Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 18:07, курсовая работа
Целью данной работы является проведение исследования и оценка действий с предметами для развития графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста
с недоразвитием речи…………………………………………………………...5
Глава 2. Действия с предметами для развития графических навыков
у детей дошкольного возраста с нарушениями речи………………………...12
2.1. Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста….12
2.2. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
с нарушениями речи. Практические занятия, способствующие
развитию графических навыков……………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………………30
Приложения…………………………………………………………………….31
Приложение 1………………………………………………………………….31
Приложение 2………………………………………………………………….35
Для
получения максимального «
В своей работе мы предлагаем:
2.2. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Практические занятия, способствующие развитию графических навыков
Вопрос обучения грамоте детей дошкольного возраста до настоящего времени остается во многом дискуссионным. Следует ли целенаправленно знакомить ребенка-дошкольника с буквами, нужно ли учить в дошкольном учреждении будущего школьника читать и писать? Мнения педагогов бывают противоположными: от «Обязательно!» до «Ни в коем случае!». Бесспорно, специальная подготовка детей 6-7 лет в дальнейшем облегчит им обучение в школе, поможет адаптироваться и подготовит ребенка к успешной учебной деятельности. Но, с другой стороны, неумелое, методически неверное обучение элементам грамоты может повлечь за собой усвоение неправильных приемов чтения и письма, нарекания учителей начальных классов и необходимость переучивания, что может отрицательно отразиться на первокласснике.
Еще более сложно определить содержание обучения грамоте в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Многие воспитанники таких групп заменяют акустически и артикуляционно сходные звуки (С-Ш, Р-Л, Ч-ТЬ, Щ-СЬ и др.), не дифференцируют похожие по звучанию слова, искажают слоговую структуру слов, состоящих из нескольких слогов, затрудняются в воспроизведении речевого материала, что свидетельствует о нарушении фонематического восприятия. Многолетний опыт подготовки детей с недоразвитием речи к обучению в школе свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.
Наиболее
эффективным для использования возможностей
ребенка в освоении грамоты считается
старший дошкольный возраст. Этот период
получил название периода «языковой одаренности»,
в котором ребенок проявляет повышенную
восприимчивость к звуковой стороне речи.
В основе современных
методик начального обучения чтению лежит
звуковой аналитико-синтетический метод,
т.е. в процессе овладения чтением дети
сначала знакомятся со звуком, и лишь потом
с буквой. Поэтому пропедевтический этап
в обучении чтению направлен на формирование
ориентировки в звуковой стороне речи.
Цель занятий по подготовке к обучению
грамоте в группе для детей с тяжелыми
нарушениями речи – развитие интереса
к родному языку, осознание его элементарных
закономерностей, превращение речи из
средства общения еще и в объект познания,
а также развитие умственных способностей
дошкольников. Другими словами, занятия
по обучению грамоте в дошкольном учреждении
– это начальная ступень последующего
систематического изучения языка в школе.
Основными задачами подготовки дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте являются:
Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко и др. отмечают, что стойкие навыки звукового анализа возможны при опережающем развитии у детей фонематического восприятия, что формирование этих навыков можно проводить на материале только легко воспринимаемых и правильно произносимых звуков.
Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:
На занятиях по обучению грамоте необходимо использовать специальные упражнения по профилактике дислексии и диграфии. Многие исследователи (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Р.И. Лалаева и др.) считают дефекты устной речи ведущей причиной дислексии. Поэтому занятия по подготовке к обучению грамоте должны включать работу по развитию слухового, фонематического и зрительно-пространственного восприятия, развитию всех форм языкового анализа и синтеза. Следует помнить, что у детей, имеющих нарушения устной речи, возможны прогнозируемые трудности в овладении чтением и письмом. Наиболее типичными являются: трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены фонетически или
артикуляционно-близких согласных звуков; побуквенное чтение; искажение слоговой структуры слова; резко замедленный темп чтения; нарушение понимания прочитанного; замены букв при письме; пропуски согласных звуков (букв) в стечениях; слияние двух или нескольких слов в одно слово; стойкие орфографические ошибки.
