Автор работы: Марина , 21 Июня 2010 в 17:43, реферат
Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям.
Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.
Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание - не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.
I. Введение.
II. Педагогический процесс, как целостная система.
§ 2.1 Принцип целостности - основа педагогического процесса
§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса
§ 2.3 Движущие силы
§ 2.4 Закономерности педагогического процесса
§ 2.5 Принципы.
III. Роль экономического образования в современном обществе.
IV. Заключение.
1) наследственности;
2) воспитательной и учебной среды;
3) применяемых средств и способов педагогического воздействия.
1) интенсивности и качества чувственного восприятия;
2) логического осмысления воспринятого;
Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом обучение может строится на основе опыта. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания законов, по которым протекает процесс обучения.
Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые (описанные выше), характеризуют зависимость от внешних процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.
К внутренним закономерностям
относят связи между компонентами педагогического
процесса. Между целями, содержанием, методами,
средствами, формами. Иначе говоря, - это
зависимость между преподаванием, учением
и изученным материалом. Таких закономерностей
в педагогической науке установлено довольно
много, большая часть из них действует
только при создании обязательных условий
обучения. Назову некоторые из них, при
этом продолжим нумерацию:
В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации педагогического процесса, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты.
Описанные выше
закономерности находят свое конкретное
выражение в принципах педагогического
процесса.
§ 2.5
Принципы.
В основе принципов лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Некоторые педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные, философские, логические, психологические и иные закономерности. Они обуславливаются также целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.
Конечно же все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены ведущему принципу - принципу духовно-направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Ниже дадим их краткую характеристику.
Принцип духовно-направленного, развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда.
Принцип научности
нацеливает учителя на использование
в организации учебной деятельности школьников
проблемных ситуаций, вовлечение их в
разнообразные наблюдения изучаемых явлений
и процессов, научные споры, проведение
анализа результатов собственных наблюдений,
поиск дополнительной научной информации
для обоснования самостоятельно сделанных
выводов, доказательства своей точки зрения.
Принцип связи
обучения с практикой, предусматривает,
чтобы процесс обучения стимулировал
учеников использовать полученные знания
в решении поставленных задач, анализировать
и преобразовывать окружающую действительность,
вырабатывая собственные взгляды. Для
этого используется анализ примеров и
ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений
реализации принципа связи обучения с
практикой, жизнью является активное подключение
учащихся к общественно полезной деятельности
в школе и за ее пределами.
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения в целом, что выражается в соблюдении ряда правил:
Требование систематичности
и последовательности в обучении направлено
на сохранение преемственности содержательной
и процессуальной сторон обучения, при
которой каждый урок - это логическое продолжение
предыдущего, как по содержанию учебного
материала, так и по характеру, способам
выполняемой учениками учебно-познавательной
деятельности.
Принцип доступности
требует учета особенностей развития
учащихся, анализа материала с точки зрения
их реальных возможностей и такой организации
педагогического процесса, чтобы они не
испытывали интеллектуальных, моральных,
физических перегрузок. Следовательно,
недоступность обучения, трудности, с
которыми сталкивается школьник в ходе
выполнения разнообразных учебных заданий,
зависят в равной степени и от сложности
содержания учебного материала и от методического
структурирования его, характера, структуры,
организуемой учителем деятельности учащихся,
применяемых педагогом методов обучения.
Принцип наглядности
- один из старейших и важнейших в дидактике,
означает, что эффективность обучения
зависит от целесообразного привлечения
органов чувств в к восприятию и переработке
учебного материала. В процессе обучения
детям надо дать возможность наблюдать,
проводить опыты, практически работать
- через это вести к знанию. Однако использование
наглядности должно быть в той мере, в
какой она способствует формированию
знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация
и работа с предметами должны вести к очередной
ступени развития, стимулировать переход
от конкретно-образного и наглядно-действенного
мышления к абстрактному, словесно-логическому.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении - один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения.
Активности и сознательности в учении можно добиться, если: