Анализ учебно-методического комплекса по изобразительной деятельности: достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования: провести анализ учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1.Проанализировать учебно – методический комплекс по изобразительной деятельности.
2.Рассмотреть цели, задачи учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.
3.Выявить недостатки и достоинства учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.
4.Раскрыть особенности работы воспитателя с учебно – методическим комплексом по изобразительной деятельности.
5.Разработать методические рекомендации воспитателя по работе над учебно – методическим комплексом.

Работа состоит из  1 файл

АНАЛИЗ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ.doc

— 475.50 Кб (Скачать документ)

         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Северо-Казахстанский  государственный университет

им. М.Козыбаева

 

Музыкально –  педагогический факультет

Кафедра теории и методики начального и дошкольного  образования

 

 

 

 

 

курсовая работа

 

«АНАЛИЗ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ»

 

 

050101

очная

ДОВ-09


 

 

 

 

 

автор                  Шаимова Д..Н.                    ___________

         (фамилия, инициалы)                                 (подпись, дата)

 

РУКОВОДИТЕЛЬ       Альмагамбетова Л. С.         ___________

        (фамилия, инициалы)                                  (подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск, 2011

 Введение

В ГОСО РК. 1.001. – 2009 отмечается, что необходимо предоставлять ребенку свободно выражать свои творческие замыслы; обеспечивать условия для продуктивной, изобразительной деятельности ребенка; изучать интересы, склонности ребенка и стимулировать их развитие; наблюдать явления природы, развивать эстетический вкус, интерес к произведениям искусства, создавать возможности для творческого роста ребенка, изучая его способности и склонности [1].

В послании президента «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 года, говорится, что качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана [2].

Характерными чертами  реформирования и модернизации образования  в Казахстане являются стремление к  повышению качества обучения детей, фундаментальности и интеграции, усиление творческой направленности, увеличение вариативности, роли самостоятельной работы дошкольников и процесса обучения.

Учебно – воспитательный процесс в дошкольных учреждениях  осуществляется посредством учебно – методического комплекса, которое состоит из: методического пособия, азбуки – альбома «Аппликация», азбуки – альбома «Рисование», азбуки – альбома «Лепка», дидактического материала по изобразительной деятельности для обучения детей 6 – 7 лет по программе предшкольной подготовки.

Учебно – воспитательный процесс в дошкольных учреждениях осуществляется с помощью учебно – методического комплекса, в которое входит: азбука – альбом «рисование», альбом – азбука  «лепка», азбука - альбом «аппликация», дидактический материал, методическое пособие по изобразительной деятельности.

Согласно мнению Баталовой Э.Н. в учебно - методическом пособии, воспитательный процесс должен отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов дошкольных учреждений и отличаться комплексностью [9].

Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно - методического материала, но общим должен быть комплексный подход. Это означает, что педагогические специальности, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен: отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, модуля и т.п., обоснование уровня усвоения; содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий дошкольнику достигать требуемого уровня усвоения; представлять дошкольнику возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность.

Учебно – методический комплекс по изобразительной деятельности для обучения детей 6 - 7 лет по программе предшкольной подготовки соответствует указанным требованиям.  Вышедший в Казахстане учебно -  методический комплекс, не прошел должную апробацию на практике. Часто рецензентами выступают не компетентные в данном вопросе лица. Поэтому необходим анализ учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности дошкольников.

 Цель исследования: провести анализ учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.

          Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в ДОУ.

           Предмет исследования: учебно – методический комплекс по изобразительной деятельности.

         Задачи исследования:

  1. Проанализировать учебно – методический  комплекс по изобразительной деятельности.
  2. Рассмотреть цели, задачи учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.
  3. Выявить недостатки и достоинства учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.
  4. Раскрыть особенности работы воспитателя с учебно – методическим комплексом по изобразительной деятельности.
  5. Разработать методические рекомендации воспитателя по работе над учебно – методическим комплексом.

        Метод исследования: теоретический анализ психолого – педагогической, методической литературы.

 

 

           1.Теоретический анализ учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности

 

1.1  Цели, задачи учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности

 

          В две тысячи девятом году был издан учебно – методический комплекс по изобразительной деятельности для обучения детей 6 – 7 лет по программе предшкольной подготовки. Авторами учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности являются Р.Ж. Аубакирова - кандидат педагогических наук, доцент, И.Б. Абремская. Издательством учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности является Алматыкитап. Переплет состоит из мягкой обложки. Количество тиража составляет пять тысяч экземпляров. Данный учебно – методический комплекс допущен Министерством образования Республики Казахстан.

