1.
Удовлетворение любопытства относительно
действия наркотического вещества;
2. Испытание чувства принадлежности с
целью быть принятым определенной группой;
3. Выражение независимости, а иногда враждебного
настроения по отношению к окружающим;
4. Познание приносящего удовольствие
нового, волнующего или таящего опасность
опыта;
5. Достижение «ясности мышления» или «творческого
вдохновения»;
6. Достижение чувства полного расслабления;
7. Уход от чего-то гнетущего.
Питательной почвой для наркомании
является микросреда. Большое значение
играет семья, окружение. Появление
хотя бы одного наркомана в
студенческой аудитории, общежитии,
танцплощадке пагубно влияет
на окружающих. Первоначально наркотики
дают
как угощение, бесплатно, потом в долг,
затем требуют деньги.
Токсикомания
– заболевание, вызванное потреблением
токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов,
кофеина, полученного от крепкого чая
– чигиря, вдыханием ароматических веществ
бытовой химии. В состоянии опьянения
кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации.
Не
меньшую опасность представляют также
пьянство и алкоголизм.
Между этими понятиями существуют различия.
Алкоголизм – патологическое влечение
к спиртному и последующее социально-нравственной
деградацией личности. Пьянство
– это неумеренное употребление алкоголя,
которое наряду с угрозой здоровью личности,
нарушает ее социальную адаптацию. Последние
социологические исследования и данные
официальной медицинской статистики показывают,
что употребление алкоголя достаточно
широко распространено в молодежной среде.
С той или иной частотой потребляют алкогольные
напитки, согласно личному признанию,
около 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний
возраст, в котором молодежь начинает
потреблять алкоголь, составляет 15 лет.
Алкогольная
зависимость формируется постепенно
и определяется сложными измерениями,
которые происходят в организме
пьющего человека. Влечение к спиртному
проявляется в поведение человека:
повышенная суетливость в
подготовке к выпивке, «потирание рук»,
эмоциональная приподнятость. Чем больше
«алкогольный стаж», тем меньше удовольствия
приносит выпивка.
На формирование алкоголизма влияет несколько
факторов: наследственные
факторы, характер, индивидуальные свойства
личности и особенности окружающей среды.
Развитию алкоголизма у молодежи способствует
ранее приобщение к спиртному и формирование
«алкогольного мышления». Если человек
страдает какой-то формой олегофрении,
врожденным физическим или психическим
заболеванием, то в этом случае алкоголь
выступает как компенсирующий фактор,
позволяющий якобы сгладить дефекты личности
Для
выявления наличия девиаций среди современной
российской молодежи было проведено исследование,
проводившееся в несколько этапов. На
первом этапе формировалась выборка в
соответствии с целью исследования. На
втором этапе исследования проводился
опрос методом анкетирования [Приложение
1], а затем подсчитаны результаты и сделан
вывод [ Приложение 2]. Всего в опросе приняло
участие 120 человек.
3.2
Способы предотвращения
и коррекции девиантного
поведения среди российской
молодежи
Прогрессирующая
тенденция непрерывного роста различных
проявлений девиантного поведения
, их объективность и неизбежность
ставят перед обществом, конкретной социальной
службой и социальным педагогом в качестве
основных задач поиск форм, методов и технологий
работы с дезадаптированными подростками,
концентрацию усилий, направленных как
на реабилитацию ребенка, так и, что более
необходимо, предупреждение отклонений
от социальных норм, т. е. устранение условий,
прямо или опосредованно оказывающих
отрицательное воздействие на поступки
и действия несовершеннолетнего. Поэтому
в науке и практике получила широкое распространение
основная технология работы с подростками
для предотвращения формирования девиантного
поведения - профилактическая.
Профилактика
- это совокупность государственных,
общественных, социально-медицинских
и организационно-воспитательных мероприятий,
направленных на предупреждение, устранение
или нейтрализацию основных причин и условий,
вызывающих различного рода социальные
отклонения в поведении человека.
В концептуальном
плане в профилактических технологиях
выдерживается прежде всего информационный
подход. Он основывается на том, что отклонения
в поведении подростков от социальных
норм происходят потому, что несовершеннолетние
их просто не знают. А следовательно, основным
направлением работы должно стать информирование
несовершеннолетних об их правах и обязанностях,
о требованиях, предъявляемых государством
и обществом к выполнению установленных
для данной возрастной группы социальных
норм. Это можно осуществить через средства
массовой информации (печать, радио, телевидение),
кино, театр, художественную литературу
и другие произведения культуры, а также
через систему социального обучения с
целью формирования правосознания подростка,
повышения его образованности, усвоения
им морально-нравственных норм поведения
в обществе.
Социально-профилактический
подход в качестве основной цели рассматривает
выявление, устранение и нейтрализацию
причин и условий, вызывающих различного
рода негативные явления. Сущностью этого
подхода является система социально-экономических,
общественно-политических, организационных,
правовых и воспитательных мероприятий,
которые проводятся государством, обществом,
конкретным социально-педагогическим
учреждением, социальным педагогом для
устранения или минимизации причин
девиантного поведения .
