Цикловое планирование занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:26, статья

Описание

Итак, вы познакомились с технологией обучения в сотрудничестве и с методом проектов. Как уже говорилось выше, это технологии XXI века не только потому, что они в большей мере, чем другие технологии отражают гуманистическую сущность педагогики, но и потому, что значительно лучше готовят детей к жизни в постиндустриальном обществе. Это не только "обучающие", но и "воспитывающие" технологии, способствующие формированию самостоятельности мышления, принятия решений, ответственности за свои успехи и успехи своих товарищей.
Роль учителя при этом существенно меняется. Из авторитарного ментора, знающего все и вся, старающегося скорее "уличить" в незнании, чем научить, учитель превращается в руководителя познавательной деятельности учащихся, всегда готового придти на помощь в случае необходимости, чтобы вместе с учеником добиться нужного результата.
Это не так просто. Особенно трудно планировать занятия в рамках использования данных технологий. Ведь очень важно точно определить их место в учебном процессе. Мы уже говорили, что обсуждаемые нами технологии - это элемент системы обучения, а не сама система. Поэтому необходимо "видеть " развитие всей системы обучения по теме, разделу, вопросу программы с использованием данных технологий.

Работа состоит из  1 файл

цикловое планирование занятий.doc

— 54.00 Кб (Скачать документ)
 

Занятие 3       

 Итак, вы познакомились  с технологией обучения в сотрудничестве  и с методом проектов. Как уже  говорилось выше, это технологии XXI века не только потому, что  они в большей мере, чем другие  технологии отражают гуманистическую  сущность педагогики, но и потому, что значительно лучше готовят детей к жизни в постиндустриальном обществе. Это не только "обучающие", но и "воспитывающие" технологии, способствующие формированию самостоятельности мышления, принятия решений, ответственности за свои успехи и успехи своих товарищей. 
        Роль учителя при этом существенно меняется. Из авторитарного ментора, знающего все и вся, старающегося скорее "уличить" в незнании, чем научить, учитель превращается в руководителя познавательной деятельности учащихся, всегда готового придти на помощь в случае необходимости, чтобы вместе с учеником добиться нужного результата. 
        Это не так просто. Особенно трудно планировать занятия в рамках использования данных технологий. Ведь очень важно точно определить их место в учебном процессе. Мы уже говорили, что обсуждаемые нами технологии - это элемент системы обучения, а не сама система. Поэтому необходимо "видеть " развитие всей системы обучения по теме, разделу, вопросу программы с использованием данных технологий.  
        На последнем нашем занятии я предлагаю вам познакомиться с системой планирования, которая называется цикловым планированием. Овладение этой системой поможет вам управлять учебно-воспитательным процессом по любому предмету с использованием любых педагогических технологий, в том числе и тех, о которых мы говорим в нашем курсе.

Таким образом, на этом занятии:

  1. Вы познакомитесь с идеологией циклового планирования.
  2. Получите возможность проанализировать пример циклового планирования по курсу иностранного языка.
  3. Сможете самостоятельно в группе составить цикловой план по разделу, теме или вопросу программы с использованием новых педагогических тенологий по одному из предметов школьной программы по вашему выбору.
 
 

Лекция 3

Цикловое  планирование занятий        

 Профессия  учителя, педагога - творческая профессия.  Справедливо считается, что она  на стыке науки и искусства.  От педагога требуется не только  совершенное владение предметом,  который он преподает, что естественно  отнести к определенной научной  области знания, не только владение педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, методикой преподавания своего предмета, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства. Если у учителя плохая дикция, если он монотонен при изложении материала, если скучен и сер, значит он не профессионал в подлинном понимании учительской профессии. Учитель - это личность и воздействует на своих учеников прежде всего авторитетом, яркостью собственной индивидуальности. Все так. Но выше я уже говорила, что ни одна профессия не обходится без овладения техникой мастерства. У педагога такой техникой являются главным образом различные технологии, умение настолько мастерски ими владеть, что как и у представителя любой творческой профессии, они становятся как бы незаметными, органичными компонентами его творчества.       