Целью учебного методического  комплекса по изобразительной деятельности является: научить детей познавать мир и себя в нем через открытие цвета, формы, величины;

Развивать умение включаться в творческий процесс через физические и словесные действия;

Упражнять детей в  применении различных способов нетрадиционного  рисования (пальчиком, тампоном, ладошкой и т.д.);

Поощрять детей в  выборе красок, побуждать их к рассуждению;

Способствовать речевому развитию детей и прививать интерес к художественной литературе;

Учить радоваться результатам своего труда и труда товарищей.

Учебно – методический комплекс состоит из: азбука – альбом  «рисование», азбука - альбом  «лепка», азбука - альбом «аппликация», дидактический материал, методическое пособие по изобразительной деятельности.

           По словам авторов, Аубакировой Р.Ж, Абремской И. Б., методическое пособие поможет познакомить детей с различными жанрами изобразительного искусства, развить фантазию, образное мышление, любознательность, воспитать терпение и трудолюбие.    

           Методическое пособие по изобразительной деятельности нацелено на:

- формирование у детей интереса к изобразительной деятельности, понимание произведений изобразительного искусства;

- развитие эстетического  вкуса, творческого воображения;

Воспитание интереса к разным видам изобразительного искусства, умение видеть богатство  цветов и форм окружающего мира.

К методическому пособию  прилагается азбуки – альбомы по рисованию, аппликации, лепке.

 Целью азбуки –  альбома «рисования» является  воспитание эстетической культуры  и развития художественного вкуса  детей предшкольного возраста. Для  организации занятий по рисованию  необходима предварительная подготовка: проведение экскурсий и прогулок, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, необходимо ребенку разъяснить способы изображения предметов, явлений природы; ознакомление ребенка с цветовой гаммой, умение пользоваться цветными карандашами, гуашью, акварельными красками. [4].

Рисование - большая и  серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника  вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное  время ребёнок всегда точно указывает, что и где изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. До такой степени, что, даже учась рисовать в кружках, дома для себя делают изображения, соответствующие их возрастному развитию. И считают их правильными. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляются рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали

Целью азбуки – альбома  «аппликация» является воспитание у  детей чувства прекрасного, формирование умения развитие творческих способностей и художественного вкуса, а также подбадривание и похвала детей, так как эта работа требует усидчивости и терпения [5].

Аппликация (от латинского applicatio - прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

Целью азбуки – альбома  «лепка» является воспитание эстетической культуры и художественного вкуса  детей предшкольного возраста. [6].

Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда — до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и т. д. как вводный курс освоения первичных принцип.

Пособие разработано  для педагогов предшкольных учреждений и родителей.

Ведущей идеей учебно - методического комплекса  для  обучения детей 6 – 7 лет по программе предшкольной подготовки является реализация одного из возможных путей модернизации дошкольного образования, раскрытия новых подходов к целям, содержанию и методике обучения дошкольников в детском саду. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (рабочие тетради, азбука – альбомы, дидактический материал, демонстрационный материал и др.)

  Таким образом, целью анализируемого учебно – методического комплекса является формирование у детей предшкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, понимание произведений изобразительного искусства, развитие эстетического вкуса, творческого воображения посредством рисования, лепки и аппликации.

 

    1.  Достоинства и недостатки учебно-методического комплекса по изобразительной деятельности

 

Учебно – методический комплекс по изобразительной деятельности для обучения детей 6 – 7 лет по программе предшкольной подготовки состоит из: методического пособия, азбуки – альбома  «рисование», азбуки - альбома  «лепка», азбуки - альбома «аппликация», дидактический материал по изобразительной деятельности.

Методическое пособие по изобразительной деятельности отражает вариативность и разнообразие содержания, форм, методов работы; ориентируются на социально – личностное, познавательное, интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка; учитывает национально – культурные традиции. Методическое пособие разработано в помощь воспитателям детских садов и мини – центров.

           В пособии представлено перспективное  планирование в виде технологической карты, даны примерные конспекты занятий с разными направлениями работ (аппликация, лепка, рисование), перечень дидактических игр, задания и упражнения для самостоятельной работы по изучаемым темам.

          Обложка методического пособия по изобразительной деятельности окрашена в синий цвет и имеет мягкий глянцевый переплет (рисунок 1). Правая часть обложки оформлена казахским национальным орнаментом.

Название набрано буквами  белого цвета, шрифт подобран удачно, четко видны границы между названиями.

В конце данного методического пособия прилагается список используемой литературы; глоссарий по изобразительному искусству, приложение с краткими сведениями о казахстанских художниках. Объем методического пособия по изобразительной деятельности составляет сто тридцать две страницы.

Информация о работе Анализ учебно-методического комплекса по изобразительной деятельности: достоинства и недостатки