Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:04, курсовая работа
Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом девиантного поведения в молодежной среде. На сегодняшний день остается актуальной проблема безнадзорности, как одна из форм проявления девиации. Судьба безнадзорника трагична, его развитие деформировано. В реальной жизни причинами безнадзорности являются социально-экономические, социально – психологические и психологические условия.
Наиболее эффективная форма работы по восстановлению контактов со школой и семьей – организация педагогической и психологической помощи и поддержки ребенку или семье (консультирование, индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, родительский всеобуч правового характера и т.п.). Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Направления работы образовательного учреждения по профилактике безнадзорности многоплановы.
Работа с семьей включает
в себя диагностику детско-
С ребенком проводится диагностика и изучение личностных особенностей личности, создание «ситуации успеха», педагогическая помощь и поддержка, щадящий режим обучения.
Так же необходима работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения и заниматься повышением педагогической культуры родителей.
Профилактика безнадзорности будет эффективна, если создавать условия для успешности ребенка в учебной деятельности и эмоционально позитивную систему отношений со сверстниками, родителями, учителями[21].
Также несовершеннолетний должен
быть психологически и социально
защищен (знать свои права и обязанности,
их соблюдение всеми участниками
учебно-воспитательного
Для предупреждения безнадзорности в школе необходима целенаправленная работа с родителями как групповая, та и индивидуальная. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, рекомендации и консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка, посещение семьи, которое позволяет лучше узнать условия, в которых живет ребенок; а иногда предпринять определенные меры для их улучшения.
Социальный педагог всегда остается на стороне ребенка, стремится не приспособить безнадзорного к окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями.
Работу социального педагога
с безнадзорными и
Профилактическая
– работу по организации благоприятной среды воспитания и общения;
– своевременную коррекцию семейных отношений;
– поиск форм занятости детей в свободное время;
– формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи;
– постановка детей на социально-педагогический учет;
– патронирование отдельных детей.
Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как:
– постановку ребенка на учет;
– экспресс-диагностика
– диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка;
– решение вопроса о
месте, куда будет направлен
– информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка;
– состояние несовершеннолетнего и программа дальнейшей работы с ним;
– организация необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему;
– разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде.
Следует остановиться на методах работы школьного социального педагога по профилактике безнадзорности несовершеннолетних:
1. Метод убеждения - педагог
может достичь успеха, если он
достаточно владеет правовыми
знаниями, чтобы убедить ребенка
в последствиях его
2. Метод наблюдения - дает
педагогу больше всего
3. Метод беседы - важно,
чтобы социальный педагог
4. Опрос - это исследовательский
метод, позволяющий выявлять
5. Метод социометрии - при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
6. Метод анкетирования
- метод множественного сбора
статистического материала
7. Метод тестирования - это
исследовательский метод, в
8. Метод оценивания - исследовательский
метод, связанный с
9. Метод экспертной оценки
– основан на анкетировании
или интервьюировании, с помощью
которых социальный педагог
8. Метод консультирования
– это квалифицированная
9. Тренинг - это форма
специально организованного
10. Игра – один из
видов деятельности, значимость
которой заключается не в
11. Экскурсии - это форма
организации обучения, позволяющая
проводить наблюдения, а также
изучение различных предметов,
явлений и процессов в
Таким образом, социальный педагог
может использовать разнообразные
методы работы в рамках профессиональной
деятельности, так как они развивают
у детей личность и воспитывают
ее. Кроме этого социальному
Для эффективности процесса
социально-педагогического