Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:50, доклад
О коррупции говорят много, однако не всё, что общественное мнение или средства массовой информации считают коррупцией, является коррупцией. С другой стороны, коррупция не всегда распознаётся как преступное деяние. Кроме того, иногда слишком поверхностно и узко понимаются причины, условия, последствия коррупции и возможности борьбы с ней. Поэтому прежде, чем начать антикоррупционное воспитание, учителям следует выяснить для себя суть коррупции как явления.
Превенция коррупции – выявление и устранение причин, условий коррупции путём создания и претворения в жизнь системы соответствующих мер, а также оказание влияния на лиц в целях их отвращения от совершения преступных деяний коррупционного характера.
Преступные деяния коррупционного характера – взяточничество, взяточничество через посредника, подкуп, другие преступные деяния, если они совершены в секторе публичного администрирования или при предоставлении публичных услуг в целях получения выгоды для себя или других лиц: злоупотребление служебным положением или превышение полномочий, злоупотребление официальными полномочиями, подделка документов или измерительных средств, мошенничество, присвоение или растрата имущества, разглашение служебной тайны, разглашение коммерческой тайны, предоставление неверных данных о доходах, прибыли или имуществе, легализация приобретённых незаконным путём денег или имущества, вмешательство в деятельность государственного служащего или лица, выполняющего функции публичного администрирования, либо другие преступные деяния, когда с их помощью стремятся к получению взятки или требуют её, стремятся к подкупу либо стремятся сокрыть или замаскировать взяточничество или подкуп.
Взяточничество
Государственный служащий или приравниваемое к нему лицо для своей выгоды или для выгоды других лиц прямо или косвенно принявший, пообещавший или договорившийся принять взятку, требовавший или провоцировавший дать её за законное действие или бездействие при исполнении полномочий. (Это самая простая форма проявления).
В крупном размере – 250 МПУ (в настоящее время МПУ = 125 литов)
Уголовный проступок – до 1 МПУ.
За взяточничество несёт ответственность не только физическое, но и юридическое лицо (в отношении юридического лица применяются денежные штрафы, ограничение деятельности и пр.).
Подкуп
Тот, кто прямо или косвенно предложил, пообещал дать или дал взятку государственному служащему или приравниваемому к нему лицу за желаемое законное действие или бездействие при исполнении обязанностей либо посреднику для достижения тех же результатов < >
Лицо освобождается от уголовной ответственности за подкуп, если от него требовали взятку, провоцировали на её дачу и оно, предложив, пообещав или дав взятку, незамедлительно сообщило об этом правоохранительным органам или же взятку оно предложило, пообещало или дало с ведома правоохранительных органов.
Ответственность несут занимающаяся взяточничеством и подкупающая стороны.
Злоупотребление
Государственный служащий или приравниваемое к нему лицо, злоупотреблявшее служебным положением или превысившее полномочия, если в результате этого большой вред был причинён государству, международной публичной организации, юридическому или физическому лицу.
Государственный служащий или приравниваемое к нему лицо, по неосторожности не выполнившее своих обязанностей или выполнившее их ненадлежащим образом, если в результате этого большой вред был причинён государству, юридическому или физическому лицу.
Государственный служащий или приравниваемое к нему лицо за совершение данных преступлений наказывается:
• лишением права выполнять определённую работу или заниматься определённой деятельностью;
• либо
лишением свободы на срок до трёх лет
(в крупном размере – от 2 до
8 лет).
СОДЕРЖАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
Узкий и контекстуальный подход
В школьной практике можно применять как минимум два метода антикоррупционного воспитания. Первый метод заключается в том, чтобы внести дополнения в школьную программу и в факультативную деятельность. Темы дополнений должны быть напрямую связаны с коррупцией. Это легко организуется, не занимает много времени, однако, тем не менее, это будет выглядеть как отдельные вкрапления и одноразовые акции. Другой способ состоит в том, чтобы проанализировать, с какими базовыми ценностями и понятиями связано явление коррупции, и внести некоторые дополнения в уже существующие программы школьных предметов, подчеркнув таким образом аспекты, которым уделялось слишком мало внимания.
Первый метод антикоррупционного воспитания не только проще организовать, но и легче контролировать: достаточно проверить, во всех ли школах и классных группах прошли антикоррупционные акции. Второй способ основывается на методах социального воспитания, которое должно продолжаться в течение нескольких лет. Тем, кто выбирает этот способ, надо удостовериться, что все преподаватели социальных предметов ознакомлены с целями антикоррупционного воспитания, его содержанием и возможностями.
