Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:18, доклад
Может быть еще рано называть «Дальтон» технологией, однако уже сейчас основные ее признаки обозначились: цели, исходные идеи, содержание, формы, системы действий учителя и учащихся. В этой связи считаем целесообразным описать эту технологию, так как именно в ней заложены большие возможности для реализации личностно-ориентированного образования в полной мере даже в условиях классно-урочной системы.
Пользуйтесь записями в тетради, учебником по физике для 10 класса.
5. Выполните следующие задания:
- упражнения № 3(1), (4), (6) (учебник);
- задачи № 506, 508, 527 (Рымкевич).
Задания второго уровня
1. Пользуясь обобщенным планом, составьте рассказ на тему «Температура – физическая величина».
Обратите внимание на пункт «Способ измерения физической величины».
Используйте разные учебники, справочники.
2. Пронаблюдайте (а по возможности и выполните), а затем объясните с точки зрения МКТ все операции по установке медицинских банок на теле человека.
Повторите определения: МКТ, основные положения МКТ, идеальный газ, давление газа, основное уравнение МКТ.
3. В кастрюле с водой плавает пробирка, в которой налита вода. Поставьте кастрюлю на нагреватель. Закипит ли вода в пробирке при кипении воды в кастрюле? Изменится ли наблюдаемое явление, если в пробирку с водой добавить соли?
Опыт можно проводить дома. Пробирку закажите у лаборанта. Соблюдайте правила по техники безопасности, инструкция № …
4. Решите следующие задачи из сборника Рымкевича: №№ 514, 515, 525, 534, 535, 527.
Задания третьего уровня
1. В настоящее время для изучения программного материала учащимся предлагают несколько учебников, справочные пособия. В каждом из них автор предлагает свой вариант одних и тех же законов, вывод одних и тех же формул. Попробуйте написать один параграф «Температура – мера средней кинетической энергии» нового учебника, автором которого являетесь вы.
Параграф учебника должен быть лаконичен, доступен, содержать интересные, полезные сведения для учащихся.
Сравните указанные материалы в разных учебниках.
2. Используя указанное оборудование, рассчитайте температуру нагретой воды.
Оборудование: запаянная с одного конца стеклянная трубка диаметром 4-5 мм и длиной около 300 мм, линейка миллиметровая, 2 мензурки с водой комнатной температуры и нагретой до 60 градусов, термометр с пределом измерения 40-50 градусов Цельсия, кусок резины.
Для решения задачи рассмотрите два случая: запаянный конец трубки находится вверху и внизу.
Используйте закон Гей-Люссака.
Оформите ответ как задачу (дано, чертеж, решение).
3. При нагревании газа получена зависимость давления от абсолютной температуры. Определите, сжимался или расширялся газ во время нагревания.
Р
1 0
|
Определите, какой процесс происходил с газом. Подумайте над аргументацией вашего решения.
4. Решите следующие задачи:
А) Упражнение 3 (3) (учебник Мякишева).
Б) Какую часть газа выпустили из баллона, если давление в нем упало в три раза, а абсолютная температура уменьшилась в двое по отношению к первоначальным?
В) Газ находится в сосуде под поршнем. Поместив на поршень груз массы m, его объем изометрически уменьшился в k1 раз. Груз какой массы mx следует дополнительно положить на поршень, чтобы объем газа изометрически уменьшился еще в k2 раз?
Г) Запаянная с одного конца стеклянная трубка длиной L=100 см расположена вертикально открытым концом вверх и до краев заполнена ртутью так, что под столбиком ртути высотой H=50 см находится воздух. Закрыв трубку, ее переворачивают, затем снова открывают. В результате часть ртути выливается. Найти высоту оставшегося столбика ртути h, если атмосферное давление p0 = 760 мм рт.ст.
Поскольку в Дальтон-технологии учащимся предоставляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности. На первых порах дети далеко не все, получив свободу, правильно ее используют. Поэтому необходим учет результатов работы и сочетание самоконтроля учащихся с контролем учителя.
Учет выполнения заданий и их качества осуществляется и учеником, и учителем. У школьника имеется карточка, в которой он отмечает выполнение заданий по дням недели. Учитель имеет специальный журнал по классу, где записываются все, что должно быть выполнено за неделю, две недели, месяц. В некоторых школах вводятся цвета дней. О выполненной работе судят по закрашенному дню. В классный журнал выставляются итоговые отметки.
Критериями оценки результативности Дальтон-технологии являются следующие:
познавательная самостоятельность ученика;
стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими;
уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
Результаты Дальтон-технологии выражаются в развитии познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, в овладении школьником исследовательскими умениями. Кроме того, снижается перегрузка учащихся за счет учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы. Важнейшим преимуществом дальтон-технологии является возможность личностного развития за счет обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых.
