Цели образования и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:39, контрольная работа

Описание

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих ,- передать его следующему поколению.

Работа состоит из  1 файл

кр псих и пед.docx

— 48.55 Кб (Скачать документ)

1) нельзя наказывать  за неумышленные поступки; 

2) нельзя наказывать  наспех, без достаточных оснований,  по подозрению: лучше простить  десять виновных, чем наказать  одного невинного: 

3) сочетать наказание  с убеждением и другими методами  воспитания; 

4) строго соблюдать  педагогический такт; 

5) опора на понимание  и поддержку общественного мнения; 

6) учет возрастных  и индивидуальных особенностей  воспитанников.

Общие принципы дидактики  и их реализация в конкретных предметных методиках

1. Дидактика: теория  и практика обучения (образования) 

В практике человеческого  общения наблюдается порой неожиданная  интеллектуальная метаморфоза: научный  термин приобретает вдруг совершенно несвойственное ему значение. Так  случилось с термином "дидактика". В своем точном значении - это  отрасль педагогики, разрабатывающая  научные основы обучения и образования. Но в устах людей, далеких от преподавания, слово "дидактика" обрело смысл  стремления к поучениям, к нарочитому морализаторству. Дидактика как  наука к этому явлению отношения  не имеет. 

Основные положения  дидактики обогащают общую культуру мышления и общения. Для понимания  сущности и роли принципов дидактики  важно выстроить в логическую цепь следующие понятия: "закономерность" - "теория обучения" - "принцип" - "форма" - "метод" - "прием" - "средство". Нетрудно обнаружить логику (направленность) расположения этих понятий: от теории - к практике. 

Под закономерностью  понимаются необходимые и устойчивые связи и отношения между дидактическими явлениями. Закономерность отвечает на вопрос, что установлено. Принцип  отвечает на вопрос, как закономерность может быть реализована на практике. Дидактические принципы определяют содержание, формы и методы учебной  работы в соответствии с целями воспитания и закономерностями обучения.  

Реализация принципов  обучения разрабатывается в теории обучения. В современной дидактике  широко известны теории проблемного  обучения и др.  

С учетом закономерностей, принципов обучения, а также содержания образования, избираются те или иные конкретные формы обучения. Если формы - это способы организации обучения, то методы - это способы взаимодействия с обучаемыми. Метод включает в  себя определенную последовательность приемов. Иными словами, прием - это  органическая деталь метода. 

Таким образом, теория, методы и приемы обучения реализуют  закономерности и принципы дидактики. При этом средства обучения - визуальные, звукотехнические, кинематические и  др. - являются своеобразным языком дидактики.

2. Характеристика  принципов дидактики. 

Принципы дидактики  осмысливаются и разрабатываются  в педагогической науке на протяжении нескольких веков. Их основоположником считается великий славянский педагог  Ян Амос Коменский (1592-1670).  

Для удобства последующего анализа представим две группы принципов  обучения - "классические" и "современные". Следует отметить, что такое разделение является весьма условным. 

К числу классических принципов дидактики можно отнести: принципы научности, сознательности и  самостоятельности, систематичности, последовательности, преемственности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой. Все  они сохраняют свое значение и  для современной дидактики.  

В наше время, когда  фонды наук обновляются весьма стремительно, трансляция знаний с акцентом на память во многом утрачивает свой смысл. Знания сегодняшнего дня "завтра" могут  устареть и оказаться малоэффективными (например, открытие клинической криминологией  гена социальной психопатии перевернёт современные представления о  профилактике и борьбе с преступностью). Знаний завтрашнего дня у нас, естественно, нет. Но мы можем развивать  интеллект студентов с установкой на восприятие завтрашних знаний. В  этом и состоит принцип развивающегося обучения. 

Принцип опережающего обучения призван обеспечить определенный дидактический ритм преподавания и  усвоения учебного материала. Суть в  том, что при переходе от одной  учебной темы к другой может образоваться своеобразный вакуум. В этом случае обучающимся необходимо некоторое  дополнительное время для осмысления связи между предыдущей темой  и последующей. Принцип опережающего обучения заключается в том, что  преподаватель стремится заблаговременно  создать "мост" между темами таким  образом, чтобы в процессе изучения предшествующей темы захватить "плацдарм" темы последующей.  

Принцип обучения на высшем уровне трудностей предполагает такое построение образовательного процесса, когда обучаемые работают на определенном пределе их умственных возможностей. Без постоянного напряжения интеллект может уподобиться  дряблым мускулам человека, не занимающегося  физическими упражнениями. Принцип  обучения на высшем уровне трудности  побуждает учащихся заниматься с  предельным напряжением умственных сил.

3. Реализация дидактических  принципов в предметных методиках 

Реализация дидактических  принципов в предметных методиках - это, по существу, частный случай связи  теории с практикой. И важно понять механизм этой связи. 