Так, отсутствие
целевой информации о последствиях,
например, употребления наркотиков, приводит
несовершеннолетних (да и взрослых людей
тоже), которые их употребляют, к уголовной
ответственности, так как практически
все уверены, что употребление наркотика
- это личное дело каждого, а привлечь можно
лишь за их распространение, не зная, что
в связи с принятием нового Закона о наркотических
и психотропных веществах, уголовная ответственность
наступает даже за их употребление.
Не менее
важная в нашем обществе проблема
– профилактика алкоголизма, а также
информирование подростков о тяжелых
социальных и психоневрологических последствиях
пьянства и алкоголизма. Отсутствие профилактической
работы, например, с будущими родителями,
ведет к увеличению количества детей,
родившихся с тяжелыми физическими и психологическими
нарушениями, так как несовершеннолетние,
особенно юная мать, не знают элементарные
правила поведения во время беременности
и не придерживаются жесткого запрета
на принятие в это время алкогольных напитков.
Среди основных
направлений проведения профилактики
девиантного поведения особое
место, наряду с информационным и социально-профилактическим
подходами, занимает медико-биологический
подход. Его сущность состоит в предупреждении
возможных отклонений от социальных норм
целенаправленными мерами лечебно-профилактического
характера по отношению к лицам, страдающим
различными психическими аномалиями,
то есть патологией на биологическом уровне.
Известно,
что вменяемый человек при
помощи своих волевых качеств, моральных
норм и ценностей способен воздерживаться
от преступных действий. Когда же у человека
существует патология психического развития
и здоровья, он, в силу своих психофизиологических
особенностей, может нарушить существующие
морально-правовые нормы, это состояние
субъекта рассматривается как невменяемость.
Очень важно вовремя распознать у подростка
различные патологические нарушения психики,
которые могут привести к совершению необдуманных
поступков. Он должен быть обследован
психиатром с соответствующим медицинским
лечением, дополненным воспитательным
воздействием со стороны социального
педагога.
Следующий
подход – социально педагогический,
заключающийся в восстановлении
или коррекции качеств личности
человека с девиантным поведением
, особенно его нравственных и волевых
качеств личности.
«…Система
в высочайшей степени саморегулирующаяся,
восстанавливающаяся и даже совершенствующаяся»,
- так определял человека академик И. П.
Павлов. Сознательный человек – гражданин
– это тот, кто обладает развитой способностью
владеть своими побуждениями, поступками
во имя нравственных целей и никогда не
допустит нарушений закона. Вот почему
у подрастающего поколения следует формировать
следующие волевые черты его поведения:
- быть
хозяином своего слова и дела;
- тормозить
стремления и мотивы, способные
привести к поступкам, наносящим вред
обществу;
- концентрировать
усилия на главном, наиболее
важном в настоящее время;
- ставить
перед собой продуманные и
не противоречащие праву цели,
подчиняя им мимолетные влечения.
Воля всегда
проявляется в деятельности сознательной
и целенаправленно регулируемой. Тут и
оценка сложившейся ситуации, и отбор
путей достижения цели, и борьба мотивов,
и принятие решений, и его исполнение.
Все это оказывает прямое влияние на правомерность
поведения, на его нравственную ценность.
Для того,
чтобы воспитать человека, умеющего
разумно использовать предоставленные
ему обществом прав и свободы,
нужно научить его властвовать
над самим собой. «Легко основать
порядок в обществе, подчинив каждого
его члена определенным правилам.
Легко воспитать слепца, который, не
протестуя, подчинялся бы поводырю или
Корану. Насколько же труднее освободить
человека, научить его властвовать над
собой. Что значит освободить? Если я в
пустыне освобожу человека, который никуда
не стремится, чего будет стоить его свобода?
Свобода существует лишь для кого-то, кто
стремится куда-то. Освободить человека
в пустыне – значит возбудить в нем жажду
и указать путь к колодцу, только тогда
его действия обретут смысл. Бессмысленно
освобождать камень, если не существует
силы тяжести: потому что освобожденный
камень не сдвинется с места». – эти слова
принадлежат известному французскому
писателю Антуану де Сент–Экзюпери.
Быть свободным
– значит обладать развитой волей,
не случайно у людей (особенно у подростков),
допускающих аморальные выходки, проступки
и преступления, отсутствуют сформированные
волевые качества. Эти дефекты обычно
возникают в раннем школьном возрасте
и уже затем, закрепившись, выступают как
отрицательные волевые черты характера,
проявляющиеся в той или иной мере в поступках
и действиях. По результатам анкетирования
подростков – правонарушителей, были
выявлены следующие отрицательные волевые
черты характера:
- нерешительность;
- отсутствие
настойчивости, при проведении
в жизнь принятого решения;
- несформированность
независимости и самостоятельного поведения;
- безынициативность;