Детализация понятия ИКТ-компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:30, контрольная работа

Описание

Что же стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах министерства образования и науки? На сегодняшний день выработано только лишь определение ИКТ-грамотности, и на базе этого определения вводится понятие ИКТ-компетенции.

Работа состоит из  1 файл

ИКТ_компетентность.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)


ИКТ-компетентность

ГаврилшА.В,, Лаврентьева КВ., Удалое В.А., ШмисТ.Г.

1. Детализация понятия ИКТ-компетентности

В рамках разрабатываемого инструментария предполагается оценивать компетентность работников образования Красноярского края в области владения ими информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Обращаем внимание на то, что в аббревиатуре ИКТ буква «К» соответствует слову коммуникация. В словаре ино­странных слов указано: -коммуникация — 1) путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.); 2) форма связи (напр., телеграф, радио, теле­фон); 3) акт общения, связь между двумя или более индивидуумами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним ли­цом другому или ряду лиц; 4) массовая к. — процесс сообщения ин­формации с помощью технических средств численно большим, рас­средоточенным аудиториям. Таким образом, в рамках нового проекта будет проверяться способность работников образования Красноярско­го края (их компетентность в этой области) создавать и передавать информацию с использованием компьютерных технологий.

Что же стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах министерства образования и науки? На сегодняшний день выработано только лишь определение ИКТ-грамотности, и на базе этого определения вводится понятие ИКТ-компетенции.

Определение. ИКТ-грамотностъ — это использование цифро­вых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для полу­чения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Очевидно, что в данном определении используется несколько терминов и понятий, давайте последовательно рассмотрим каждое из них.

ИКТ — представление информации в электронном виде, ее об­работка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология представляет собой объединение ин­формационных и коммуникационных технологий.

Грамотность —это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти.

Цифровые технологии относятся к компьютерному и про­граммному обеспечению; инструменты коммуникации — к продук-

 


там и услугам, с помощью которых передается информация, сети — это каналы передачи информации.

Функционирование в современном обществе — Данная часть определения отражает многообразие контекстов применения индиви­дуумом ИКТ-грамотности. ИКТ-грамотностъ предоставит индиви­дууму средства для успешной жизни и работы в экономически разви­том или развивающемся обществе.

Введенное понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно бы­ло назвать грамотным в данном смысле. Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познаватель­ных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:

•  определение информации — способность использовать инст­
рументы ИКТ для идентификации и соответствующего представления
необходимой информации;

•  доступ к информации —умение собирать и/или извлекать ин­
формацию;

•  управление информацией — умение применять существую­
щую схему организации или классификации;

•  интегрирование информации - умение интерпретировать и
представлять информацию (сюда входит обобщение, сравнение и про­
тивопоставление данных);

•  оценивание информации - умение выносить суждение о каче­
стве, важности, полезности или эффективности информации.

■ создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.

•              сообщение информации — способность должным образом пе­
редавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направ­
лять электронную информацию определенной аудитории и передавать
знания в соответствующем направлении.

Перейдем теперь от определения ИКТ-грамотности к понятию ИКТ-компетенции. Компетенция - понятие очень общее. В нем не от­ражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетент­ность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях выра­батываются свои определения компетенции, например, языковая ком­петентность.

Переход от "знаньевоцентрического" подхода в обучении (зна­ния ради знаний) к "компетентностному" обучению предполагает вос-



 

питание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. Пока круг компетенций, ко­торым будут владеть педагоги, не определен окончательно, как и само понятие компетенция. Но за основу взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общать­ся и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятель­ность в постановке задач и их решении. В рамках рассматриваемого проекта сформировано следующее определение ИКТ-компетентности.

Определение. Под ИКТ-компетенцией подразумевается уверен­ное владение педагогами всеми составляющими навыками ИКТ— грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обоб­щенных познавательных, этических и технических навыков.

Ниже приведена схематичная модель ИКТ-компетентности:

Модель ИКТ-компетентности


Для пояснения введенного понятия приведем примеры заданий, проверяющих навыки и когнитивные деятельности, составляющие ИКТ-компетентность

•          Доступ.— найти и открыть соответствующее сообщение элек­
тронной почты в ящике входящих писем;

•          Управление — найти и организовать соответствующую ин­
формацию из писем электронной почты;

•          Интеграция — проанализировать преимущества рекомендуе­
мых методов для решения конкретной задачи;

•          Оценка — принять решение, какой метод для решения кон­
кретной задачи целесообразно выбрать, основываясь на ин­
формации сайтов;

•          Создание — представить свои рекомендации по решению не­
которого вопроса в формате письма электронной почты.

•          Сообщение - представлять переработанную информацию для
различных категорий слушателей.

2. Почему необходима разработка нового инструмента для оценки ИКТ-компетентности

Анализ существующих методов оценки компетентности работ­ников образования в области использования ИКТ, показывают, что существующие методы оценки информационно-коммуникационной компетенции ориентируются почти исключительно на формирование технологических навыков педагогов. Оценка умственных навыков вы­сокого уровня, которые обеспечивают полноценную информационно-коммуникационную компетентность педагогов, сегодня практически не обсуждается. Поэтому, использовать существующие сегодня в РФ измерители компетентности педагогов в области использования ИКТ не представляется возможным.

Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у педагогов способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с ин­формацией. Они должны уметь искать необходимые данные, органи­зовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также про­дуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями и особенностями восприятия аудитории. Эта способность (или ИКК) должна обеспечить педагогам возможность:

• успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использовани­ем Интернет);



•          определять этапы своего профессионального развития;

•          жить и трудиться в информационном обществе, в условиях
экономики, которая основана на информации и информаци­
онных процессах.

