Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:30, контрольная работа
Что же стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах министерства образования и науки? На сегодняшний день выработано только лишь определение ИКТ-грамотности, и на базе этого определения вводится понятие ИКТ-компетенции.
ИКТ-компетентность
ГаврилшА.В,, Лаврентьева КВ., Удалое В.А., ШмисТ.Г.
1. Детализация понятия ИКТ-компетентности
В рамках разрабатываемого инструментария предполагается оценивать компетентность работников образования Красноярского края в области владения ими информационно-
Что же стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах министерства образования и науки? На сегодняшний день выработано только лишь определение ИКТ-грамотности, и на базе этого определения вводится понятие ИКТ-компетенции.
Определение. ИКТ-грамотностъ — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Очевидно, что в данном определении используется несколько терминов и понятий, давайте последовательно рассмотрим каждое из них.
ИКТ — представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий.
Грамотность —это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти.
Цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению; инструменты коммуникации — к продук-
там и услугам, с помощью которых передается информация, сети — это каналы передачи информации.
Функционирование в современном обществе — Данная часть определения отражает многообразие контекстов применения индивидуумом ИКТ-грамотности. ИКТ-грамотностъ предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе.
Введенное понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:
• определение информации — способность использовать инст
рументы ИКТ для идентификации и соответствующего представления
необходимой информации;
• доступ к информации —умение собирать и/или извлекать ин
формацию;
• управление информацией — умение применять существую
щую схему организации или классификации;
• интегрирование информации - умение интерпретировать и
представлять информацию (сюда входит обобщение, сравнение и про
тивопоставление данных);
• оценивание информации - умение выносить суждение о каче
стве, важности, полезности или эффективности информации.
■ создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.
• сообщение информации — способность должным образом пе
редавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направ
лять электронную информацию определенной аудитории и передавать
знания в соответствующем направлении.
Перейдем теперь от определения ИКТ-грамотности к понятию ИКТ-компетенции. Компетенция - понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях вырабатываются свои определения компетенции, например, языковая компетентность.
Переход от "знаньевоцентрического" подхода в обучении (знания ради знаний) к "компетентностному" обучению предполагает вос-
питание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. Пока круг компетенций, которым будут владеть педагоги, не определен окончательно, как и само понятие компетенция. Но за основу взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В рамках рассматриваемого проекта сформировано следующее определение ИКТ-компетентности.
Определение. Под ИКТ-компетенцией подразумевается уверенное владение педагогами всеми составляющими навыками ИКТ— грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Ниже приведена схематичная модель ИКТ-компетентности:
Модель ИКТ-компетентности
Для пояснения введенного понятия приведем примеры заданий, проверяющих навыки и когнитивные деятельности, составляющие ИКТ-компетентность
• Доступ.— найти и открыть соответствующее сообщение элек
тронной почты в ящике входящих писем;
• Управление — найти и организовать соответствующую ин
формацию из писем электронной почты;
• Интеграция — проанализировать преимущества рекомендуе
мых методов для решения конкретной задачи;
• Оценка — принять решение, какой метод для решения кон
кретной задачи целесообразно выбрать, основываясь на ин
формации сайтов;
• Создание — представить свои рекомендации по решению не
которого вопроса в формате письма электронной почты.
• Сообщение - представлять переработанную информацию для
различных категорий слушателей.
2. Почему необходима разработка нового инструмента для оценки ИКТ-компетентности
Анализ существующих методов оценки компетентности работников образования в области использования ИКТ, показывают, что существующие методы оценки информационно-коммуникационной компетенции ориентируются почти исключительно на формирование технологических навыков педагогов. Оценка умственных навыков высокого уровня, которые обеспечивают полноценную информационно-коммуникационную компетентность педагогов, сегодня практически не обсуждается. Поэтому, использовать существующие сегодня в РФ измерители компетентности педагогов в области использования ИКТ не представляется возможным.
Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у педагогов способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями и особенностями восприятия аудитории. Эта способность (или ИКК) должна обеспечить педагогам возможность:
• успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);
• определять этапы своего профессионального развития;
• жить и трудиться в информационном обществе, в условиях
экономики, которая основана на информации и информаци
онных процессах.
В связи с вышеизложенным было принято решение разработать новый инструментарий оценки ИКТ-компетенции, который позволит проверить, как педагог мыслит и работает в «цифровом» мире. Оценка ИКТ-компетеНции будет, вероятно, проводиться по результатам теста, выполняемого педагогами на компьютере, при этом общая ИКТ-компетентность педагогов будет оцениваться по конечному результату. Составляющие навыки не будут выделяться и оцениваться индивидуально. Для оценки каждого их составляющих навыков в тесте будут представлены несколько заданий, но в целом за тест будет выставляться качественная (диагностическая) оценка (реализуемая модель педагогического тестирования «по нечеткой математике»), отражающая уровень ИКТ-компетенции: уровень выше базового, базовый, ниже
базового.
