны.
3) Учебник построен на принципе: от простого к сложному, от частного к общему, от лёгкого к трудному.
4) Стиль изложения
учебного материала –
5) Учебник полностью
соответствует числу
6) В конце главы есть контрольные вопросы для повторения и закрепления учебного материала.
7) Не весь материал учебной программы содержится в учебнике.
8) Существует межпредметная
связь с производственным
9) В разделах мало рисунков, схем графиков и таблиц. Качество печати - хорошее.
Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.
Представим результаты оценки качества учебников, т.к. это более удобно и целесообразно, в виде таблицы 1.
Таблица 1 - Оценка качества учебников
№ п/п |
Показатель качества |
Коэффициент значимости |
Оценка степени реализации показателя качества | |
Учебник 1 Фещенко |
Учебник 2 Схиртладзе | |||
1) |
Наличие в учебнике самого существенного содержания программы учебного предмета |
К=5 |
5 |
4 |
2) |
Соответствие определений, терминов и символов, используемых в анализируемом учебнике, общепризнанному содержанию учебного предмета |
К=5 |
5 |
4 |
3) |
Выполнение правил: от простого к сложному, от частного к общему, от лёгкого к трудному |
К=5 |
5 |
5 |
4) |
Простота языка и доступность стиля изложения учебного материала. |
К=5 |
5 |
3 |
5) |
Количество новых понятий, вводимых на одном занятии (в одном параграфе) и их сложность |
К=3 |
3 |
3 |
6) |
Чёткость структуры разделов и глав учебника |
К=3 |
3 |
2 |
7) |
Соответствие последовательност |
К=4 |
4 |
3 |
8) |
Наличие межпредметных связей с производственным (практическим обучением) |
К=5 |
5 |
5 |
9) |
Наличие достаточного количества иллюстрированного материала |
К=4 |
4 |
2 |
Итого: |
175 |
155 |
Вывод: По большинству показателей качества выше оценка у учебника В.Н.Фещенко «Токарная обработка». В нем наиболее полно, четко и просто изложен материал, рубрикация соответствует программе.
Заключение
Проанализировав данный учебник можно заметить, что хотя внешнее оформление и среднего качества, зато содержание полностью отражает суть изучаемого предмета. Материал на 90% соответствует программе, он доступен и понятен, рубрикация учебника четкая, изложение материала систематично и последовательно, определения, термины и символы соответствуют базовой науке.
Этот учебник можно рекомендовать использовать учащимся для работы. А разделы, которых в этом учебном пособии нет – подготовить самостоятельно.
Ответы на вопросы.
1. В чем отличие учебного пособия от учебника?
Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.
В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.
2. Для чего предназначена учебно-методическая литература?
Учебно-методическая литература
предназначена для
Учебно - методическая литература - дополняет учебник, облегчая работу с ним учителей.
3. Каковы основные функции учебника?
Учебник выполняет две основные функции:
- является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
- выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
4. Назовите требования, предъявляемые к учебникам. Чем определяются эти требования?
Учебник - это часть
более сложного целого и относительно
самостоятельная система, и каждый его
элемент выполняет определенные функции.
Считаю, что каждый учебник должен соответствовать
следующим требованиям:
1. По содержанию:
• Соответствие современному состоянию
содержания науки;
• Систематизация в предметном, логическом
и психологическом плане;
• Согласованность терминов и названий
в учебниках по смежным предметам;
• Разнородность способов подачи информации
(слово, рисунок, фотография, информация
о том, как добывать последующую информацию).
2. По структуре:
• Четкость структуры, повторяемость
элементов;
• Реализация в структуре содержания
основных принципов методики умственной
деятельности: расположение оглавления
в начале учебника, использование предметных,
именных и других указателей.
3. По методической разработке содержания
учебника:
• Соответствие требованиям современной
дидактики в области языка (доступность,
правильность);
• Соответствие методическим требованиям
по данному предмету обучения;
• Разнообразие иллюстрирующих авторские
положения примеров;
• Обращение к пройденному материалу
и опыту учеников;
4. По оформлению и полиграфическому исполнению:
• Удобство пользования учебником;
• Разнообразие иллюстраций (рисунки,
фотографии, чертежи, схемы);
• Краткость и ясность подписей под иллюстрациями;
• Использование соответствующих выделений,
например, основных понятий, информационных
положений и других элементов;
5.Зачем при использовании органолептического метода вводятся коэффициенты значимости для каждого показателя качества?
Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник.
6. Какие из показателей качества учебников наиболее весомы для учебного процесса?
Я считаю, что наиболее весомыми показателями качества учебников для учебного процесса являются:
Список литературы
1. Практикум по «Методике профессионального обучения»: Учебное пособие. Часть 1/ под редакцией А.А.Жученко.- Екатеринбург, 2003.
2. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин: Учебное Пособие/ под ред. В.И.Никифорова.- М.: Высшая Школа, 1990.
3. В.Н. Фещенко, Р.Х.Махмутов
Токарная обработка: Учебное
4. А.Г. Схиртладзе, В.Ю.Новиков
Станочник широкого профиля:
Информация о работе Анализ учебной литературы по предмету органолептическим методом