Целями изучения предмета являются интеллектуальное развитие учащихся, создание профессиональных установок, формирование личности. Чтобы  эти цели были реализованы в предметных методиках, необходимо использовать потенциал  принципов обучения. Такая реализация тесно связана с содержанием  учебного предмета, деятельностью преподавателя, деятельностью студентов. При этом принципы обучения ориентируют преподавателя  на то, каким образом - в зависимости  от специфики учебного предмета - избрать  формы, методы, приемы, средств обучения. И здесь каждый принцип обучения становится дидактическим "вектором" по отношению к методическому  мышлению педагога.  

Следует отметить, что  реализация дидактических принципов  в предметных методиках является одновременно и наукой, и искусством.  

Дидактические принципы - это система научных установок, а не набор готовых рецептов. Преобразование теоретической предпосылки в  практику преподавания есть профессиональное искусство.

Проблема взаимоотношений  поколений. Семейное воспитание и семейная педагогика

1. Семейное воспитание  и семейная педагогика 

В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность  ее - в скрытом, интимном характере  человеческих отношений, щепетильности "внешнего" проникновения в  них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и  педагоги обычно ее не замечают. 

Отношения родителей  и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре - последовательных стадиях  развития. Типы отношений возникают  постепенно. Родители же обращаются к  психологу, как правило, по поводу возникшей "вчера", "неделю назад" тревожной  конфликтной ситуации. То есть они  видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай. 

Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко  возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в  чувстве любви, потребности в  друг друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром - проблема их общения и отношений.  

В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными  повседневными контактами. Слово "контакт" в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей  и детей, такое тесное общение  между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность  основных жизненных устремлений  и действий. Природную основу таких  отношений составляют родственные  связи, чувства материнства и  отцовства, которые проявляются  в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. Однако, как предусмотрительно заметил  Л. Н. Толстой, все счастливые семьи  похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. 

Типичные варианты отношений включают несколько вариантов. 

Вариант А. Родители и дети испытывают устойчивую потребность  во взаимном общении. Чем же характеризуются  такие отношения? Прежде всего, общей  нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Умением родителей  чутко понять мир ребенка, его  возрастные запросы. 

Вариант Б. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними. Это менее  полная степень контактов. Внешне отношения  благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи нарушены. Наметилась едва ощутимая "трещинка" в душевных связях между родителями и детьми. Фактические данные дают основание  обозначить три наиболее частых причины  этой "трещинки". 

1. Некоторые (пока  еще именно некоторые) расхождения  между характером требований  и личным поведением ("А вы  сами всегда так поступаете?"). Немного тревожно уже то, что  появился повод-сомнение для такого  вопроса. 

2. Недостаточные  чуткость, душевная тонкость, такт  родителей в конкретных ситуациях,  недооценка потребности ребенка  быть личностью. 

3. Подчас родители  психологически не "поспевают"  за динамизмом развития детей. "Отстающие" родители встречаются  не реже, чем отстающие ученики.  

Вариант В. Скорее родители стараются вникать в интересы и заботы детей, чем дети делятся  с ними. Эта стадия отношений наиболее противоречивая и, на первый взгляд, странная. Родители стремятся вникать в  жизнь детей из самых искренних  чувств любви и внимания. Дети это  понимают. Но не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей  в этом случае зачастую разбиваются  о низкую педагогическую культуру осуществления.  

Вариант Г. Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем скорее родители вникают в  интересы и заботы детей. Такой вариант  отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и  размолвками. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского  долга, пассивности родителей в  общении с детьми, что порождает  у них чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и  дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители в душе остаются их искренними доброжелателями. 

Вариант Д. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными  особенностями детей: когда те еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, временные, не основанные на реальных способностях увлечения детей во вред учебе, основным занятиям. Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены всем, что может нанести детям жестокий физический или моральный вред. Исходя из своих взглядов, жизненного опыта, они стараются объяснить возможные последствия такого поведения. Но нередко наталкиваются на непонимание, неверие, сопротивление воспитательным влияниям. 

Вариант Ж. Скорее правы  дети. Разумеется, и в этом случае родители, как правило, занимают конфликтную  позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Что же - вопреки  этому - влечет за собой обоюдные огорчения? Конфликтные ситуации могут вызываться личными недостатками родителей, которые  не имеют или не считают нужным подавлять их в себе, в своих  отношениях друг к другу и к  детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному  мнению. Особенно болезненно реагируют  дети на нарушение, на тягу родителей  к сомнительным развлечениям, водке. Это вызывает резкие протесты детей. Острые ситуации вызываются также педагогической бестактностью родителей, которая  усугубляется отсутствием общей  культуры. Конфликты, в которых правы  дети, чреваты особыми последствиями - многолетней детской обидой, способной  бросать тень на отношения детей  и родителей, вызывать их разобщенность. 

Вариант 3. Конфликты  возникают по причинам обоюдной неправоты. Накопившиеся обиды раннего детства  и младшего подросткового возраста переходят из стадии "глухой обороны" сначала в эпизодические "контрнаступления", а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики  своего отношения к детям, в наступление  по всему "фронту отношений": это "холодная война" повседневных нервозных  стычек. 

Информация о работе Цели образования и воспитания