Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 17:48, доклад
5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили "неразлучниками", как только сообщение о побеге появилось в прессе.
Олсон (1975) высказал мнение, что договоренность о признании вины реализует своего рода индивидуальный подход к тем, кто по воле судьбы оказался на скамье подсудимых, и в некоторых случаях подобный судебный процесс становится более гуманным. "Мы должны помнить о том, - заявляет он, - что наши законы, связанные с вынесением приговора (например, за мелкие кражи), являются жестокими, устаревшими и довольно бессмысленными. Наказания, определяемые на их основе, часто бывают слишком суровы" (с.25). Договоренность о признании вины дает судьям некоторую свободу действий, и они могут смягчить наказание, если посчитают, что оно не соответствует тяжести преступления.
Результаты исследования, проведенного Хэганом и Бернштейном (1979), свидетельствуют о том, что преступники из различных социальных слоев по-разному используют договоренность о признании вины. Анализ данных десяти федеральных окружных судов позволил установить, что выходцы из "высших слоев общества" (так называемые белые воротнички или деятели торговли и представители технократии), обвиненные правительственными органами в таких преступлениях, как мошенничество или незаконные махинации в торговле, с большей готовностью используют договоренность о признании вины (они угрожают передать свои дела на рассмотрение в обычном судебном порядке, если не будут смягчены предъявленные им обвинения и степень возможного наказания), чем представители "низших слоев общества" (так называемые уличные преступники), обвиняемые местной полицией. Исследователи объясняют это тем, что представители средних и высших слоев стараются извлечь максимальную выгоду из своего признания вины и отказываются ее признать, если у них нет уверенности в том, что это облегчит их дальнейшую судьбу. Однако закоренелые преступники уже привыкли к судебным процедурам, и их, вероятно, больше устраивают традиционные и более привычные методы ведения дел.
Тюрьмы
Обычным наказанием за совершенное преступление служит тюремное заключение. Преступники, которые прибывают в тюрьмы, лишены "свободы, товаров и услуг, половых сношений с лицами противоположного пола, самостоятельности и защиты" (Олсон, 1975). Они становятся частью особой /253/ социальной системы, в которой сформировались свойственные ей статусы и роли. Один из исследователей тюремных социальных систем (Гарабедян, 1963) представил следующую классификацию основных типов заключенных:
Кроме того, в тюремном мире складывается совершенно особая система норм: "Не доноси на другого", "Не будь болваном" и т.п. Установлено, что готовность соответствовать этим нормам меняется в зависимости от того, сколько времени заключенный находится в тюрьме и когда закончится его срок. Большинство заключенных склонны к "девиации" в середине назначенного срока; другими словами, когда время, проведенное в тюрьме, примерно равно времени, оставшемуся до окончания срока (Гарабедян, 1963).
Одним из самых
страшных пороков тюремного мира
является агрессивность одних
Джон Ирвин (1990) утверждал, что в последние десятилетия конфликты между заключенными в большей степени приняли расовый характер в связи с тем, что среди них возросло число негров, латиноамериканцев и представителей других национальных меньшинств. Члены расовых и этнических групп объединяются, демонстрируя ненависть к другим группам и защищая от них своих друзей. Этот вид конфликта также связан с обособлением заключенных в определенных местах. По свидетельству Банкера (1977), такая картина наблюдается в тюрьме Сан-Квентин: "Негры... собрались вдоль северной стены, где располагались камеры - это место прозвали "Найроби". В результате десятилетней расовой борьбы в тюрьме укоренился неписаный закон, запрещающий вступать на "чужую" территорию. Черные сосредоточились в одном ряду, а белые и чиканос* (*американцы мексиканского происхождения) занимали другой ряд. Наконец был заполнен ряд, где сидели белые, в то время как среди негров оставались свободные места. Но белые не занимали их, а образовывали новый ряд. Официальная расовая сегрегация была отменена 10 лет назад; согласно тюремным правилам, заключенным разрешалось занимать места в любом из трех рядов, однако никто не переходил "запретную черту" и никто не стремился нарушить неписаный закон. Расизм был массовым психозом, охватившим всех, и скрытая расовая война продолжалась. Поэтому в столовой один ряд занимали только черные, в следующих двух или трех рядах сидели только белые и чиканос, следующий ряд снова заполняли только негры" (с.20).
Заключение
Для трех этапов, которые мы рассмотрели (полиция, суды и тюрьмы), характерна одна важная общая черта: взаимодействие между девиантом и представителями органа социального контроля играет решающую роль. Во время ареста сотрудники полиции вступают в контакт с подозреваемым. В суде существуют определённые взаимоотношения между обвиняемым и судьей, адвокатами, присяжными заседателями и другими участниками суда. Пребывание в тюрьме также /237/ связано с взаимодействием преступника с другими заключенными, конвоирами и др.
