Анализ учебно-методического комплекса по изобразительной деятельности: достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования: провести анализ учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1.Проанализировать учебно – методический комплекс по изобразительной деятельности.
2.Рассмотреть цели, задачи учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.
3.Выявить недостатки и достоинства учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.
4.Раскрыть особенности работы воспитателя с учебно – методическим комплексом по изобразительной деятельности.
5.Разработать методические рекомендации воспитателя по работе над учебно – методическим комплексом.

Работа состоит из  1 файл

АНАЛИЗ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ.doc

— 475.50 Кб (Скачать документ)

8. Использовать материал, используемый для проведения занятий и других видов деятельности (картины, пособия, иллюстрации, литература для детей, подборка стихов по теме и т.д.), с указанием местонахождения и желательно цветовым обозначением.

9. Обращать внимание на возрастные индивидуальные особенности дошкольников.

10. Использовать необходимое оборудование для рисования, лепки и аппликации.

11. Опираясь, на приведенные в методическом пособии примерные конспекты занятий, самостоятельно разрабатывать и дополнять их.

  1. Данный УМК можно приобрести в книжных магазинах города в свободной продаже.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В  ходе    написания   курсовой  работы  была    проанализирована     научно-методическая  литература, учебно – методическое пособие по  изобразительной деятельности дошкольников.                                            

Курсовая  работа  достигла  цели, а именно – учебно – методический комплекс представляет собой систему дидактических средств обучения по теме создаваемую в целях наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформированных программой по данной дисциплине. Поставленные задачи были решены при  выполнении  работы: был  проведен  анализ учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности; раскрыты цели, задачи учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности; выявлены недостатки и достоинства учебно – методического комплекса; рассмотрены особенности работы воспитателя с учебно – методическим комплексом; разработаны методические  рекомендации воспитателя по работе над учебно – методическим комплексом.

Данный  учебно – методический комплекс как носитель содержания образования, определенного дошкольной программой для обязательного усвоения с учетом возрастных и иных особенностей учащихся. Ему присущи следующие дидактические функции:

- информационная: учебник является источником обязательной для усвоения учащимся информации . Информационная функция рассчитана достижение в процессе обучения просвещенческого образовательного эффекта (сдвига в обученности ), лишь на основе которого могут произойти сдвиги в развитии и воспитании дошкольников;

- трансформационная: связана с преобразованием, мировоззренческих, художественно-ценностных и других знаний, включаемых в учебник в порядке воплощения, уточнения и конкретизации государственной учебной программы. Основными направлениями трансформации содержания предмета обучения при переводе его на уровень учебного материала являются: обеспечение доступности содержания для данной возрастной категории; установка связей изученного материала с жизнью, с практикой;

  1. оптимальная активизация учения дошкольников путем введения элементов проблемного изложения;
  2. усиления занимательности и эмоциональной выразительности материала;

- координирующая: одна из принципиальных особенностей учебника современной школы заключается в том, что он, в силу своего назначения в системе средств обучения, является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства. В настоящее время значение этой функции все более возрастает на фоне более широкого применения технических средств в процессе обучения, создания системы УМК;

- закрепления и самоконтроля: являясь носителем определенного, обязательного учебного материала, учебник призван всемерно облегчать дошкольникам усвоение и закрепление этого материала;

- развивающе-воспитательная: содействует активному формированию важнейших черт гармонически развитой личности.

