Биография и философские воззрения Я.А. Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:42, курсовая работа

Описание

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь. В своём реферате я научно обосновала педагогическую теорию крупнейшего педагога, выдающегося общественного деятеля XVII века Яна Амоса Коменского. Ведь многие из них вошли в практику современной школы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
1. Биография и философские воззрения Я.А. Коменского………………..2
1.1 Жизнь и деятельность Я.А. Каменского………………………………..3
1.2 Философские основы педагогической системы Коменского………....6
2. Педагогическое учение Коменского. «Великая дидактика» - первое научное обоснование педагогической теории………………………………....10
2.1 Структура и содержание «Великой дидактики»……………………...13
2.2 Дидактика как теория обучения……………………………………….13
2.3 Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества…………………………………………………..14
2.4 Основные категории педагогики Коменского………………………..15
2.5 Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

           Министерство  образования и науки РФ

         ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

            Кафедра теории и методики технологии и профессионального  образования 
             
             

               Курсовая работа

на тему: «Биография и философские воззрения Я.А. Коменского» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Выполнила:

                  Студентка ФТиПО о/о 

                  ПТ-35Э

                  ________Стрельникова Ю.И.

                     Проверил:

                     Старший преподаватель

                     ___________Волкова Г.В. 
                 

               

               Йошкар-Ола, 2011 

               Содержание: 

    Введение……………………………………………………………………...2

    1. Биография и философские воззрения  Я.А. Коменского………………..2

    1.1 Жизнь и деятельность Я.А. Каменского………………………………..3

    1.2 Философские основы педагогической  системы Коменского………....6

    2. Педагогическое учение Коменского. «Великая дидактика» - первое научное  обоснование педагогической теории………………………………....10

    2.1 Структура и содержание «Великой дидактики»……………………...13

    2.2 Дидактика как теория обучения……………………………………….13

    2.3 Роль образования в гармоничном  развитии человека и совершенствовании  общества…………………………………………………..14

    2.4 Основные категории педагогики  Коменского………………………..15

    2.5 Содержание, формы и методы нравственного  воспитания по Я.А. Коменскому………………………………………………………………………19

    Заключение………………………………………………………………….21

    Список  использованных источников……………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение: 

    Гениальный  сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь. В своём реферате я научно обосновала педагогическую теорию крупнейшего педагога, выдающегося общественного деятеля XVII века Яна Амоса Коменского. Ведь многие из них вошли в практику современной школы. Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановлением всеобщего мира на земле. 

    Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость. 
 
 
 
 

    1. Биография и философские  воззрения Коменского

    1.1 Жизнь и деятельность  Я.А. Каменского

    Начиная с XIII века Восточную Европу охватили децентрализационные процессы. Объединенные в течение тысячи лет единой религией и общими врагами люди и народы обратились к новым ценностям. Этот поворот произошел не вдруг. Католическая церковь, пытавшаяся унифицировать мир по принципам, которые они считали изначально и единственно правильными, за эту тысячу лет превратилась в огромную империю, носящую политический, религиозный и культурный характер. Начавшееся антикатолическое движение имело неоднородный характер. В Восточной Европе оно совпало со становлением национального характера. Вместе с Возрождением и Новым временем к западным славянам пришло особое чувство "самости".

    Именно  эти причины приводят нас к  анализу многих положений теории одного из самых знаменитых педагогов  мира - Яна Амоса Каменского.

    Я.А. Коменский родился 28 марта 1592 года в городке Нивница. Детство Коменского пришлось на период разгула в Европе последнего страшного "бича человеческого" - чумы. За несколько лет, когда ему было десять лет, подряд умерли его отец, мать, две сестры. Кроме того, Чехия, зажатая между вечно противоборствующими Австрией и Венгрией, оказалась в полосе постоянных стычек армий и иррегулярных банд обоих сторон. И как обычно в такой ситуации ответом на притеснения с обеих сторон становится собственное сопротивление. Оно выразилось в создании гуситского (табористского) движения. Его умеренным, культурно-религиозным крылом стала протестантская секта Чешских (Моравских) братьев.

    В 1608 году Ян Коменский становится учеником школы Чешских братьев в Пшерове. В 1611 году он проходит обряд протестантского крещения и прибавляет в своему имени второе - Амос. По рекомендации ректора школы Яна Ланеция он, в том же году, отправляется в Герборнский университет. В 1613 году Коменский перебирается на богословский факультет Гейдельберга.

    Вернувшись в Пшеров 26-летний Ян был возведен в ранг протестантского священника. Он женится на Магдалене Визовской и принимает место управляющего Советом братской Общины и учителя-проповедника в Фульнеке. В Фульнеке он начинает свой первый труд "Письма к небу". Это произведение направлено против несправедливости земного устройства, и ведется в защиту бедности от произвола богатства. Здесь же он выпускает антикатолическую книгу "Разоблачение Антихриста". В этот период в трудах Коменского эмоциональное возмущение и нравственное негодование постоянно преобладают над конкретным анализом действительности.

