Безнадзорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание

Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом девиантного поведения в молодежной среде. На сегодняшний день остается актуальной проблема безнадзорности, как одна из форм проявления девиации. Судьба безнадзорника трагична, его развитие деформировано. В реальной жизни причинами безнадзорности являются социально-экономические, социально – психологические и психологические условия.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 37.07 Кб (Скачать документ)

 

Наиболее эффективная  форма работы по восстановлению контактов  со школой и семьей – организация  педагогической и психологической  помощи и поддержки ребенку или  семье (консультирование, индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, родительский всеобуч правового  характера и т.п.). Совместная деятельность педагогов, родителей и детей  является успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют  сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Направления  работы образовательного учреждения по профилактике безнадзорности многоплановы.

 

Работа с семьей включает в себя диагностику детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных  видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьей.

 

С ребенком проводится диагностика  и изучение личностных особенностей личности, создание «ситуации успеха», педагогическая помощь и поддержка, щадящий режим обучения.

 

Так же необходима работа с  педагогическим коллективом образовательного учреждения и заниматься повышением педагогической культуры родителей.

 

Профилактика безнадзорности будет эффективна, если создавать  условия для успешности ребенка  в учебной деятельности и эмоционально позитивную систему отношений со сверстниками, родителями, учителями[21].

Также несовершеннолетний должен быть психологически и социально  защищен (знать свои права и обязанности, их соблюдение всеми участниками  учебно-воспитательного процесса, психологическое  и социальное равенство всех детей  в стенах одного образовательного учреждения, исключение дискриминации по любому признаку).

 

Для предупреждения безнадзорности в школе необходима целенаправленная работа с родителями как групповая, та и индивидуальная. К индивидуальным формам можно отнести беседы с  родителями, рекомендации и консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка, посещение семьи, которое  позволяет лучше узнать условия, в которых живет ребенок; а  иногда предпринять определенные меры для их улучшения.

 

Социальный педагог всегда остается на стороне ребенка, стремится  не приспособить безнадзорного к  окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями.

 

Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными  детьми можно разделить на два  направления – это профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

 

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя[22]:

 

– работу по организации  благоприятной среды воспитания и общения;

 

– своевременную коррекцию  семейных отношений;

 

– поиск форм занятости  детей в свободное время;

 

– формы опеки детей  в период объективной занятости  родителей и членов семьи;

 

– постановка детей на социально-педагогический учет;

 

– патронирование отдельных детей.

 

Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как:

 

– постановку ребенка на учет;

 

– экспресс-диагностика состояния  несовершеннолетнего;

 

– диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка;

 

– решение вопроса о  месте, куда будет направлен несовершеннолетний;

 

– информирование семьи (или  государственного учреждения) о месте  пребывания ребенка;

 

– состояние несовершеннолетнего  и программа дальнейшей работы с  ним;

 

– организация необходимых  контактов со специалистами для  оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему;

 

– разработка и реализация программы по адаптации ребенка  к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в  игре, познании, труде.

 

Следует остановиться на методах  работы школьного социального педагога по профилактике безнадзорности несовершеннолетних:

 

1. Метод убеждения - педагог  может достичь успеха, если он  достаточно владеет правовыми  знаниями, чтобы убедить ребенка  в последствиях его антиобщественного  поведения. С помощью этого  метода социальный педагог может  добиться, чтобы воспитанник сам  начал искать путь выхода из  сложившейся ситуации.

 

2. Метод наблюдения - дает  педагогу больше всего материала  для воспитательной работы. Педагог  наблюдает за общением ребенка,  его поведением в семье, в  школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

 

3. Метод беседы - важно,  чтобы социальный педагог готовился  к беседе. Ему в этом может  помочь анкетирование, составленный  заранее вопросник или результаты  комиссии, которая сделала заключение  при поступлении ребенка в  данное учреждение.

 

4. Опрос - это исследовательский  метод, позволяющий выявлять психологические  особенности людей на основе  их ответов на предложенные  устные и письменные вопросы.

 

5. Метод социометрии - при  котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

 

6. Метод анкетирования  - метод множественного сбора  статистического материала путем  опроса испытуемых.

 

7. Метод тестирования - это  исследовательский метод, в основе  которого лежат определенные  стандартизированные задания. (тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические и др.).

 

8. Метод оценивания - исследовательский  метод, связанный с привлечением  к оценке изучаемых явлений  наиболее компетентных лиц, мнения  которых, дополняя друг друга,  позволяют объективно охарактеризовать  изучаемые явления.

 

9. Метод экспертной оценки  – основан на анкетировании  или интервьюировании, с помощью  которых социальный педагог может  выявить информацию, отражающая  знания, мнения, ценностные ориентации  и установки испытуемых, их отношение  к событиям, явлениям действительности.

 

8. Метод консультирования  – это квалифицированная помощь  лицам, испытывающим различные  проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации  их социальных норм жизнедеятельности  и общения.

 

9. Тренинг - это форма  специально организованного общения,  в ходе которой решаются вопросы  развития личности, формирования  коммуникативных навыков, оказание  психологической помощи поддержки,  позволяющие снимать стереотипы  и решать личностные проблемы  участников.

 

10. Игра – один из  видов деятельности, значимость  которой заключается не в результатах,  а в самом процессе. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

 

11. Экскурсии - это форма  организации обучения, позволяющая  проводить наблюдения, а также  изучение различных предметов,  явлений и процессов в естественных  условиях.

 

Таким образом, социальный педагог  может использовать разнообразные  методы работы в рамках профессиональной деятельности, так как они развивают  у детей личность и воспитывают  ее. Кроме этого социальному педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности  подростков. Так как на основе психологической  характеристики подростка социальный педагог использует определенные методы работы с ним.

 

Для эффективности процесса социально-педагогического взаимодействия социального педагога с беспризорными  и безнадзорными подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки  и попечительства, органы по делам  молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.


Информация о работе Безнадзорность