Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:16, дипломная работа
Цель исследования: выявить основные методы и приемы, повышающие эффективность работы по формирования мотивов нравственного поведения учащихся.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
проанализировать понятия мотива, мотивации, нравственного поведения;
План:
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
§ 1. Понятие и сущность основных понятий исследования: мотив, мотивация, нравственное поведение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
§ 2. Психолого-педагогические основы процесса формирования мотивов нравственного поведения младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . 11
§ 3. Характеристика методов формирования мотивов нравственного поведения младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
§ 4. Состояние вопроса в практике работы учителей начальных классов (по результатам констатирующего эксперимента). . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Список литературы. . . . .
2
СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет начального и специального образования
Очное обучение
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по педагогике
на тему:
"Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников"
Студентки V курса
Морозовой И. О.
Научный руководитель
кандидат педагогических наук
Меженцева Г. Н.
Смоленск – 2001
План:
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
§ 1. Понятие и сущность основных понятий исследования: мотив, мотивация, нравственное поведение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
§ 2. Психолого-педагогические основы процесса формирования мотивов нравственного поведения младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . 11
§ 3. Характеристика методов формирования мотивов нравственного поведения младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
§ 4. Состояние вопроса в практике работы учителей начальных классов (по результатам констатирующего эксперимента). . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Введение.
Актуальность темы. Для ребенка естественно то, что в процессе воспитания и обучения он развивается, становится тем, кто он есть. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка деятельность учителя обречена на безнадежный формализм. Наблюдения за работой многих классных руководителей показали, что нравственное воспитание в школе имеет именно такой, формальный характер: добиваясь от учащихся форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, учитель, не зная мотивов, по которым эти правила выполняются детьми, на самом деле ничего не знает о личности учащегося.
Анализируя научную литературу по этому вопросу, мы не обнаружили сколько-нибудь его систематического освещения, хотя многими авторами некоторые аспекты нравственного воспитания рассматривались.
Собственно, вышеописанное и обусловило выбор данной темы для исследования, объектом которого являются мотивы нравственного поведения младших школьников; предметом – деятельность классного руководителя по их формированию.
Анализ состояния вопроса в теории и практике позволил сформулировать гипотезу: повысить эффективность работы по формированию мотивов нравственного поведения можно, если выполнять следующие условия:
знать уровень психической зрелости ребенка;
знать особенности мотивационной сферы младших школьников;
стимулировать нравственное поведение учащихся;
использовать разнообразные методы и приемы.
Цель исследования: выявить основные методы и приемы, повышающие эффективность работы по формирования мотивов нравственного поведения учащихся.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
проанализировать понятия мотива, мотивации, нравственного поведения;
изучить особенности мотивации нравственного поведения младшего школьника;
проанализировать методы формирования мотивов нравственного поведения;
проверить гипотезу в опытной работе.
Важнейшими источниками исследования являются:
научная литература по психологии и педагогике;
педагогические журналы «Начальная школа» и «Педагогика»;
«книги для учителя»;
пособия по педагогике и психологии для студентов вузов;
межвузовские сборники научных трудов по проблеме нравственного воспитания.
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:
изучение литературных источников,
наблюдение за работой учителей начальных классов,
беседы с завучем и учителями,
анкетирование.
Положения, выносимые на защиту: педагогическими условиями эффективной работы по формированию мотивов нравственного поведения являются:
знание уровня психической зрелости ребенка;
знание особенностей мотивационной сферы младших школьников;
стимулирование нравственного поведения учащихся;
использование разнообразных методов и приемов в работе.
Для проверки гипотезы количественному и качественному анализу были подвергнуты 42 анкеты учащихся 3-их классов.
Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка изученной литературы (36 источников). Объем работы 36 страниц печатного текста.
§ 1. Понятие и сущность основных понятий исследования:
мотив, мотивация, нравственное поведение.
Поведение личности в ситуациях, которые на первый взгляд кажутся оди- наковыми, зачастую является весьма разнообразным. Это разнообразие трудно объяснить, обращаясь только к ситуации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут стоять совершенно разные причины, то есть побудительные источники этих действий могут быть различными. [26, с.146]
В психологической литературе понятие о мотиве трактуется по-разному. При сходности общего подхода к пониманию мотива существуют некоторые расхождения в деталях определения.
