Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:04, курсовая работа
Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом девиантного поведения в молодежной среде. На сегодняшний день остается актуальной проблема безнадзорности, как одна из форм проявления девиации. Судьба безнадзорника трагична, его развитие деформировано. В реальной жизни причинами безнадзорности являются социально-экономические, социально – психологические и психологические условия.
Исследования показывают,
что в новых условиях воспитывающая,
социально-педагогическая миссия школы
не должна ликвидироваться, а, напротив,
должна значительно усиливаться. В
ситуации кризиса детства, социальной
неустроенности значительной части
населения, семейного неблагополучия,
усилившейся агрессивности
Ребенок приходит в нее семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17–18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Между тем традиционную школу считают учебным заведением, полагая, что ребенка или подростка в ее стенах, прежде всего, учат, насыщают знаниями, а он учится, приобретает знания и умения, необходимые для будущей жизни. В последние 10-15 лет в связи с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная, формирующая личность роль школы значительно ослабла.
Вместе с тем следует
учитывать и то, что нормы и
правила, которые устанавливаются
взрослыми в школе и дома, не
осознанные ребенком, не ставшие потребностью
(просто так удобно взрослым), вызывают
у него естественное стремление уйти
из-под опеки и влияния
Руководитель Департамента образования считает, что в основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. По ее мнению, государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей, взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы - экономические, социальные, духовные, нравственные - для того, чтобы обеспечить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача - обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи общеобразовательного учреждения определены следующим образом:
- оказание социально-
- выявление несовершеннолетних,
находящихся в социально
- выявление семей, находящихся
в социально опасном положении,
- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по
реализации программ и методик,
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» рассматривает образовательное учреждение в качестве ведущего социального института детского правопользования и правоприменения.[12]
Под профилактикой подразумеваются
научно обоснованные и своевременно
предпринимаемые действия, направленные
на предотвращение возможных физических
или социокультурных коллизий у
отдельных индивидов групп
Социальная профилактика (предупреждение) – это деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин[14].
Социально – педагогическая профилактика – это система мер, социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности[15].
Выделяют три уровня социальной профилактики:
1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно - духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Социальной профилактике посвящен, например, Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2. Специальный уровень
(социально-педагогическая
3. Индивидуальный уровень
(индивидуальная профилактика) представляет
собой профилактическую
В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает нескольких видов: ранняя профилактика, непосредственная профилактика и т.п.[16]
Приведённое выше определение
понятия «социальная
- выявление причин и
условий, способствующих
-уменьшение вероятности
или предупреждение
- предотвращение возможных
психологических,
- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
- содействие человеку
или группе в достижении
Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий:
1.Стадия предупреждения -
основной задачей, которой
2.Стадия предотвращения -
направлена на принятие
3.Стадия пресечения - используя
социально приемлемые способы,
блокировать формы
Последовательная реализация
этих стадий социальной профилактики
предполагает использование самых
разнообразных приёмов и
1. Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.
2.Организационно-
3.Правовые - разработка и
создание соответствующей
4.Педагогические - формирование
у различных социальных
5.Экономические - направлены
на поддержание приемлемого и
достойного жизни человека и
создание необходимых условий
для удовлетворения его
6.Политические - создание
в обществе эффективной
Социальный эффект использования
этих методов социальной профилактики
на практике будет существенно выше
при условии их комплексного использования,
т.е. при разработке и реализации
системы социально-
1.Нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).
2.Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца).
3.Предупреждающие,
4.Устраняющие, направленные
на устранение подобных
5.Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий.[19]
Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность.
В основе взаимодействия школы
и семьи должно быть взаимное доверие
и уважение, взаимная поддержка и
помощь, терпение и терпимость по отношению
друг к другу. Это поможет педагогам
и родителям объединить свои усилия
в создании условий, для формирования
у ребенка тех качеств и
свойств, которые необходимы для
его самоопределения и
Сотрудничество школы
и семьи – это результат
целенаправленной и длительной работы,
которая, прежде всего, предполагает всестороннее
и систематическое изучение семьи,
знания особенностей и условий семейного
воспитания ребенка, а также открытость
семьи к педагогическому
Безнадзорные нуждаются в восстановлении утраченных контактов с семьей и школой. Эту работу проводят социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя, администрации школ.