Следует отметить и интегративный характер данной технологии – в ней могут быть использованы технологии полного усвоения знаний, уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии.
Ограничения в использовании технологии:
материальные условия. Например, для общения детей необходимы отдельные столы, рабочие уголки. Рядом со столом учителя – стулья для учащихся, которые ждут своей очереди к учителю. Необходимо также иметь источники информации в классе или библиотеке, открытых кабинеты с наглядными пособия;
организационные условия. Важным является разработка вместе с детьми определенных правил: свободное передвижение по классу, не мешая друг другу; задания и сроки выполнения должны быть поняты каждым учеником; регламентация входа и выхода их класса и т.п.;
готовность учителя к изменению своих функций. Роль учителя заключается в том, чтобы: создать условия и «охранять» процесс самостоятельности учащихся, обеспечив их безопасность; стимулировать общение и сотрудничество как гомогенных, так и гетерогенных группах, в том числе и разновозрастных. Он должен передать часть полномочий самим учащимся, а главное – часть ответственности за обучение. Естественно, что учитель должен быть готов к переходу от фронтального обучения к работе с малыми группами и самостоятельной деятельности каждого ученика;
недостаточная мотивация учителей, учащихся и их родителей на принятие этой технологии;
большие трудовые и временные затраты на разработку дидактических материалов, ориентированных на самостоятельную работу школьников.
КАК ОСУШЕСТВИТЬ ПЕРЕХОД В ШКОЛЕ НА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИИ?
В этом процессе главная роль принадлежит руководителям школы и, прежде всего, ее директору. Приведем далее пример управленческой деятельности директора школы № 30 г. Магадана Т.А.Исаевой.
Коллектив прошел по пути введения новой технологии через Дальтон-недели. Первая такая неделя была проведена с 16 по 31 октября 1999 г. До этого в течение 1998-99 учебного года осуществлялась мотивация учителей, изучались теоретические основы этой технологии, которая для коллектива школы была не первой инновационной технологией. В школе широко использовались технологии уровневой дифференциации, коллективного способа обучения, модульная и проектная технологии, что, несомненно, являлось важным условием успеха педагогического коллектива.
В школе была организована творческая группа учителей, которая готовилась к практической реализации Дальтон-недели. План лекций, семинаров, круглых столов включал в себя следующие вопросы:
технология Дальтон-плана;
психология о свободе выбора учащимися содержания, средств и способов обучения;
требования к заданиям на Дальтон-неделю;
организация «лабораторий»;
организация коллективных уроков;
организация конференций;
роль классных руководителей и родителей в организации и проведении Дальтон-недели;
круглый стол по проблемам Дальтон-недели.
Кроме этого, творческой группой были разработаны различного рода рекомендации учителям, родителям, анкеты для учащихся и учителей. Приводим далее эти материалы.
Рекомендации к составлению плана
учителя-экспериментатора
Приступая к планированию, необходимо учесть то, что Ваши задания должны способствовать пробуждению у школьников творческого отношения к учебному труду.
Ваши действия в процессе планирования заключаются в следующем:
1) сформулируйте цель Вашей деятельности;
2) определите задачи на данный учебный год;
3) продумайте, какую работу необходимо провести с учащимися, какая работа и в какой степени была проведена по формированию у школьников общих учебных умений и навыков. Соотнесите ее с возрастными особенностями учащихся, с особенностями конкретного класса;
4) продумайте, какой объем теоретической подготовки Вам необходим для выполнения задач Дальтон-плана. Решите, что Вы можете отнести к самообразованию, в чем Вам необходима помощь научно-методического отдела школы;
5) распределите свое время по составлению Дальтон-заданий. Продумайте виды деятельности учащихся. Проконсультируйтесь с коллегами по предметной кафедре о целесообразности, трудности, вариативности заданий, определите критерии оценки;
6) выделите время в процессе планирования для аналитической работы. Продумайте способы сбора информации.
Рекомендации к анализу заданий по Дальтон-плану
1. Предусматривают ли вопросы в Дальтон-задании рекомендации учебных программ?
А) в части «ученик должен знать»;
Б) в части» ученик должен уметь».
2. Достаточно ли, на Ваш взгляд, проведена мотивация учащихся в Дальтон-задании?
3. Какое из заданий Вы считаете наиболее трудным?
На первом уровне | На втором уровне | На третьем уровне |
1 2 3 4 5 6 | 1 2 3 4 5 6 | 1 2 3 4 5 6 |
4. Какое из заданий Вы считаете наиболее интересным?
На первом уровне | На втором уровне | На третьем уровне |
1 2 3 4 5 6 | 1 2 3 4 5 6 | 1 2 3 4 5 6 |