Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:35, курсовая работа
Целью данной работы является анализ артикуляционной работы и раскрытие ее значимости для развития и совершенствования всех видов речевой деятельности.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
Выявить особенности артикуляционной работы на уроках обучения грамоте.
Введение.
Данная работа посвящена изучению значимости и необходимости артикуляционной работы в начальной школе.
Артикуляция- это работа речевого аппарата для правильного создания звуков. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.
Большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или незначительными) дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны речи, например:
-из-за несформированности всей системы звуков дети опускают звук, заменяют его другим, например, «фыфка» (шишка);
-все звуки сформированы, но в речи смешиваются, например, «цаска» (чашка);
-неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искаженно, например, «байкон» (балкон), «гыба» (рыба).
При работе с младшими школьниками педагог должен уделять внимание не только коррекции устной речи, но и правильному развитию письменной речи, т.к. на данном этапе ребенок начинает усваивать азы орфографии, приобретает каллиграфические навыки.
Ш. А. Амонашвили считает, что письменную речь следует формировать одновременно и в единстве с развитием навыков письма и устной речи; предпосылки письменной речи (объективация; упреждение и критика текста) необходимо создавать в условиях устной речи.
Очень интересную попытку организовать процесс усвоения детьми письменной речи как специфической знаковой деятельности предпринял Р. Л. Креймер. По его мнению, главным фактором полноценного развития письменной речи выступает словесное творчество, т. е. ситуация, в которой ребенок чувствует себя истинным творцом, автором текстов.
Основные проявления трудностей, которые испытывают младшие школьники при обучении письму, несмотря на их многочисленность и многообразие, могут быть систематически организованы следующим образом:
Трудности обучения письму связаны с нарушениями зрительного и фонематического восприятия. Работа над развитием восприятия строится в игровой форме, но носящей обучающий характер.
Учителю начальной школы заранее необходимо послушать детей, учесть какова их речь, и с первых же дней обучения грамоте включать на уроке элементы артикуляционной работы, следуя системе, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, ведя постоянный учет детей.
Заинтересованность учителя сказывается на учащихся, сразу видно, как говорят дети: четко, уверенно, выразительно, громко или наоборот: неразборчиво, тихо, стеснительно. Следовательно, артикуляционная работа будет способствовать более легкому обучению грамоте и русскому языку в 1-4 классах.
Объект – артикуляционная работа в начальных классах.
Предмет – методы, приемы, способы проведения артикуляционной работы.
Целью данной работы является анализ артикуляционной работы и раскрытие ее значимости для развития и совершенствования всех видов речевой деятельности.
Задачи:
Методы:
-анализ психолого-
-изучение педагогического опыта.
2. Эмпирические
-наблюдения на уроках
-беседа с учителем;
-наблюдение за учащимися.
Наблюдение проводилось
в период прохождения практики в
школе.
Психологические основы развития языка.
Речь является сложной
функциональной системой, в основе
которой лежит использование
знаковой системы языка в процессе
общения. Сложнейшая система языка
является продуктом длительного
общественно-исторического
Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности.
А.Р. Лурия выделяет три функциональных блока в деятельности мозга.
Первый блок включает подкорковые образования (образования верхнего ствола и лимбической области). Он обеспечивает нормальный тонус коры и ее бодрственное состояние.
Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий, осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира, является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы.
В его структуре выделяют первичные, вторичные и третичные зоны. Первичные зоны – это проекционные зоны коры, нейроны которых обладают чрезвычайно высокой специфичностью. В них происходит прием чувственной информации от определенных органов чувств.
Над аппаратами первичных зон коры надстроены вторичные зоны, которые осуществляют анализ возбуждений, получаемых первичными зонами. Вторичные зоны, как и первичные, сохраняют свою специфическую модальность (зрительные, слуховые и др. зоны). Первичные и вторичные зоны представляют собой корковый отдел того или иного анализатора (зрительного, слухового и др.).
Третичные зоны являются зонами перекрытия корковых отделов анализаторов, выполняют функцию анализа, синтезирования, интеграции полученной чувственной информации различных модальностей. На основе их деятельности происходит переход от уровня непосредственного, наглядного синтеза к символическому уровню, к оперированию со значениями слов, сложными лексико-грамматическими структурами, с отвлеченными соотношениями.
Третий блок включает кору передних отделов больших полушарий (моторную, премоторную и префронтальную области), обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет также регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности.
Речевая деятельность осуществляется совместной работой всех блоков. Вместе с тем каждый блок принимает определенное, специфическое участие в речевом процессе.
Выделение и дифференциация значимых акустических признаков звучащей речи обеспечивается аналитико-синтетической деятельностью кортикальных аппаратов речеслухового анализатора, куда входят вторичные отделы левой височной области коры головного мозга (зона Вернике), которые связаны с нижними отделами постцентральной и премоторной области коры.
Процесс артикулирования , моторной организации речевого акта осуществляется на основе тончайшей регуляции сложной координированной работы мышц речевого аппарата. Моторная организация речевого акта обеспечивается вторичными отделами постцентральной области (кинестетический аппарат) и нижними отделами левой премоторной области (кинетический аппарат). В постцентральной области происходит анализ кинестетических ощущений, поступающих от мышц речевого аппарата. В премоторной области организуются моторные программы речевого акта, создаются серии нервных импульсов, кинетические модели, обеспечивающие возможность плавного перехода от одного движения к другому.
Выбор языковых единиц
и их комбинирование, процессы кодирования
смысла в речевую форму невозможны
без участия наиболее высоко организованных
структур коры головного мозга, третичных
отделов переднелобной и теменно-затылочной
области. Третичные отделы коры головного
мозга обеспечивают перевод последовательно
поступающей акустико-моторной информации
в смысловые схемы и образы. В теменно-затылочной
области коры формируются также схемы,
обозначающие пространственные отношения.
Задачи обучения артикулированию.
Основной целью обучения артикулированию является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т.е. отличать один звук от другого по акустическим признакам); отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственном произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.
Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляции упражнений:
Упражнения для губ.
Упражнения для языка.
При выполнении упражнения учитель обращает внимание ребенка на опущенную нижнюю часть.
Информация о работе Артикуляционная работа в начальной школе