Конечно, возможен и третий способ – привлечь учеников к общественным антикоррупционным движениям и общественным просветительским программам, однако эти движения могут лишь частично контролироваться школой, поэтому их разнообразие в этой программе не обсуждается.
В этом издании представлены две программы, учитывающие оба вероятных способа антикоррупционного воспитания в школе, – узкая и широкая (интегрированная).
Узкая программа включает в себя только ознакомление с коррупцией как с явлением.
В широкой программе указано, с какими группами тем может быть связано антикоррупционное воспитание и как оно может быть распределено. Кроме того, прилагается образец осуществления интегрированной программы – таблица с указанием связанных с этой программой тем, которые можно найти в учебниках разных классов по различным предметам.
Основные темы антикоррупционного воспитания
Понятие коррупции. Разнообразие определений. Критерии, на основании которых коррупционные преступления отличаются от других преступлений. Субъекты коррупционных преступлений и разнообразие форм.
Последствия коррупции. Экономические, социальные, политические, правовые, моральные последствия коррупции. Очевидный и невидимый ущерб. Жертвы коррупционных преступлений.
Происхождение коррупции. Распространение коррупции в различных эпохах, в обществе, при различных государственных порядках. Психологические, культурные, социально-экономические, политические причины коррупции. Возможности коррупции в демократических организациях (деятельность политических партий, выборы, парламент, правительство, суды, самоуправление). Публичные и частные интересы.
Возможности борьбы с коррупцией. Роль гражданского общества (самоанализ, нетерпимость, сознательность). Роль средств массовой информации (публичность).
Укрепление юридической базы: законы, этические кодексы, правила. Различные способы борьбы с причинами и предпосылками коррупции в стратегиях и программах.
Проблемные аспекта борьбы с коррупцией. Уровень коррупции в Литве (данные исследований). Влияние исследований, а также скандалов в средствах массовой информации на отношение общества к своему государству. “Крупные” и “мелкие”, наказуемые и ненаказуемые коррупционные преступления. Трудности раскрытия коррупционных преступлений. Борьба с коррупцией – бесконечная борьба.
Интегрированная программа антикоррупционного воспитания.
Личность и поведение
• Взгляд на самого себя: какой я и каким я хочу быть
• Личностные ценности и принципы
• Понимание смысла и целей в жизни
• Внешние влияния: примеры, авторитеты, социальные роли, ситуация
• Критерии различия хорошего и плохого, правильного и неправильного поведения
• Решения и выбор, причины и следствия
• Ответственность
Нормы, регулирующие поведение
• Понятие моральной нормы, моральное добро и зло
• Мораль и общественный договор (конвенция)
• Привычки, обычаи, традиции как социальные нормы
• Законное и незаконное поведение
• Взаимосвязь морали и законодательства
• Проблема совершенства законодательства
• Взаимосвязь норм социального регулирования и свободы личности
Справедливость
• Справедливость как честность
• Права человека, равенство и беспристрастность
• Социальная (распределяемая) справедливость
• Справедливость как власть закона
Вина и преступление
• Ущерб и обида как причины моральной вины
• Преступление как нарушение закона
• Причины преступлений
• Наказания и другие санкции
• Законы, регулирующие наказания (Уголовный кодекс и др.)
• Восстановление справедливости
Гражданское общество и государство
• Принципы демократии: участие, делегирование и репрезентация
• Тройственность власти
• Государственная служба: обязанности и полномочия
• Контроль над властями: подотчетность, обязанность предоставлять информацию
• Средства массовой информации как четвертая власть
Планирование карьеры
• Чего я хочу и что я могу
• Критерии выбора профессии
• Критерии выбора работы
• Критерии
и процедуры приема на работу
Пример
реализации интегрированной
программы
Тематические области | Психология | Этика | Гражданское
воспитание |
История | Политология | |
ЛИЧНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ | Личные особен-
ности |
Теория черт
личности (XI кл.) |
Кто ты такой? (5
кл.)
Сумма и сово- купность (VIII кл.) |
Благородный
поступок (VIII кл.) |
Харизматиче-
ская личность (XI кл.) | |
Влияние
окру-
жения на пове- дение |
Теория усвоения социального опыта (XIкл.) | Мотивы поведения
(VII–VIII кл)
Я завишу (VII кл.) |
СССР в период
застоя (X кл.) |
Очевидная и
неочевидная власть (XI кл.) Конфликты граждан и властей (XI кл.) | ||
Личные
уста-
новки и пове- дение |
Установки и
стереотипы (XI кл.) |
Иметь и давать
(VI кл.) Добродетели и недостатки (V кл.) Я думаю и выбираю (VII кл.) |
“Поведение
– это зеркало, в котором мы видим себя” (VIII кл.) “Врожденные и приобретенные качества” (X кл.) |
Абсолютизм
во
Франции (VIII кл.) |
||
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ | Возложение
обязательств и принятие на себя обяза- тельств |
Социальные
роли (XII кл.) |
Правила, прави-
ла... (VII кл.) |
Закон об
основах защиты прав ребенка (VIII кл.) |
||
Эгоизм
и аль-
труизм |
||||||
Обязательства
перед самим собой |
Долг
(VIII и XI–XII кл.) |
“Ты и школьное
сообщество” (VIII кл.) |
||||
СЧАСТЬЕ И БЛАГО | Потребности и
желания |
Потребности и
мотивы |
Номенклатура
в социалисти- ческом лагере (X кл.) |
|||
Концепция
хорошей жизни и счастья |
Цена и ценно-
сти (VI кл.) Общее благо (VI кл.) Счастье (VIII кл.) Собственность (VII кл.) Смысл жизни (X–XI кл.) |
“Концепция
хорошей жиз- ни” (свободная дискуссия, VIII и X кл.) |
Феномен де-
фицита в СССР (X кл.) |
|||
Цель и средства | “Цель оправды-
вает средства” (VIII кл.) |
Политические
доктрины (XI кл.) | ||||
СПРАВЕДЛИВОСТЬ | Моральная кон-
цепция спра- ведливости |
Как найти прав-
ду? (VI кл.) Хорошие зако- ны (VII кл.) Справедливость (VII-X кл.) |
||||
Правовая
кон-
цепция спра- ведливости |
Права (VII кл.) | Юридическая
база (X кл.) |
||||
Власть закона | Хорошие зако-
ны (VI кл.) Закон (IX кл.) |
Законы сами
по
себе не работа- ют (VIII кл.) Власть (X кл.) |
Власть (XI кл.)
Легитимность (XI кл.) | |||
Концепция
пре-
ступления |
Преступление
и наказание (VI кл.) |
“Коррупция
– это преступле- ние?” (дискус- сия, X кл.) |
||||
ПРАВА И СВОБОДЫ | Позитивные
и негативные права |
|||||
Равенство
пе-
ред законом |
Права человека
(VIII и X кл.) |
Великая фран-
цузская рево- люция (VIII кл.) |
||||
Защита и нарушение прав | Права ребенка
(V кл.) Права человека (VIII–IX кл.) |
Кто защищает
ваши права? (VIII кл.) |
Особенности
развития стран третьего мира (X кл.) |
|||
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ | Общинность | Политика: иде-
алы и интересы (X кл.) |
||||
Уважение
к
закону |
Я – гражданин
(X кл.) |
|||||
Дальновид-
ность и ответ- ственность |
Попытки
реформ в Ре- спублике двух наций (VIII и XI кл.) |
|||||
ДЕМОКРАТИЯ | Участие | Демократия
в обществе, школе, семье (VIII кл.) |
Римская ре-
спублика (VII и XI кл.) |
Выборы (XI кл.) | ||
Три силы
госу-
дарственной власти |
Что такое демо-
кратия? (VIII кл.) |
Декларация
независимости и Конституция США (VIII кл.) |
||||
Государствен-
ная служба. Кодекс пове- дения |
Демократия
в
политике (X кл.) |
|||||
Прозрачность.
Право на ин- формацию |
Роль средств
массовой ин- формации в демократиче- ском обществе (X кл.) |
Средства
массовой ин- формации при демократии и диктатуре (XI кл.) | ||||
Доверие.
Кон-
троль. Подот- четность. |
Создание более
справедливого общества (X кл.) |
|||||
ЭКОНОМИКА | Государствен-
ное имущество и управление им |
Государство как
цель и средство (VIII кл.) |
Согласование
интересов (X кл.) |
Исполнитель-
ная власть (XI кл.) | ||
Государствен-
ное регулиро- вание. Бюро- кратизм |
Абсолютизм
во
Франции (VIII кл.) СССР в период застоя (X кл.) |
Бюрократия
(XI кл.) | ||||
Цена коррупции | Запрет печати
(IX кл.) |
Группы интере-
сов (XI кл.) |