Таким образом, учебно – методический комплекс по изобразительной деятельности соответствует требованиям ГОСО РК. 1.001. - 2009 «Дошкольное воспитание и обучение», возрасту дошкольников и профилю обучения; дает возможность поставить дошкольника в ситуацию выбора; обеспечивает работу с рисунками разных жанров; предлагает интересные темы для проведения занятий; содержит большое количество разного вида конспектов занятия.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. ГОСО РК 1.001 – 2009 Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан №19 – 01 – 4/2 – 82
  2. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 28.01.2011
  3. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) «Біз мектепке барамыз». – Астана, 2009 – 99 с.
  4. Аубакирова Р.Ж.,Абремская И.Б.  Изобразительная деятельность. Рисование: азбука-альбом - Алматы:Алматыкiтап, 2009. - 112 с.
  5. Аубакирова Р.Ж., Абремская И.Б.  Изобразительная деятельность.   Лепка:  азбука-альбом - Алматы:Алматыкiтап, 2009. - 32 с.
  6. Аубакирова Р.Ж., Абремская И.Б. Изобразительная деятельность.Аппликация: азбука-альбом -Алматы:Алматыкiтап, 2009. - 64 с.
  7. Аубакирова Р.Ж., Абремская И.Б.  Изобразительная деятельность: дидактический  материал -Алматы: Алматыкiтап, 2009. - 48 с.
  8. Аубакирова Р.Ж., Абремская И.Б. Изобразительная деятельность: методическое пособие – Алматы: Алматыкіпат, 2009 – 136 с.
  9. Баталова Э. Н.  Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация: разрезные материалы для  старших групп детских садов. Для обучения детей 5  лет  по программе предшкольной подготовки. - А.: Алматыкітап, 2008. - 20 с.
  10. Дизайн и дети: методические рекомендации // Авт.- сост. Л. Лялина. - М.: Сфера, 2006. – 96 с.
  11. Доронова Т., Ильяшева К., Левченко Т.  Дошкольникам  об  искусстве: учебно-методическое пособие.- Алматы:Просвещение, 2007.- 60 с.
  12. Казакова Т. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие. - М.: Владос, 2006. - 255 с.
  13. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: интегрированные занятия. - М.:Сфера, 2005.- 64 с.
  14. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: для работы с  детьми 2-7 лет. - М., 2005. - 120 с. 
  15. Нусупбекова М. Изобразительное искусство: азбука - тетрадь. -Алматы: Аруна, 2007. - 44 с. 
  16. Янушко Е.А. Аппликация с  детьми  раннего  возраста:  1 - 3года. -М.:Мозаика, 2006.- 64 с
  17. Бахарева Л.,Губанова Л.  Изобразительная  деятельность: рисование, лепка, аппликация: демонстрационный  материал для старших групп детских садов. Для обучения детей   5 лет по программе предшкольной подготовки. - А.: Алматыкітап, 2008. - 20 с.
  18. Варкки Н., Калинина Р. Программа  творческо-эстетического развития ребенка. - СПб.: Речь, 2002.- 168 с.
  19. Волшебный город мастеров  // Ред.М. Казыбек. - Шымкент, 2005.- 181 с.
  20. Волынкин В.И. Художественно - эстетическое воспитание и  развитие дошкольников:  Учебное  пособие/В. И. Волынкин - Ростов н/Д.:Феникс, 2007.- 441 с.
  21. Грибовская А.,Левченко Т. Народное искусство и детское творчество: Методическое пособие для воспитателей. - Алматы: Просвещение, 2007.
  22. Грибовская А.,Левченко Т. Дошкольникам о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста/А.А.Грибовская, Т.А.Левченко. -  Алматы:Просвещение, 2007. - 60 с.     
  23. Губанова Л.,Бахарева Л. Изобразительная деятельность:  методическое пособие для воспитателей  старших  групп  детского сада. - Алматы: Алматыкітап, 2008. - 132 с.                                                                         
  24. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность  в  детском  саду: 

методические рекомендации. - М.: Мозаика, 2006. - 128 с.

  1. Глазырина Л.Д. Изобразительная деятельность -  дошкольникам:  Старший дошк. возраст. - М: ВЛАДОС, 2001.- 272 с.

 

Приложение А

 

Примерный конспект занятия по изобразительной деятельности для обучения  детей 6 – 7 лет по программе предшкольной подготовки

 

Рисование. Тема. Волшебный кружок.

Программные задачи. Научить  рисовать предметы круглой формы; развивать творческое воображение, наблюдательность, глазомер, уверенность руки, воспитывать усидчивость.

Материал.

Наглядные пособия  с изображением предметов круглой  формы, листы, карандаши.

Содержание  работы.

Педагог просит назвать общие признаки рассматриваемых  наглядных пособий (арбуз, мяч, солнышко и т.д.). Вместе с детьми выявляются общие признаки предметов, напоминающих круг. (У них нет углов, они могут кататься). Попросите детей назвать предметы круглой формы (яблоко, пуговица и т.д.), а также те предметы, частью которых является круг.

Дидактическая игра «Дорисуй предмет».