 Однако, чтобы  это случилось, необходима скрупулезная  каждодневная работа. И главным  продуктом этой деятельности  становится урок, занятие. Разумеется, деятельность учителя не заканчивается и не ограничивается рамками урока и даже шире любого занятия. Но урок, занятие являются важнейшим компонентом его профессиональной деятельности, где, собственно, и совершается его великое таинство творения.       

 И здесь  также важна скрупулезная отработка, видение всего процесса познания по изучаемой теме, например, а не только конкретного ближайшего урока. Как и все в мире, учебный процесс можно рассматривать в качестве определенной системы, в которой урок, занятие является одним из ее компонентов. Логика познания, психология познавательной деятельности, принятая концепция учебного процесса диктуют отбор не только содержания (чаще содержание обусловлено требованиями программы обучения, образовательным стандартом), но методов, организационных форм и средств обучения. Чтобы эта логика могла быть выдержана, чтобы отобранные методы и средства обучения были адекватны, с одной стороны, психологии познавательной и предметно - преобразующей деятельности, а с другой, особенностям выбранной концепции обучения, необходима разработка стратегии обучения теме или вопросу программы, т.е. тому "кирпичику" содержания обучения, который может быть положен в "строительство" всего здания.       

 В этом  случае весьма полезно бывает  разработать цепочку видов уроков, совокупность и развитие которых полностью бы охватывало изучение той или иной темы, вопроса программы и раскрывало последовательность развития логики усвоения и применения полученных знаний. Такое планирование, не предусматривающее конкретного содержания, но только логику развития познавательных действий учащихся и обучающих действий учителя и называется в дидактике цикловым планированием (где под циклом понимается циклично повторяющаяся от темы к теме, от вопроса к вопросу программы логика познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя).       

 Каким образом  разрабатывается такой план?       

 Прежде всего  важно определить цели, задачи  урока. Затем следует определить  последовательность задач отдельных  этапов урока в соответствии  с принятой логикой познания и особенностями концепции обучения. Далее следует наметить содержание деятельности учителя и содержание деятельности учащихся (по этапам, по задачам), время или продолжительность этой деятельности на уроке и, наконец, средства обучения для выполнения каждого из намеченных видов деятельности (возможные варианты). При таком планировании значительно легче оказывается предусмотреть использование и новых педагогических и информационных технологий в логике учебного процесса, заранее продумать общую стратегию и предусмотреть все необходимое для ее осуществления.        

 Приведем некоторые примеры циклового планирования на материале английского языка. 

Литература:

  1. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.
  2. Полат Е.С.Методика использования средств обучения иностранному языку в языковой лаборатории профтехучилища - М., 1988.
 
 

Задание 1

Вопросы по материалу лекции 3

  1. Можно ли отнести профессию учителя к творческим профессиям? Если да, то почему?
  2. Чем привлекает цикловое планирование?
  3. Ваше мнение в отношении целесообразности циклового планирования по вашему предмету.

 
Ответы  на вопросы по материалу лекции 3

Вопрос 1      

 Профессия  учителя, педагога - творческая профессия.  Справедливо считается, что она на стыке науки и искусства. От педагога требуется не только совершенное владение предметом, который он преподает, что естественно отнести к определенной научной области знания, не только владение педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, методикой преподавания своего предмета, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства. Но если это так, то известно, что ни одна творческая профессия не обходится без овладения техникой мастерства. У педагога такой техникой являются главным образом различные технологии, умение настолько мастерски ими владеть, что как и у представителя любой творческой профессии, они становятся как бы незаметными, органичными компонентами его творчества.  

