Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:39, контрольная работа
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих ,- передать его следующему поколению.
Вариант И. Кого ты больше
любишь? В немалом числе семей
у родителей нет необходимости
единства действий в воспитании детей.
Это касается самых различных
сторон отношений с детьми: интереса
к их жизни; содержания требований и
тона их выражения; содержания общения
и опять-таки его тона; выражения
чувств; характера поощрений и
наказаний.
Это ведь неправда, что
все родители одинаково, поровну
любят своих детей. И с детьми
отношения могут складываться по-разному.
Когда отношения у отца и матери
к детям складываются по-разному,
колебания в сути и характере
отношений могут быть самыми различными:
от потребности в общении с
одним из родителей до полной отчужденности
с другим. Какую-либо зависимость
тут проследить трудно.
Вариант К. Полное взаимное
отчуждение и враждебность. Можно
выделить несколько наиболее часто
встречающихся причин этой трагедии.
1. Педагогическая
несостоятельность родителей.
2. Жестокие, варварские
методы "воспитания", в результате
которых дети начинают бояться,
3. Сотворение в
семье кумира - обычно единственного
ребенка - эгоцентричного и бессовестно-
2. Нравственно-психологические
и идейные взаимоотношения
Духовные контакты
в семье не могут возникнуть в
результате одних лишь платонических
пожеланий и стремлений родителей.
Для этого должны быть созданы
психолого-педагогические предпосылки.
Первая и главная
из них - разумная организация семьи.
Общие перспективы, совместная деятельность,
определенные трудовые обязанности, традиции
взаимопомощи, совместных решений, общих
интересов и увлечений служат
благодатной почвой для произрастания
и развития ростков внутренних взаимосвязей
родителей и детей.
Дети ожидают от
родителей глубинного, пристального
интереса к их внутреннему миру,
учета их возрастных и индивидуальных
особенностей. Возрастные особенности
- это характерные для того или
иного возрастного периода
Подход к детям
требует от родителей педагогического
такта, учета жизненного опыта воспитанников,
их эмоционального состояния, тонкого
и неторопливого анализа
Важная сторона
обоюдных контактов - участие в занятиях
и интересах детей. Если родители
смогут разделить интересы, увлечься
занятиями своих детей, то в их
руках окажется эффективное средство
воспитательного воздействия.
Общие увлечения - по
следам интересов и увлечений
детей - предполагает и другое: привлечение
детей к собственным занятиям
и увлечениям. В некоторых семьях
существует правило: вещи, необходимые
человеку для жизни, он должен уметь
делать сам.
Инстинкт родственности,
"голос крови" интенсивно проявляется
тогда, когда родители и дети по-человечески
близки друг другу, связаны узами
не только родственной, но и духовной
близости. Это важная предпосылка
успешного воспитательного
Нравственно-психологический образ педагога. Мастерство педагогического общения
1. Своеобразие педагогической
деятельности
Сегодня педагогами
называют людей, имеющих соответствующую
подготовку и профессионально занимающихся
педагогической деятельностью, т.е. вопросами
воспитания, образования и обучения.
Здесь следует обратить внимание
на слово "профессионально". Педагоги
занимаются педагогической деятельностью
профессионально, а непрофессионально
этой деятельностью занимаются почти
все люди.
Следует иметь в
виду, что педагогика лишь наполовину
наука, а наполовину искусство. Поэтому
первое требование к профессиональному
педагогу - наличие педагогических
способностей. Однако у нас долго
господствовало мнение, которое очень
точно выражают слова известной
песни: "Когда страна прикажет быть
героем - у нас героем становится
любой". Но еще Ч. Дарвин, вспоминая
свои студенческие годы, говорил: "Лекции
д-ра Донкана - это нечто, о чем
страшно вспомнить, лекции Джемсона
невероятно вялы. Единственный эффект,
произведенный ими на меня, состоял
в том, что я решился никогда
в своей жизни не читать ни одной
книги и ни за что не изучать
эти науки". Это высказывание Ч.
Дарвина показывает, какой громадный
вред может нанести бездарный
педагог. Вторая специфическая черта
педагогической деятельности - многофакторность
воспитательного процесса. Воспитательный
процесс идет в семье, школе, при
всех формальных и неформальных контактах
воспитанника с другими людьми, его
обращении к литературе, искусству,
средствам массовой информации. Успех
в воспитании каждого конкретного
человека зависит от влияния многих
факторов и условий. Однако это не
принижает роли профессионального
педагога. Он выступает главным
2. Мастерство педагогического
общения
Трудно себе представить
общение, которое бы совсем не несло
познавательного или
А. С. Макаренко подчеркивал
необходимость для педагога овладевать
техникой педагогического мастерства,
техникой педагогического общения:
"Нужно уметь читать на человеческом
лице. Ничего хитрого, ничего мистического
нет в том, чтобы по лицу узнавать
о некоторых признаках душевных
движений. Педагогическое мастерство
заключается в постановке голоса
воспитателя, и в управлении своим
лицом. Педагог не может не играть.
Не может быть педагога, который
не умел бы играть... Но нельзя просто играть
сценически, внешне. Есть какой-то приводной
ремень, который должен соединять
с этой игрой вашу прекрасную личность...
Я сделался настоящим мастером только
тогда, когда научился говорить "иди
сюда" с 15-20 оттенками, когда научился
давать 20 нюансов в постановке лица,
фигуры, голоса".
В зависимости от
стиля педагогического общения
американские психологи выявили
три типа педагогов. "Проактивный"
педагог инициативен в
"Реактивный" педагог
тоже гибок в своих установках,
но он внутренне слаб, подчинен
"стихии общения". Различие
в его установках на отдельных
студентов - не различие в его
стратегии, а различие в поведении
самих студентов. Другими словами, не он
сам, а студенты диктуют характер его общения
с группой. У него расплывчатые цели, он
приспосабливается и подстраивается к
студентам.
"Сверхреактивный"
педагог, замечая
Каковы же основные
принципы новой модели педагогики?
Из всего многообразия подходов можно
выделить три основополагающих установки:
1. Человек находится
в активно-деятельном
2. Активность субъекта
выступает в высшем своем
3. Рассмотренная
позиция подводит к идее
Педагогическое общение
должно быть не тяжким долгом, а естественным
и даже радостным процессом
Во-первых, это высокий авторитет педагога. Второе условие успешности педагогического общения - владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике и называется "сначала умение, а потом мастерство".