Антикоррупционное воспитание в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:50, доклад

Описание

О коррупции говорят много, однако не всё, что общественное мнение или средства массовой информации считают коррупцией, является коррупцией. С другой стороны, коррупция не всегда распознаётся как преступное деяние. Кроме того, иногда слишком поверхностно и узко понимаются причины, условия, последствия коррупции и возможности борьбы с ней. Поэтому прежде, чем начать антикоррупционное воспитание, учителям следует выяснить для себя суть коррупции как явления.

Работа состоит из  1 файл

дипломка.docx

— 148.38 Кб (Скачать документ)

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ 

КРАТКО  О КОРРУПЦИИ

   О коррупции говорят много, однако не всё, что общественное мнение или средства массовой информации считают коррупцией, является коррупцией. С другой стороны, коррупция не всегда распознаётся как преступное деяние. Кроме того, иногда слишком поверхностно и узко понимаются причины, условия, последствия коррупции и возможности борьбы с ней. Поэтому прежде, чем начать антикоррупционное воспитание, учителям следует выяснить для себя суть коррупции как явления.

Что такое коррупция?

Когда-то слово “коррупция” означало испорченность и моральный упадок. Сейчас она кратко характеризуется как  злоупотребление общественной властью для получения личной выгоды. Существует ряд определений коррупции, они постоянно уточняются в процессе изменения понятия коррупции как явления. Поэтому распознать коррупцию может быть проще, основываясь не на определении, а на признаках. При сравнении различных понятий коррупции видно, что для деяний, считаемых коррупцией, чаще всего характерны следующие компоненты:

1)  лицо, наделённое полномочиями (властью)  принимать важные для общества  решения;

2)  регулирующие  принятие решения нормы (законы, принципы, критерии, процедуры);

3)  лицо  или лица, добивающиеся выгодного  для них решения; 

4) взаимовыгодный обмен между принимающим решение лицом и лицом или лицами, добивающимися решения;

5) нарушены нормы принятия решения, причинён вред обществу (Van Duyne P.,2001,стр.74-76).

Иными словами, коррупция представляет собой  покупку или продажу решения с нарушением справедливости. Справедливость может быть как юридической (когда нарушается писаная норма), так и моральной (когда конкретные нормы поведения не утверждены, однако здравый смысл говорит, что поступок бесчестный).

Согласно  приведённым выше определениям, коррупционными считаются лишь “проданные” государственными служащими и политиками решения, а сама коррупция чаще всего делится на служебную и политическую. И всё же коррупция возможна и в негосударственном секторе,   её также следует считать преступлением,  если нарушаются общественные интересы. 

Формы коррупции

Продаваемые решения могут влиять на очень  многое (предоставление услуг, выдачу разрешений, виз, ускорение предоставления и выдачи; назначение на работу, перевод  на более высокую должность; принятие закона; отмена наказания; сокрытие преступления; назначение денежного вознаграждения и других материальных ценностей; дотации; государственный заказ; передача секретной информации; освобождение от уплаты налогов и т. д.), за что можно отблагодарить очень по-разному, таким образом, существует множество форм коррупции, их трудно классифицировать. Классификация осложняется ещё и тем, что в разных государствах коррупционными считаются не одни и те же преступления (исключением является, может быть, взяточничество).

Согласно  законодательству разных государств, коррупционными преступлениями являются:

1)  получение,  требование, дача взятки;

2)  бесхозяйственность, расхищение государственного имущества;

3)  незаконное  использование конфиденциальной  государственной информации;

4)  торговля  своим влиянием, его использование  для получения личной выгоды;

5)  обман  на выборах и вмешательство  в выборы;

6)  распространение  или предоставление ложной информации для введения в заблуждение проводящих расследование государственных должностных лиц;

7)  нелегальное  обогащение;

8)  препятствование  или вмешательство в рынок  государственных заказов;

9)  наказание  лиц, информирующих о несоответствующем  должности поведении служащих;

10)  невыполнение  служебных обязанностей;

11)  причинение  вреда государственной службе (Grosse T. G., 2000).