    Постепенно  обстановка в Европе и в Чехии  накаляется. Летом 1621 года чешское восстание  потерпело поражение от Габсбургской коалиции. Начались расправы над протестантами. Коменский, как один из видных руководителей Чешских братьев вынужден бежать. Во время своих скитаний он узнает, что от чумы умерли его жена и двое сыновей, а его библиотека сожжена. В этот период им написаны произведения "Скорбный" и "Лабиринт света".

    Постепенно  продвигается религиозная карьера  Коменского. Он входит в экспедиции священников, которые подбирали  места для убежищ Чешским братьям  в других странах, его посылают с  посольством к низвергнутому  монарху Чехии Фридрих Пфальцскому. В 1624 году он обручается с Доротой Кирилловой, дочерью видного деятеля Чешского братства.

    4 февраля 1628 года вместе с группой  протестантов ему вновь пришлось  покинуть Чехию и отправиться  в город Лешно. Здесь он становится  ректором национальной школы  и примерно в этот период Ян Амос Коменский начинает свой труд "Великая дидактика". Он приходит к мысли, что одной из главнейших наук человечества является педагогика. Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенные государства и хозяйственные системы, считал великий педагог. Он пишет трактаты "Открытая дверь языков", "Открытая дверь предметов" ("Всеобщая мудрость христианская..."), "Предвестник пансофии" (всеобщей мудрости). Произведения Коменского становятся известными среди протестантских педагогов и Самуэль Гартлиб, известный английский реформатор, приглашает его в Англию.

    Путешествие в Англию начинается летом 1641 года. Он оказывается в протестантском государстве, получает возможность  беспрепятственно творить, и, кроме  того, удовлетворять финансовые запросы Общины. В Швеции, по замыслу канцлера этого государства, Каменский должен на практике осуществить реформу школы, описанную педагогом в "Великой дидактике". Местом для эксперимента был избран Эльбинг (ныне территория Польши). Однако, в 1648 году, не дождавшись результатов деятельности, по разным причинам, Яна Амоса, шведы приняли за платформу школьную реформу, предложенную упсальским университетом. Практически в тоже время умирает вторая жена Коменского.

    Коменский, оставшись без покровителей, возвращается в Лешно и становится епископом. Протестантский священник такого ранга не мог быть холостым, и 17 апреля 1649 года Коменский женится на Яне Гаюсовой. К тому времени постоянные военные неудачи подорвали дух Чешских братьев и отражением этого является трактат Коменского "Завещание умирающей матри - Общины братской - своим сыновьям и дочерям, коим вручает она богатства свои и назначает наследников".

    В 1650 году Коменский получает очередное  предложение высоких особ - князь  Сигизмунд Ракоци предложил ему осуществить реформу трансильванских школ в Верхней Венгрии. 13 февраля 1651 года началось преподавание по новой системе в городе Шарош-Патак. Успехи преподавательской деятельности заставляют отказаться Каменского от политической деятельности, он начинает работу над "Миром чувственных вещей в картинках", пожалуй, одним из первых пособий подобного рода в истории европейской педагогики. Он составляет песенно-драматический сборник "Школа-игра" для обучения детей латинскому языку.

    И вновь в работу педагога вмешивается война. Польша, оккупированная Швецией восстала, и 27 апреля 1656 года польские партизаны осадили Лешно. В этой войне он утратил все имущество, накопленное за 28 лет, а также, большую часть своих рукописей. Многие протестантские центры наперебой зазывали к себе Яна Амоса. Он решил избрать для своего поселения Амстердам (столицу Батавии). Сын давнего покровителя Коменского Лаврентий де Геер взялся оплачивать труд педагога и издание его сочинений. Результаты не замедлили сказаться. В Нюрнберге выходит "Мир чувственных вещей в картинках". В 1657-1658 году издана наконец "Великая дидактика" в четырех томах. Книгу ожидал оглушительный успех. Ученый начинает работу над "Всеобщей мудростью".

    И вновь война. Англия и Нидерланды вошли в конфликт. Однако авторитет Коменского в тот момент уже стоял на недосягаемой высоте. По призыву педагога воюющие стороны заключили мирный договор. Результатом жизненных размышлений о собственных коллизиях и судьбе Европы становится труд "Всеобщее исправление". В этом всеобъемлющем труде наряду с наивными, идеалистическими мыслями Коменский рисует облик устройства мира, знакомого жителям второй половины XX века.

    Постепенно  годы и невзгоды берут свое. Последние  работы Коменского он уже диктует. В  ноябре 1670 года Яна Амоса Коменского не стало. 

    1.2 Философские основы  педагогической системы  Коменского 

    Говоря  о Яне Амосе Коменском мы должны учитывать его разнородную деятельность. Он и публицист, и проповедник, и  политик, и педагог. Сам же для  себя он избирал главнейшим делом  философию.

    Философия Коменского была, прежде всего, оправданием  существования человека в бурном мире. Еще обучаясь в Гернборнском университете у профессора Альштеда он формулирует три основных принципа своей деятельности.

    Прежде  всего, это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий, который в ту эпоху действительно переливался через край прямо на глазах. Второе - необходимость подчинить необъятные масштабы науки определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему. И наконец - стремление при всей разнородности познаваемого "материала" прийти в его понимании к общей гармонии, которая, особенно на первых порах, должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, "явленной" в Священном писании".

Информация о работе Биография и философские воззрения Я.А. Коменского