Вопрос 2      

 Логика познания, психология познавательной деятельности, принятая концепция учебного процесса диктуют отбор не только содержания, но методов, организационных форм и средств обучения. Чтобы эта логика могла быть выдержана, чтобы отобранные методы и средства обучения были адекватны, с одной стороны, психологии познавательной и предметнопреобразующей деятельности, а с другой, особенностям выбранной концепции обучения, необходима разработка стратегии обучения теме или вопросу программы, т.е. тому "кирпичику" содержания обучения, который может быть положен в "строительство" всего здания.      

 В этом  случае весьма полезно бывает  разработать цепочку видов уроков, совокупность и развитие которых  полностью бы охватывало изучение  той или иной темы, вопроса  программы и раскрывало последовательность развития логики усвоения и применения полученных знаний. Такое планирование, не предусматривающее конкретного содержания, но только логику развития познавательных действий учащихся и обучающих действий учителя и называется в дидактике цикловым планированием (где под циклом понимается циклично повторяющаяся от темы к теме, от вопроса к вопросу программы логика познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя). Принцип циклового планирования один для разных предметов. Поэтому важно понять логику такого планирования и тогда появляется возможность более качественного управления учебным процессом, видения всей логики работы над темой, разделом, вопросом программы и соответственно оперативной корректировки отдельных моментов планирования уроков.

Задание 2

Творческая  работа

  1. Выберите тему или вопрос программы по вашему предмету. Попробуйте составить логику учебного процесса по основным уровням усвоения материала, определяя при этом место традиционных и новых педагогических технологий, средств обучения. 
    Вы можете выполнить это задание самостоятельно или обсудить в группу с вашими коллегами и прислать куратору общее задание.
  2. Попробуйте на основании разработанной ранее логики учебного процесса по вопросу, теме программы составить планы циклов уроков по той же теме или вопросу программы. Обсудите циклоплан с коллегами и пошлите куратору для анализа и оценки.
  3. Поделитесь с куратором своим мнением о цикловом планировании: целесообразности его составления, возможнсти с его помощью управлять учебно- воспитательный процесс.
  4. Теперь попытайтесь вписать ваш проект в какую-то тему, раздел программы. С этой целью попробуйте составить цикловой план этой темы, органично вписав в него работу над проектом поэтапно. Если вы выберите проект для внеурочной работы, тогда просто определите его структуру также поэтапно, предусмотрев сроки выполнения каждого этапа, задачи и результаты.
 

       Итак, мы завершили  наше краткое знакомство с  такими новыми педагогическими  технологиями, как обучение в  сотрудничестве и метод проектов. Ни я, ни мои коллеги по Институту и гимназии не имеем в виду рекомендовать вам заменить этими технологиями накопленный вами за многие годы практики опыт практической работы. Моя цель значительно скромнее: познакомить профессионала с теми новыми (давно забытыми старыми) методами, подходами, которые наиболее популярны сейчас в мире и действительно представляются нам перспективными для достижения тех целей и задач совершенствования педагогического процесса, которые назрели в нашей школе, которые диктует жизнь, которые мы все с вами хорошо знаем.      

 Я буду  очень признательна всем, кто  захочет, сочтет для себя важным  поделиться своими впечатлениями  о данном курсе, а в дальнейшем  и о своей собственной практике. Ведь данный курс, как и изданная по нему книга - не простое переложение зарубежного, пусть и удачного опыта. Это переосмысление этого опыта применительно к нашей действительности. Это результат опытно- экспериментальной работы совместно с моими коллегами - преподавателями экономико-математической гимназии N 1512 г. Москвы, многих и многих семинаров учителей, научно-практических конференций, на которых проблемы применения новых технологий обсуждались. Поэтому все, что нашло отражение в данном курсе, как и в двух изданных книгах, на которые были здесь ссылки, проверено многолетней практикой нашей отечественной школы.

Будьте  здоровы и творчески  активны!  
Успехов вам и вашим ученикам!
 

Информация о работе Цикловое планирование занятий