Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:21, курсовая работа
Цель исследования: провести анализ учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1.Проанализировать учебно – методический комплекс по изобразительной деятельности.
2.Рассмотреть цели, задачи учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.
3.Выявить недостатки и достоинства учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.
4.Раскрыть особенности работы воспитателя с учебно – методическим комплексом по изобразительной деятельности.
5.Разработать методические рекомендации воспитателя по работе над учебно – методическим комплексом.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Северо-Казахстанский государственный университет
им. М.Козыбаева
Музыкально – педагогический факультет
Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования
курсовая работа
«АНАЛИЗ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ»
050101 |
очная |
ДОВ-09 |
автор Шаимова Д..Н. ___________
(фамилия, инициалы)
РУКОВОДИТЕЛЬ Альмагамбетова Л. С. ___________
(фамилия, инициалы)
Петропавловск, 2011
В ГОСО РК. 1.001. – 2009 отмечается, что необходимо предоставлять ребенку свободно выражать свои творческие замыслы; обеспечивать условия для продуктивной, изобразительной деятельности ребенка; изучать интересы, склонности ребенка и стимулировать их развитие; наблюдать явления природы, развивать эстетический вкус, интерес к произведениям искусства, создавать возможности для творческого роста ребенка, изучая его способности и склонности [1].
В послании президента «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 года, говорится, что качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана [2].
Характерными чертами
реформирования и модернизации образования
в Казахстане являются стремление к
повышению качества обучения детей,
фундаментальности и
Учебно – воспитательный процесс в дошкольных учреждениях осуществляется посредством учебно – методического комплекса, которое состоит из: методического пособия, азбуки – альбома «Аппликация», азбуки – альбома «Рисование», азбуки – альбома «Лепка», дидактического материала по изобразительной деятельности для обучения детей 6 – 7 лет по программе предшкольной подготовки.
Учебно – воспитательный процесс в дошкольных учреждениях осуществляется с помощью учебно – методического комплекса, в которое входит: азбука – альбом «рисование», альбом – азбука «лепка», азбука - альбом «аппликация», дидактический материал, методическое пособие по изобразительной деятельности.
Согласно мнению Баталовой Э.Н. в учебно - методическом пособии, воспитательный процесс должен отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов дошкольных учреждений и отличаться комплексностью [9].
Требования к содержанию
отдельных компонентов учебно-
Учебно – методический комплекс по изобразительной деятельности для обучения детей 6 - 7 лет по программе предшкольной подготовки соответствует указанным требованиям. Вышедший в Казахстане учебно - методический комплекс, не прошел должную апробацию на практике. Часто рецензентами выступают не компетентные в данном вопросе лица. Поэтому необходим анализ учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности дошкольников.
Цель исследования: провести анализ учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования: учебно – методический комплекс по изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
Метод исследования: теоретический анализ психолого – педагогической, методической литературы.
1.Теоретический анализ учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности
1.1 Цели, задачи учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности
В две тысячи девятом году был издан учебно – методический комплекс по изобразительной деятельности для обучения детей 6 – 7 лет по программе предшкольной подготовки. Авторами учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности являются Р.Ж. Аубакирова - кандидат педагогических наук, доцент, И.Б. Абремская. Издательством учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности является Алматыкитап. Переплет состоит из мягкой обложки. Количество тиража составляет пять тысяч экземпляров. Данный учебно – методический комплекс допущен Министерством образования Республики Казахстан.
Целью учебного методического комплекса по изобразительной деятельности является: научить детей познавать мир и себя в нем через открытие цвета, формы, величины;
Развивать умение включаться в творческий процесс через физические и словесные действия;
Упражнять детей в применении различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком, тампоном, ладошкой и т.д.);
Поощрять детей в выборе красок, побуждать их к рассуждению;
Способствовать речевому развитию детей и прививать интерес к художественной литературе;
Учить радоваться результатам своего труда и труда товарищей.
Учебно – методический комплекс состоит из: азбука – альбом «рисование», азбука - альбом «лепка», азбука - альбом «аппликация», дидактический материал, методическое пособие по изобразительной деятельности.
По словам авторов, Аубакировой Р.Ж, Абремской И. Б., методическое пособие поможет познакомить детей с различными жанрами изобразительного искусства, развить фантазию, образное мышление, любознательность, воспитать терпение и трудолюбие.
Методическое пособие по изобразительной деятельности нацелено на:
- формирование у детей интереса к изобразительной деятельности, понимание произведений изобразительного искусства;
- развитие эстетического
вкуса, творческого
Воспитание интереса к разным видам изобразительного искусства, умение видеть богатство цветов и форм окружающего мира.
К методическому пособию прилагается азбуки – альбомы по рисованию, аппликации, лепке.
Целью азбуки –
альбома «рисования» является
воспитание эстетической
Рисование - большая и
серьёзная работа для ребёнка. Даже
каракули содержат для маленького художника
вполне конкретную информацию и смысл.
Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное
время ребёнок всегда точно указывает, что и где изображено на листе,
покрытом, казалось бы, случайным переплетением
линий и закорючек. Что касается смешных
неправильностей в рисунках. Рисунки эти
строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-
Целью азбуки – альбома «аппликация» является воспитание у детей чувства прекрасного, формирование умения развитие творческих способностей и художественного вкуса, а также подбадривание и похвала детей, так как эта работа требует усидчивости и терпения [5].
Аппликация (от латинского applicatio - прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.
Целью азбуки – альбома «лепка» является воспитание эстетической культуры и художественного вкуса детей предшкольного возраста. [6].
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда — до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и т. д. как вводный курс освоения первичных принцип.
Пособие разработано для педагогов предшкольных учреждений и родителей.
Ведущей идеей учебно - методического комплекса для обучения детей 6 – 7 лет по программе предшкольной подготовки является реализация одного из возможных путей модернизации дошкольного образования, раскрытия новых подходов к целям, содержанию и методике обучения дошкольников в детском саду. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (рабочие тетради, азбука – альбомы, дидактический материал, демонстрационный материал и др.)
Таким образом, целью анализируемого учебно – методического комплекса является формирование у детей предшкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, понимание произведений изобразительного искусства, развитие эстетического вкуса, творческого воображения посредством рисования, лепки и аппликации.
Учебно – методический комплекс по изобразительной деятельности для обучения детей 6 – 7 лет по программе предшкольной подготовки состоит из: методического пособия, азбуки – альбома «рисование», азбуки - альбома «лепка», азбуки - альбома «аппликация», дидактический материал по изобразительной деятельности.
Методическое пособие по изобразительной деятельности отражает вариативность и разнообразие содержания, форм, методов работы; ориентируются на социально – личностное, познавательное, интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка; учитывает национально – культурные традиции. Методическое пособие разработано в помощь воспитателям детских садов и мини – центров.
В пособии представлено
Обложка методического пособия по изобразительной деятельности окрашена в синий цвет и имеет мягкий глянцевый переплет (рисунок 1). Правая часть обложки оформлена казахским национальным орнаментом.
Название набрано буквами белого цвета, шрифт подобран удачно, четко видны границы между названиями.
В конце данного методического пособия прилагается список используемой литературы; глоссарий по изобразительному искусству, приложение с краткими сведениями о казахстанских художниках. Объем методического пособия по изобразительной деятельности составляет сто тридцать две страницы.