Диагностическая оценка позволит исследовать познавательные и технические навыки, стоящие за конкретными составляющими ИКТ— компетентности. Результат такого типа тестирования будет полезен по нескольким причинам. Он может дать:
• общую оценку познавательной и технической компетентно
сти педагога;
• более детализированную систему отчета о набранных бал
лах, выделяющую конкретные сильные и слабые стороны
педагога;
• связь с существующими или специально разработанными
методическими материалами;
• основываясь на результатах тестирования можно выделять
конкретные цели обучения педагогов.
Приложение 1
Примерные требования к инструментарию по оценке ИКТ- компетентности педагогов.
Как известно, цель любой проверки, любой формы контроля достигается только на адекватно составленных (целям) вопросах и задачах. Одной из задач рабочей группы проекта является разработка заданий для теста и создания оболочки для проведения тестирования. Тексты заданий публиковаться до тестирования не будут, но мы предлагаем описать будущие варианты заданий.
1.Тест будет содержать 15 вопросов, выполнение каждого вопроса будет ограничено по времени. В тексте будет 1 вопрос на 30 минут, 2 вопроса на 15 минут и 12 вопросов на 4 минуты.
2. Сценарий каждого задания будет приближен к реальной жизни. Например: Используя программу поиска найти сайты со статьями о болезнях сердца (задание на оценивание умения «доступ») или В каждой га найденных статей найти информацию по вариантам лечения (задание на оценивание умения «интеграция»). Если задание связано с каким-либо школьным предметом, то его содержание не выходит за рамки стандарта обучения по данному предмету. Отметим, что в группу по разработке заданий входят представители кафедр, центров и лабораторий ККИПКРО.
3. Для выполнения заданий теста разрабатывается специальная тестирующая среда, включающая имитацию программы поиска в Интернете, почтовой программы, текстового и графического редактора и т.д. Это делается для того, чтобы уравнять условия выполнения теста учащимися (ранее полученные навыки работы с каким-либо программным средством не дадут большого преимущества перед теми ребятами, которые по объективным причинам таких навыков в школе приобрести не смогли).
Ниже приведен пример вопроса на 30 минут (автор — учитель словесности средней общеобразовательной школы № 542 Козлова Т. Н.), выполнение этого задания в реальной тестирующей среде можно посмотреть по адресу: Ытр://лу\у\у.го85Ш.те51.ш
Задание «Выдающиеся русские лингвисты»
• Пояснения. Предлагаемая тема «Общие сведения об языке». В рамках этой темы педагоги должны подготовить выступление о выдающихся русских лингвистах.
Данное задание, с точки зрения ИКТ-компетентности, нацелено
на выявление навыков по поиску и оценке информации. Компетентность выявляется с помощью задания по оценке информации из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям. Время на выполнение: 20-30 минут. Выявляемые навыки:
■ доступ;
■ управление;
■ интеграция;
■ оценка;
■ создание текстового документа;
■ проведение выступления с помощью подготовленных мате
риалов.
икт- компетентно- | Сценарий для педагога | Примерные действия педагога |
Доступ | Используя программу поиска, найти сайты со статьями о русских лингвистах (языковедах, русистах). | В поисковой системе «КатЫег» учащийся вводит термин поиска «русские лингвисты» или сразу вводит фамилию учёного. |
Управление | Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном учёном. | Выбор сайтов 1. пйр://зспоо1.ес)и.ги 2. пйр://рШс.паго<1ги (Сайт № 2 наиболее информативен, т.к. содержит общую информацию по теме теста с указанием имён учёных. Среди них кандидат должен выбрать одного лингвиста) |
Интеграция | В отобранных статьях найти информацию о биографии учёного, его научной деятельности (её основное направление). | В поисковой системе учащийся вводит термин поиска (например, «Л.В. Щер-ба» «биография Л.В.Щербы») Выбор сайтов 1. пйр://\Ал/уш.ги1Неп'1а.ги/арг/ |
Оценка | Сравнить информацию из разных статей, выделить разные аспекты деятельности лингвиста и сведения о его жизни. | Чтение текста. Отбор информации. |
Создание | Разработать документ в текстовом редакторе - конспект статьи на лингвистическую тему о выдающемся русском лингвисте. | Создание текстового документа. Примерный план итогового документа: 1. Даты жизни, место рождения, учёбы,интересы. 2. Где работал, принадлежность к лингвистической школе (Москов- |