Аргументы “за” и “против” коррупции

Системные исследования последствий коррупции  начаты сравнительно недавно.

Когда-то некоторые экономисты и политики утверждали, что коррупция выгодна, поскольку:

• помогает ускорить принятие решений, “смазывая  застревающую государственную машину”, и таким образом увеличивает эффективность хозяйства;

• экономит время, а поскольку “время – деньги”, то экономит и деньги;

• переносит  принципы конкуренции свободного рынка в сферу государственных заказов, поскольку размер взяток в борьбе за получение заказов является показателем мощности фирмы;

• компенсирует низкие зарплаты государственных служащих, таким образом, экономит бюджетные  средства.

Более пристальный взгляд на влияние коррупции, исследования хозяйств разных государств и уровня коррупции в них продемонстрировали, что коррупция оказывает отрицательное влияние на разные сферы общественной жизни. 

Чем вызвана коррупция

Основной  причиной коррупции является человеческое корыстолюбие, поэтому мы не можем считать коррупцию исключительной или патологической формой поведения: каждый склонен заботиться о себе. Искушение коррупционным поведением усиливается с распространением потребительских настроений, когда стремление к личному благосостоянию становится гораздо более важным, чем  благосостояние общества или когда об этом понятии вообще забывают. Поэтому политики и служащие начинают использовать занимаемое положение для создания личного благосостояния.

Наблюдая за этим, молодёжь воспринимает государственную службу как удобный и привлекательный образ жизни. Потребительски настроенное общество возмущается коррупционными скандалами, однако его возмущение носит двусмысленный характер:

большее возмущение вызывает то, что кто-то нажился, нежели сам факт коррупции.

Всё же, невзирая на одинаковую природу человека, общества коррумпированы в разной мере. Уровень коррупции может быть связан с культурой, менталитетом и  традициями общества. Например, считается, что коррупцию как зло легче воспринимают протестантские общества, поскольку в протестантской этике чётко разграничены общественные и индивидуальные ценности. В обществах, где коррупция была почти узаконена, например клиентизм как консолидирующая сила в коммунистических системах,  привычки в жизни и мышлении изменить сложнее. Коррупции легче укорениться в странах с низким уровнем общественного развития и незрелым гражданским сознанием.

Коррупция может поощряться и поддерживаться целым комплексом социальных и экономических факторов: слабая экономика, нехватка рабочих мест, плохое ведение государственного бюджета,  вмешательство более сильных иностранных государств и корпораций. Государственные служащие могут быть деморализованы низкими зарплатами, не связанным с качеством работы переводом на более высокую должность, неясной целью организации, устоявшимися клиентскими отношениями между руководством и подчинёнными. Такие отношения поощряются низкой культурой менеджмента, в основе которой лежит длительный срок службы руководства и персонификация власти, плохой контроль и отчётность, нехватка процедур принятия решений. Кроме того, возможность коррумпированного поведения тем выше, чем больше благ находится под контролем у должностного лица, чем более секретным и монополизированным является их распределение.

На уровень  коррупции влияет и  зрелость правовой системы. Коррупция поощряется неясным, противоречивым и постоянно изменяемым законодательством, судами низкой квалификации, нехваткой программ по защите свидетелей и связанным с этим недоверием к правоохранительным органам. Поэтому уровень коррупции ниже в государствах с давно сформировавшейся государственностью, а в основе права и демократии которых  лежат древние традиции. 
 
 

ВОЗМОЖНОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОГОВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

    Антикоррупционное воспитание в школе могло бы быть формальным и неформальным. Формальное воспитание – это включение элементов антикоррупционного просвещения в общеобразовательные программы, неформальное – поощрение разного рода инициатив в дополнительном образовании: гражданские акции, ученические конференции и другие мероприятия.

Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания является формирование гражданского сознания, наиболее благоприятная для  его интеграции среда – социальные дисциплины: гражданское воспитание, история, политология,  этика.

Связь с упомянутыми предметами неизбежна  и потому, что проблематика коррупции  рассматривается с использованием понятий юридических, политических, исторических и экономических наук.

Интегрирование  антикоррупционного воспитания в общеобразовательные курсы невозможно без подходящего для этого тематического контекста. Например, проблему коррупции сложно осознать без рассмотрения назначения государственной службы, а также этических и правовых требований к государственным служащим. Если указанные темы не рассматриваются в курсах гражданского воспитания или политологии, интегрирование антикоррупционного воспитания может быть затруднено. С другой стороны, антикоррупционное воспитание – это не только антикоррупционное просвещение, но и информирование. Важные для формирования антикоррупционных установок понятия и ценности могут передаваться и при рассмотрении других тем.

Каждый  раз, когда в содержание общего образования  предлагается включить новые темы, возникает беспокойство в связи с перегруженностью программ и нехваткой времени. Предложение начать антикоррупционное воспитание – не исключение.

Беспокойство  должно рассеяться благодаря осознанию, что существует ряд способов интеграции. Можно чётко сформулировать и выделить проблемы антикоррупционного воспитания, тем самым создавая отдельный модуль из нескольких уроков, но можно обсудить проблематику коррупции и как составную часть других тем, проблем или их конкретизацию, иллюстрацию. Далее представлены оба примера– интегрированного модуля и интегрирующей программы. Важно, чтобы антикоррупционное воспитание не противопоставлялось другим дисциплинам.

Особая  проблема антикоррупционного воспитания – как избежать опасности, что  эта программа превратится  в  курс информирования о возможностях коррумпированного поведения. Как и во всех остальных случаях, когда в школе стремятся прививать установки, противоречащие “удобной” практике поведения,  антикоррупционное воспитание требует от учителей мудрости, психологической проницательности и методического мастерства.

Цель  антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Задачи  антикоррупционного воспитания:

1. Познакомить  с явлением коррупции: сутью,  причинами, последствиями.

2. Поощрять  нетерпимость к проявлениям коррупции.

3. Продемонстрировать  возможности борьбы с коррупцией.

4. Внести  свой вклад в выполнение заданий, формулируемых в общих программах и образовательных стандартах:

• воспитание в себе ценностных установок (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему происходящему рядом; честность, ответственность за действие, поступок; постоянное совершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетенции и т. д.);

• реализация расширения возможностей (общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться  ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать  и организовывать деятельность, распоряжаться  временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответствен-

ность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать разногласия  и конфликты; принимать участие  в жизни школы, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. п.).

Предполагаемый  результат – наделённая знаниями об опасности,  которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, не желающая мириться с проявлениями коррупции, способная и желающая их устранять личность. 

ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ КУРСА  АНТИКОРРУПЦИОННОГО  ВОСПИТАНИЯ 

Коррупция – прямое или косвенное стремление к получению, требование или получение имущественной или иной материальной выгоды (подарка, услуги, обещания, привилегии) государственным лицом или приравниваемым к нему лицом для себя или другого лица за выполнение или невыполнение действий в соответствии с занимаемой должностью, а также действие или бездействие государственного служащего или приравниваемого к нему лица, сопровождаемое стремлением к получению, требованием или получением имущественной или иной личной выгоды для себя или другого лица, а также прямое или косвенное предложение или предоставление государственному служащему, приравниваемому к нему лицу личной имущественной или иной выгоды (подарка, услуги, обещания, привилегии) за выполнение или невыполнение действий в соответствии с занимаемой государственным служащим или приравниваемым к нему лицом должностью, а также посредничество при совершении указанных в настоящей части деяний”.

Информация о работе Антикоррупционное воспитание в школе