Из сказанного выше видна огромная роль занятий по обучению грамоте в дошкольном учреждении в предупреждении дислексии и дисграфии при овладении ребенком письменной речью.
Детям с нарушениями речи для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами, на наш взгляд, являются зрительные символы гласных и согласных звуков (Т.А. Ткаченко, 2000) и традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных квадратов-фишек. В отличие от буквы, символы легко ассоциируется дошкольниками со звуками родного языка. Они обеспечивают многоаспектное восприятие – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволяют моделировать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте.
На занятиях по обучению грамоте необходимо предлагать детям упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма. Это могут быть графические игры и графические задания, которым предшествует гимнастика для пальцев. Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В результате выполнения графических упражнений дети учатся: а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму; б) ориентироваться на листе бумаги; в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки. Не следует предлагать детям прописывать элементы букв или сами буквы, мелкие графические элементы, т.к. это требует высокой точности выполнения и огромных волевых усилий со стороны ребенка.
Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое название « Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т.д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество, делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника.
Рассмотрим
некоторые практические примеры
влияния действий с предметами на развитие
графических навыков у детей дошкольного
возраста с нарушениями речи.
1. Знакомство дошкольников со звучащим словом
Формирование
представлений о словах, обозначающих
предметы.
Посмотрите, что стоит у меня на столе,
и назовите каждый предмет:
Предметы: Лошадка Машина Мишка Лопата
Корабль Кукла Краски Мяч
-
А сейчас я буду волшебной
указкой дотрагиваться до
СТОЛ СТУЛ ДВЕРЬ КНИГА ОКНО ЗЕРКАЛО
ПОЛ ЛАМПА и т.д.
-
Мы сейчас называли предметы
и произносили СЛОВА.
- Слово можно
СКАЗАТЬ, УСЛЫШАТЬ, ВЫЛОЖИТЬ ИЗ РАЗРЕЗНОЙ АЗБУКИ, НАПИСАТЬ.
- Послушайте, что я сейчас вам скажу: ЛИСА. Что я сказала? (Вы сказали Слово ЛИСА)
Какое слово вы услышали?
-
Посмотрите на картинки, которые
лежат у вас на столе, и
тоже назовите слова.
БЕЛКА ЗАЯЦ МЕДВЕДЬ ЛОСЬ
-
Давайте слова, которые
Постановка
вопросов Кто? Что? к словам, обозначающим
предметы.
- Ребята, к словам, обозначающим предметы,
можно поставить вопросы. Можно спросить:
Кто? или Что? Если предмет живой, нужно
о нем спрашивать Кто Это? Если не живой
– спрашивают Что Это? Давайте попробуем
разобраться. Я буду показывать картинки,
а вы задавайте вопросы Кто или Что?
БАРСУК –
кто это? БЕРЕЗА – что это?
БАБОЧКА – кто это? ЛАСТОЧКА – кто это?
КАМЕНЬ – что это? ПЕСОК – что это?
ВОДА – что это? РУЧЕЙ – что это? и т.д.
Формирование
графических навыков. Ориентировка в тетради
и на листе (верх листа, низ листа, строчка).
Проведение прямых горизонтальных линий.
«ДОРОЖКИ».
2. Слова, обозначающие названия предметов
Добиваться усвоения детьми понятия «слово»; учить самостоятельно подбирать слова, добавлять недостающее слово в предложении; дать представление о том, что один предмет можно назвать несколькими похожими словами; развивать слуховое восприятие и дифференциацию звуков различной высоты.
Формирование понятия «Слово».
- Дети, послушайте, что я сейчас скажу: Стол Зеркало Доска Стул
- Что я сказала? (Слова)
- Посмотрите на картинку и тоже назовите слова. Внимание: не надо описывать картинку, назовите только предметы, изображенные на картинке.
Информация о работе Действия с предметами детей дошкольного возраста