Другими словами, девиация всегда напоминает улицу с двусторонним движением, поэтому характер взаимоотношения между девиантом и сотрудниками органа социального контроля решает исход процесса.
Нам всем известна поговорка "Правила существуют для того, чтобы их нарушать". Пока существуют правила, люди будут их нарушать. Но в течение последних десятилетий и, может быть, даже веков наблюдается общая тенденция к ослаблению многих норм, особенно тех, которые регулируют нравственное и индивидуальное (приватное) поведение. Есть все основания считать, что это будет происходить и в дальнейшем.
В то же время жизнь не стоит на месте, и в результате очередных "крестовых походов" создаются новые правила; в связи с этим возникают новые виды девиации. В качестве примера возьмем возрастающее беспокойство в обществе по поводу окружающей среды. Это может привести к появлению множества новых законов и возникновению новых толкований девиации. В недалеком будущем будут применяться более суровые меры наказания за выбрасывание мусора, ненужные затраты энергии и загрязнение воздуха или воды.
Принятие новых законов способствует росту бюрократического аппарата. Создаются органы и конторы различных типов, занятые составлением постановлений и их претворением в жизнь. Одновременно против бюрократии стали выступать сторонники реформ, которые ведут борьбу в защиту личной свободы граждан. Отдельные люди и группы (например, Американский союз борьбы за гражданские свободы) пытаются оказать сопротивление вторжению правительственных, банковских и кредитных органов в личную жизнь граждан.
Поскольку процесс создания новых правил и новых способов их нарушения кажется бесконечным, можно смело предположить, что конца девиации не предвидится. Как это ни парадоксально, в то время как значение правил в общественной жизни людей возрастает, наметилась тенденция их ослабления в других направлениях. Например, стандарты, регулирующие поведение в личной жизни (в частности, сексуальное предпочтение), которые были значительно строже 10 лет назад, в дальнейшем могут оказаться еще более ослабленными. Эта тенденция проявилась особенно ярко в Сан-Франциско, /238/ который славится терпимым отношением к многочисленным девиантным группам. В течение многих лет в эти группы входили представители этнических меньшинств, проститутки, битники, хиппи и гомосексуалисты. Иногда между ними возникают конфликты. Но в целом Сан-Франциско скорее олицетворяет многообразие, а не девиацию. Это объясняется в первую очередь тем, что представители девиантных субкультур и господствующей культуры "договариваются" друг с другом, чтобы найти приемлемые решения стоящих перед ними проблем.
Уважение
и терпимость к другому образу
жизни обусловлены
а) человека, которому свойственно определенное поведение;
б) норму или ожидание, являющиеся критерием оценки поведения как девиантного;
в) другую группу или организацию, реагирующие на данное поведение.
Эмиль Дюркгейм был одним из основателей современной социологии. Он родился в еврейской семье, и предполагалось, что станет раввином. Вместо этого он занялся изучением философии. В первую очередь Дюркгейма интересовало ее применение в политике и общественной жизни. Эти области знаний тесно связаны с социологией, и в 1887 г. Эмиль Дюркгейм стал первым профессором социологии во Франции. Это почетное звание было ему присвоено в Бордо. В 1902 г. он стал профессором социологии и педагогики в Сорбонне.
Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Что дает людям возможность жить в согласии друг с другом? Почему иногда разрушается структура общества? Пытаясь ответить на эти вопросы, он предложил концепцию коллективного сознания, или совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другой группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид больше не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может создаваться в результате любого резкого изменения социальной структуры, например, при внезапных экономических подъемах или спадах.
Многие идеи Дюркгейма сформировались на основе его знаменитого исследования проблемы самоубийства. Используя обширные статистические данные, он установил связь между самоубийством и такими факторами, как национальность, религия, возраст, пол и даже время года. Что еще более важно, он доказал, что количество самоубийств изменяется обратно пропорционально социальной интеграции. Другими словами, самоубийство представляет собой нечто большее, чем индивидуальный поступок; оно характерно для представителей определенных групп и поэтому становится социальным явлением или, как выражался Дюркгейм, "социальным фактом". Такие явления наблюдаются в течение длительного времени и существуют независимо от индивидуальных особенностей людей, поэтому их нельзя объяснить на биологическом или психологическом уровне.
Концепция Дюркгейма, также как взгляды Конта и Спенсера представляет собой функционалистский подход к исследованию социальных явлений. "Чтобы объяснить социальный факт, - писал Дюркгейм, - мы должны выявить его функцию в создании социального порядка". Поэтому, когда большинство криминологов считали, что преступление обусловлено индивидуальной патологией, Дюркгейм рассматривал его как общественное явление, которое даже исполняет некоторые позитивные социальные функции. Ни одно общество не может обеспечить всеобщее соблюдение норм, и девиация необходима, чтобы общество было гибким и готовым к переменам.