Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:00, статья
В Постановлении Министерства образования Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионального образования» указывается, что система достигла высокого уровня развития. Актуальная задача сегодняшнего дня – усиление требований к профессиональной компетентности рабочей силы со стороны работодателей.
Бинарная форма обучения по
своей структуре и характеру
существенно отличается от
Основу бинарного обучения
В плане урока отражаются:
Тема:
Цель: формирование системы знаний соответствующих умений и навыков.
Задачи: по усвоению знаний и формированию умений (их перечень перечисляется).
Оснащение урока (техническое, методическое, дидактическое) отдельно для познавательной и практической деятельности.
1 фаза – материал разбирается на части:
а) подготовка (формирование у учащихся знаний).
б) работа с новым материалом.
2 фаза – контроль знаний.
3 фаза – упражнения (содержание практических работ).
Контрольные вопросы: (проверить последовательность, проверить правильность и т.д.) если это урок производственного обучения, то при такой структуре вводного инструктажа не планируется, т.к. знания приобретаются порциями и сразу закрепляются.
Урок может проводить один преподаватель или один мастер производственного обучения, если он по крайней мере отвечает следующим основным требованиям:
1. Владеет методикой обучения.
2. Хорошо владеет профессией, по которой ведется обучение.
3. Обладает наличием всех качеств, обуславливающих эффективность обучения и воспитания.
Продолжительность занятия с перерывами может составлять 3 - 4 часа.
Урок можно проводить вдвоем – мастер производственного обучения и преподаватель. Продолжительность обучения в целом может составлять 4 – 5 часов. Для теории отводится 1 – 2 часа, для производственного обучения – 3 – 4 часа. Урок проводится по единому плану, в котором отражаются:
План-схема
Бинарного урока по спецтехнологии
и производственному
обучению по теме: ______________________________
Тема
урока: ______________________________
Спецтехнология – 1 час.
Производственное обучение – 4 часа.
Бинарное обучение – 5 часа.
Учебные цели занятия:
а) вооружить учащихся знаниями;
б) сформировать
у учащихся умение и навыки по использованию
…, подготовке ______________________________
Воспитательная цель: воспитание у учащихся точности, деловитости, внимательности при выполнении производственных операций.
Структура занятия:
1
фаза – организующее и
2 фаза – проверка домашнего задания.
3
фаза – изучение нового
4 фаза – текущее закрепление усвоенных знаний и первичных пробных
умений.
5 фаза – вводный инструктаж и проведение самостоятельных работ.
6 фаза – самостоятельная работа и текущие инструктажи.
7 фаза – уборка рабочих мест.
8
фаза – заключительный
сформированности умений и проявление актуальных качеств (точности,
организованности, внимательности, дисциплинированности).
Эффективность бинарных уроков исключительна.
Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.
Во-вторых – объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы). При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.
В-третьих – усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.
В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.
При
бинарном обучении обеспечивается комплексное
сочетание разнообразных
Они могут чередоваться, например:
1
фаза – рассказ о целях
работ.
2 фаза – проверка теоретических знаний (устный опрос).
3 фаза – эвристическая беседа.
4 фаза – проверка усвоенных знаний (устный опрос, оценка знаний, показ упражнений,
практических действий, демонстрация приемов по плакату, диафильму, кинофильму и т.д.).
5 фаза – инструктаж.
6 фаза – упражнения, показ, разъяснение.
7 фаза – оценивание знаний и практических умений.
Лучше всего сочетаются:
1. Метод контроля (устный опрос).
2. Показательный.
3. Диалогический (беседа с учащимися).
4. Алгоритмический (учащиеся получают программу действий, задания).
5. Частично-поисковый, исследовательский (учащийся самостоятельно подходит к конечному результату).
6. Аналитический (анализируется деятельность учащихся, типизируются ошибки).
При бинарном обучении изложение нового материала не отменяется, оно имеет другую форму и не должно растворяться в практическом действии, а наоборот – систематизироваться, образуя целостную систему по той или иной теме. Доза учебной информации не должна выходить за пределы нормальной работоспособности учащихся при усвоении материала.
Процесс управления познавательной деятельностью представляет собой первый шаг – обучение, второй шаг – управление процессом формирования умений. Поэтому одностороннее применение методов в принципе невозможно. Естественно, в таком случае возникает довольно сложная задача, как отбирать методы бинарного обучения, которые в комплексе в каждом шаге, в каждой фразе позволили бы успешно решать поставленные задачи. В данном случае бинарность наиболее точно выражает совместимость, поэтому методы становятся как бы качественно новыми.
Для бинарного обучения требуется коренное изменение материальной базы - нужен класс-лаборатароия или кабинет-мастерская, чтобы переход от одного занятия к другому и смена не требовала больших затрат.
Что дает бинарное обучение?
1. Повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков.
Это объясняется тем, что
Существенной особенностью бинарного обучения является то, что оно постоянно снижает напряжение мыслительной и практической деятельности учащихся (умственная и практическая деятельности рационально чередуются, и спада работоспособности не происходит).
2. Повышение познавательной и практической активности.
Активность
– сознательно проявляемая
Самостоятельность – способность без внешней помощи осуществлять определенные действия значительно лучше, так как уменьшается число принуждающих действий, увеличивается число случаев, когда учащиеся «докапываются» до сущности изучаемого материала, осознают, что та информация, которая в данный момент им предложена, должна быть использована в практическом действии. Недостаточное усвоение материала приводит к затруднениям, которые в практическом действии сразу обнаруживаются.
Повышается готовность воспроизводить усвоенные знания, продемонстрировать способы и приемы деятельности. Такая готовность базируется на прочности знаний. Нескованное оперирование терминами, понятиями, объяснение зависимостей, причин, правил и т.д.
При проверке знаний учащиеся во время урока свободно объясняют пройденный материал, испытывают меньше затруднений, если они возникают, то обращаются к практическим действиям и преодолевают трудности. Любая трудность осмысливается с двух позиций: с точки зрения того, что они знают и с точки зрения, что они умеют. Именно это и повышает самостоятельность.
3. Снижение числа случаев механического заучивания материалы.
Ясно,
что при механическом заучивании,
не разобравшись в сущности материала
– самостоятельность в
4. Уменьшение у учащихся потребности в консультациях педагогов.
5. Усиление самоконтроля учащихся в процессе выполнения работы.
6. Усиление способности учащихся работать по обобщенному
алгоритму.
7. Повышение творческой активности.
8. Устраняется дублирование в теоретическом и производственном обучении.