В связи с вышеизложенным было принято решение разработать новый инструментарий оценки ИКТ-компетенции, который позволит проверить, как педагог мыслит и работает в «цифровом» мире. Оценка ИКТ-компетеНции будет, вероятно, проводиться по результатам теста, выполняемого педагогами на компьютере, при этом общая ИКТ-компетентность педагогов будет оцениваться по конечному результа­ту. Составляющие навыки не будут выделяться и оцениваться индиви­дуально. Для оценки каждого их составляющих навыков в тесте будут представлены несколько заданий, но в целом за тест будет выставлять­ся качественная (диагностическая) оценка (реализуемая модель педа­гогического тестирования «по нечеткой математике»), отражающая уровень ИКТ-компетенции: уровень выше базового, базовый, ниже

базового.

Диагностическая оценка позволит исследовать познавательные и технические навыки, стоящие за конкретными составляющими ИКТ— компетентности. Результат такого типа тестирования будет полезен по нескольким причинам. Он может дать:

•               общую оценку познавательной и технической компетентно­
сти педагога;

•               более детализированную систему отчета о набранных бал­
лах, выделяющую конкретные сильные и слабые стороны
педагога;

•               связь с существующими или специально разработанными
методическими материалами;

•              основываясь на результатах тестирования можно выделять
конкретные цели обучения педагогов.


Приложение 1

Примерные требования к инструментарию по оценке ИКТ- компетентности педагогов.

Как известно, цель любой проверки, любой формы контроля достигается только на адекватно составленных (целям) вопросах и за­дачах. Одной из задач рабочей группы проекта является разработка заданий для теста и создания оболочки для проведения тестирования. Тексты заданий публиковаться до тестирования не будут, но мы пред­лагаем описать будущие варианты заданий.

1.Тест будет содержать 15 вопросов, выполнение каждого во­проса будет ограничено по времени. В тексте будет 1 вопрос на 30 ми­нут, 2 вопроса на 15 минут и 12 вопросов на 4 минуты.

2. Сценарий каждого задания будет приближен к реальной жиз­ни. Например: Используя программу поиска найти сайты со статья­ми о болезнях сердца (задание на оценивание умения «доступ») или В каждой га найденных статей найти информацию по вариантам ле­чения (задание на оценивание умения «интеграция»). Если задание связано с каким-либо школьным предметом, то его содержание не вы­ходит за рамки стандарта обучения по данному предмету. Отметим, что в группу по разработке заданий входят представители кафедр, центров и лабораторий ККИПКРО.

3. Для выполнения заданий теста разрабатывается специальная тестирующая среда, включающая имитацию программы поиска в Ин­тернете, почтовой программы, текстового и графического редактора и т.д. Это делается для того, чтобы уравнять условия выполнения теста учащимися (ранее полученные навыки работы с каким-либо про­граммным средством не дадут большого преимущества перед теми ребятами, которые по объективным причинам таких навыков в школе приобрести не смогли).

Ниже приведен пример вопроса на 30 минут (автор — учитель словесности средней общеобразовательной школы № 542 Козлова Т. Н.), выполнение этого задания в реальной тестирующей среде можно посмотреть по адресу: Ытр://лу\у\у.го85Ш.те51.ш

Задание «Выдающиеся русские лингвисты»

• Пояснения. Предлагаемая тема «Общие сведения об языке». В рамках этой темы педагоги должны подготовить выступление о вы­дающихся русских лингвистах.

Данное задание, с точки зрения ИКТ-компетентности, нацелено



на выявление навыков по поиску и оценке информации. Компетент­ность выявляется с помощью задания по оценке информации из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, вы­брать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям. Время на выполнение: 20-30 минут. Выявляемые навыки:

■       доступ;

■       управление;

■       интеграция;

■       оценка;

■       создание текстового документа;

■       проведение выступления с помощью подготовленных мате­
риалов.

 

икт-

компетентно-

Сценарий для педагога

Примерные действия педагога

Доступ

Используя программу по­иска,   найти   сайты   со статьями о русских лин­гвистах (языковедах, ру­систах).

В поисковой системе «КатЫег» уча­щийся вводит термин поиска «русские лингвисты» или сразу вводит фами­лию учёного.

Управление

Оценить сайты и выделить те, из которых можно полу­чить необходимую инфор­мацию о каком-либо одном учёном.

Выбор сайтов 1. пйр://зспоо1.ес)и.ги 2. пйр://рШс.паго<1ги

(Сайт № 2 наиболее информативен, т.к. содержит общую информацию по теме теста с указанием имён учёных. Среди них кандидат должен выбрать одного лингвиста)

Интеграция

В отобранных статьях най­ти информацию о биогра­фии учёного, его научной деятельности (её основ­ное направление).

В поисковой системе учащийся вводит термин поиска (например, «Л.В. Щер-ба» «биография Л.В.Щербы») Выбор сайтов 1.   пйр://\Ал/уш.ги1Неп'1а.ги/арг/1ех1;ез/8 НегЬа/Ью.Мт 2.   ЬЙр://\ллмм.рЫ1о1.п18и.ги/гиз/да1уа-ШЫ^зп.Мт

Оценка

Сравнить информацию из разных статей, выделить разные аспекты дея­тельности лингвиста и сведения о его жизни.

Чтение текста. Отбор информации.

Создание

Разработать документ в текстовом редакторе - кон­спект статьи на лингвисти­ческую тему о выдаю­щемся русском лингвис­те.

Создание текстового документа. Примерный план итогового документа: 1.   Даты жизни, место рождения, учёбы,интересы. 2.   Где работал, принадлежность к лингвистической школе (Москов-

Информация о работе Детализация понятия ИКТ-компетентности