Радугин А. А. считает, что мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. [25, с.103]
По мнению Немова Р. С. мотив – это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека. [15, с.666]
Реан А. А. так определяет это понятие: «мотив – внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности». [26, с.147]
Мы видим, что в психологии само определение понятия «мотив» представляет научную проблему. Одни считают, что мотив – это психическое явление, становящееся побуждением к действию, другие, что – это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мы считаем, что задача классного руководителя формировать у младшего школьника именно устойчивые осознаваемые причины поведения, поэтому мы будем поль- зоваться определением, которое дает Немов Р. С. Отметим еще, что мотивами поведения (устойчивыми причинами) могут являться взгляды, убеждения, понятия человека о нравственности.
Мотив является предметом деятельности. Разумеется, он может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, мысли. Главное, что за ним всегда стоит та или иная потребность. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида. Одни мотивы, побуждая деятельность, вме- сте с тем придают ей личностный смысл; они называются смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и выполняющие роль побудительных фак- торов (положительных или отрицательных) – порой остро эмоциональных, аффективных, – лишены смыслообразующей функции; их условно называют мотивами-стимулами. [29, с.184]
Мотив может характеризоваться не только количественно (по принципу «сильный – слабый»), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. При этом речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе, то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности, то говорят о внешних мотивах.
Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотив достижения, успеха) и отрицательными (мотив избегания). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе они равны. К тому же высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков. [26, с.164]
В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. [25, с.103]
Любой поведенческий акт всегда заканчивается сравнением задуманного со сделанным. Задуманное – это цель деятельности, а цель является выражением потребности, она показывает, что надо делать. Мотив деятельности раскрывает характер побуждений, он выражает то, ради чего должна совершаться деятельность. [16, с.33]
Содержание деятельности не определяется лишь предметным содержанием потребности, удовлетворяемой этой деятельностью. Человек учитывает ситуацию, наличие субъективных и объективных возможностей, наличие или отсутствие противоположных потребностей и таких, которые действуют в одном направлении с основной. Затем на основании мотива, который имеет данное поведение и переживается как субъективное основание решения действовать так, а не иначе, субъект оправдывает, санкционирует данное поведение. Мотив заменяет одно поведение другим, менее приемлемое более приемлемым, и этим путем создает возможность определенной деятельности. Действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого, и в силу этого обладающее конфликтным смыслом, есть поступок. Героический поступок – тот, который человек совершил, одновременно преодолевая страх, инстинкт самосохранения, общественное давление и т. п. Бесчестный поступок – тоже преодоление, но уже собственных нравственных запретов. [30, с.185]
Нравственный смысл поступка оценивается, прежде всего, по его мотиву, а не по внешней форме. Люди могут поступать нравственно, чтобы добиться одобрения окружающих, и мотив такого поведения носит эгоистический характер. [25, с.103]
Мотивация как движущая сила человеческого поведения занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая основные ее структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы. Она теснейшим образом связана с эмоциями. Мотивация поведения принципиально невозможна вне пределов эмоций, мотивационно-ценностной сферы. [3, с.7]
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются два психических явления:
1. совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность индивида, то есть система факторов, детерминирующих поведение,
2. процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, ко- торый стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. [30, с.185]
В нашем исследовании мы будем иметь в виду второе определение, так как в данном случае важна не совокупность побуждений сама по себе, а именно процесс формирования мотивов в младшем школьном возрасте, который имеет педагогическую характеристику.
Мотивационного объяснения требуют возникновение, продолжительность, устойчивость поведения, его направленность и прекращение после достижения цели, преднастроенность на будущие события, повышение эффективности, смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. [25, с.103]
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности. К таким чертам можно отнести мотивы достижения успеха и избегания неудачи. Личность характеризуют и такие мотивационные образования как потребность в общении, мотив власти, мотив оказания помощи людям и агрессивность. Это – мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение к людям. [25, с.103]
Для правильной организации своей работы классному руководителю необходимо знать, как формируется мотивация личности. Существует два механизма.
1. Заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные воспитателем условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования «снизу вверх».