Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:43, курсовая работа
Основными результатами работы являются:
1.Изучение теории профориентации, включающее в себя рассмотрение объектов и принципов профориентации.
2.Изучение методологии, используемой в профориентационной работе.
3.Рассмотрение способов планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся.
4.Оценка деятельности по решению проблем, связанных с социально-профессиональной адаптацией молодежи
ВВЕДЕНИЕ: 3
1. История становления профориентации 5
2. Теория профориентации 7
2.1 Объекты и принципы профориентационной деятельности 8
3. Методология профориентации 10
3.1 Определение критериев эффективности профориентации 12
4. Основы организации и планирования 13
профориентационной работы 13
4.1 Основные организационные принципы профориентационной работы 13
4.2. Различные организационные модели профориентационной помощи 14
4.3. Основы составления программ 15
профориентационной помощи 15
5. Профессиональное воспитание учащихся 17
5.1. Профессиональное просвещение 18
5.2. Изучение школьников в целях профориентации 20
5.3 Профессиональная консультация учащихся 23
5.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся 25
6. Социально-профессиональная адаптация молодежи 26
7. Заключение 27
8. Список литературы: 28
.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Cистема организации профессиональной ориентации в Республике Беларусь
Минск, 2012
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ: 3
1. История становления профориентации 5
2. Теория профориентации 7
2.1 Объекты и принципы профориентационной деятельности 8
3. Методология профориентации 10
3.1 Определение критериев эффективности профориентации 12
4. Основы организации и планирования 13
профориентационной работы 13
4.1 Основные организационные принципы профориентационной работы 13
4.2. Различные организационные модели профориентационной помощи 14
4.3. Основы составления программ 15
профориентационной помощи 15
5. Профессиональное воспитание учащихся 17
5.1. Профессиональное просвещение 18
5.2. Изучение школьников в целях профориентации 20
5.3 Профессиональная консультация учащихся 23
5.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся 25
6. Социально-профессиональная адаптация молодежи 26
7. Заключение 27
8. Список литературы: 28
1.
"Проблема самоопределения
есть, прежде всего,
проблема определения своего образа жизни"
С.Л. Рубинштейн
Актуальность проблемы профориентации
как общественной проблемы проявляется
в необходимости преодоления
противоречия между объективно существующими
потребностями общества в сбалансированной
структуре кадров и неадекватно
этому сложившимися субъективными
профессиональными
«Адекватность выбора и
Предметом исследования в данной работе является содержание профессиональной ориентации и основные методы ее проведения.
Методология проведения исследования заключается в том, что я попытаюсь рассмотреть данную проблему с точки зрения педагогики, психологии и теории управления. Причиной такого разностороннего исследования является неоднозначность самого определения профориентации.
«Профессиональная ориентация (от фран. orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.»2
Если профессиональная ориентация рассматривается через призму педагогической практики, протекающей под преобладающим влиянием учителей школ, мастеров учебно-производственных комбинатов и др., то принятие этой точки зрения в качестве единственной и главной создает педагогический образ профориентации.
Если же на это процесс посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и концепции,
2.
объясняющие
особенности того или иного выбора.
В рамках этого подхода формируется
и соответствующий образ
Третий
подход – с позиции теории
управления. При этом процесс
профессиональной ориентации
Основными результатами работы являются:
социально-профессиональной адаптацией молодежи.
3.
«История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.
В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов.»3
Данных, подобных приведенным выше, имеется много, и все они указывают на довольно ранний период возникновения элементов того, что сейчас принято называть профдиагностикой и профотбором. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно.
«Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор (подбор), но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, приведенные выше исторические данные рассматривать как указание не на историю, а на предысторию возникновения профориентации. История началась намного позже, в период коренной ломки общественного под напором развития крупной машинной индустрии, т.е. в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками – повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих.
Именно
в это время определилась практическая
потребность в привлечении
4.
Основателем научного изучения
индивидуальных различий
«В
январе 1908 года в г. Бостоне,
как уже отмечалось выше, начало
работу первое бюро
В США больший акцент делался на профотбор. Вопросам профессионального отбора много внимания уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг. Его можно назвать родоначальником психотехники.
По заказу телефонной кампании он изучил пригодность кандидатов на профессию телефонистки. В тот период телефонистка должна была производить до 150 соединений в час, т. е. каждые 10 с. нужно было соединять абонентов, а для этого необходимо было выполнить 14 отдельных психофизических актов. Многие телефонистки такой нагрузки не выдерживали и увольнялись с работы. Это было невыгодно предпринимателям. Поэтому и возникла необходимость разработки рекомендаций по профотбору кандидатов в телефонистки по их психофизиологическим качествам. В итоге текучесть кадров резко сократилась.
Первая мировая война (1914—1918 гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригодности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.
Интенсивное
техническое перевооружение промышленности
ведущих капиталистических
Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации как практики, и вследствие - междисциплинарного научного знания.
5.
Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сам профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.
«Итак, профориентация - это научно
обоснованная система
Теорию профориентации можно определить следующим образом: это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности .
Практическая сторона включает
в себя деятельность
Рассмотрим основные компоненты теории профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало. Поэтому одна из важных задач – собрать новые факты и дать им правильную интерпретацию. Это оказывается важным в тех случаях, когда поиск новых фактов ведется с помощью одной или нескольких гипотез. Последние также составляют важную часть теории, Например, в каждом районе (регионе) могут оказаться свои специфические факторы, влияющие на выбор определенной профессии. Гипотеза о таких возможных факторах помогает созданию методов исследования, позволяющих оценить интересующее явление и на этой основе выработать практические рекомендации по улучшению профориентационной работы с учащимися.
Информация о работе Cистема организации профессиональной ориентации в Республике Беларусь