Педагог рисует круг, а дети дорисовывают дополнительные детали, чтобы получился образ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

 

Примерный конспект занятия по изобразительной деятельности для обучения  детей 6 – 7 лет по программе предшкольной подготовки

 

Лепка. Тема. Осенние дары.

Морковь и свекла.

Программные задачи. Познакомить детей с материалами по лепки (глина, пластилин, соленое тесто). Научить вылепливанию форм простейших предметов, ритмично раскатывая комки глины или пластилина между ладонями круговыми или продольными движениями. Сформировать умение лепить на дощечке, аккуратно пользоваться материалом, не пачкая стол и одежду.

Материал. У педагога овощи – морковь и свекла (Натуральные или муляжи) кусок пластилина для частичного показа способов лепки. У детей пластилин или глина, дощечки, стеки.

Содержание  занятия.

Педагог показывает детям овощи.

- Дети, давайте  сравним морковь и свеклу и  узнаем, в чем отличие и сходство  этих овощей. Я назову признаки  моркови, а вместе свеклы. Морковь длинная, а свекла? (Круглая). У моркови есть хвостик, а у свеклы в том, что они разной формы. Вы уже знаете, что для того, чтобы вылепить какой - нибудь предмет, нужно сначала сделать исходную форму.

Педагог показывает заранее вылепленные цилиндр  и шар.

- Угадайте, из  чего я вылеплю морковь, а  из чего – свеклу. Почему вы  так думаете? Эти формы я  вылепила ладонями, а свекольный  хвостик сделаю пальцами. Посмотрите, как я постепенно его вытягиваю.  Вначале он толстый, но потом  становиться все тоньше. А как вылепить хвостик у моркови? Кто покажет?

Прежде чем  дети приступят к лепке, педагог  спрашивает, с чего следует начать работу (разделить пластилин на две  части и вылепить исходные формы  – цилиндр, шар).

Самостоятельная работа.

В ходе занятия  воспитатель напоминает, какими приемами нужно вылепить морковь и свеклу для того, чтобы дети постепенно запомнили название разных способов лепки (раскатать между ладонями, скатать шар, оттянуть и заострить кончик). Следует сказать детям, что морковь и свекла гладкие, поэтому их поверхность заглаживается пальцами.

Анализ  детских работ.

В конце занятия  на одну тарелку дети складывают морковь, а на другую – свеклу. Затем вместе с воспитателем отбирают изделия, наиболее сходными с образцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  В

 

Примерный конспект занятия по изобразительной деятельности для обучения детей 6 – 7 лет по программе предшкольной подготовки

Аппликация. Тема. Одень куклу в казахский национальный костюм.

 Программные задачи. Упражнять детей в вырезании одежды симметричным способом для картонных кукол; научить делать выкройки по картонным лекалам; формировать понятие «национальная одежда».

Материал. Картонные куклы – мальчик и девочка; листы цветной и белой бумаги; картонные лекала – выкройки одежды; простые карандаши, ножницы.

Содержание  занятия.

Педагог спрашивает у детей, какой смысл они вкладывают в понятие «Национальная одежда». Поясняет, что у казахского народа также как и у других, есть национальные костюмы. Просит детей назвать их: камзол, саукеле, жилет, тюбетейка, чапан и т.д. Обращает внимание, что национальная одежда используется с различной целью. Например, для особенных событий: свадьбы, тоя. А ее вид и цвет зависят от сезона года и возраста для особенных событий: свадьбы, тоя. А ее вид и цвет зависят от сезона года и возраста человека. Далее педагог нацеливает детей на то, что одежду для кукол можно вырезать из бумаги. Показывает лекала.

На следующем  этапе работы ребята вместе с педагогом  складываю вдвое прямоугольный  лист бумаги (ткань), прикладывают лекало, обводят его карандашом и вырезают платье или другую одежду. Можно украсить ее национальным орнаментом.

Самостоятельная работа.

 Каждый ребенок выбирает выкройку, складывает кусок ткани, обводит лекало и вырезает выбранную одежду.

Дети сравнивают получившуюся друг у друга одежду и по желанию наряжают в нее кукол. Остальные поделки, лекала и ткани складывают в коробку и в дальнейшем занимаются этим самостоятельно в свободное время.

Анализ  детских работ.

 


Информация о работе Анализ учебно-методического комплекса по изобразительной деятельности: достоинства и недостатки