Диагностика акцентуации характера у подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:21, тест

Описание

Предлагаемый опросник составлен из 88 вопросов, касающихся жизни подростка. Опросник предлагается подростку, на каждый вопрос он должен ответить «Да» или «Нет».

Работа состоит из  1 файл

ДИАГНОСТИКА АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРАУ ПОДРОСТКА.docx

— 47.22 Кб (Скачать документ)

 

 

ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ЛАБОРАТОРИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИКА АКЦЕНТУАЦИИ  ХАРАКТЕРАУ ПОДРОСТКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпуск I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 1995

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  АКЦЕНТУАЦИИ У ПОДРОСТКОВ

 

Предлагаемый опросник составлен из 88 вопросов, касающихся жизни подростка. Опросник предлагается подростку, на каждый вопрос он должен ответить «Да» или «Нет».

 

1.Ты обычно спокоен,  весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты плачешь?

4. Много ли раз ты  проверяешь, нет ли ошибок в  твоей работе?

5. Такой ли ты умный  (сильный), как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь  от радости к грусти и наоборот?

7. Любишь ли ты быть  главным в игре?

8. Бывают ли дни, когда  ты без всякой причины на  всех сердишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Бывает ли, что что-то  тебе ужасно нравится?

11. Умеешь ли ты выдумывать  новую игру?

12. Скоро ли ты забываешь,  если ты кого-то обидел?

13. Считаешь ли ты себя  добрым, умеешь ли сочувствовать?

14. Бросив письмо в почтовый  ящик, проверяешь ли ты рукой,  не застряло ли оно?

15. Стараешься ли ты  быть лучшим в школе, в кружке, спортивной секции?

16. Когда ты был маленьким,  боялся ли ты грозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята  чересчур аккуратным и старательным?

18. Зависит ли твое настроение  от школьных и домашних дел?

19. Любят ли тебя все  твои знакомые?

20. Бывает ли у тебя  неспокойно на душе?

21. Тебе обычно немножко  грустно?

22. Переживал ли ты горе, случалось ли тебе рыдать?

23. Тебе трудно оставаться  на одном месте?

24. Борешься ли ты против  несправедливости по отношению  к тебе?

25. Стрелял ли ты когда-нибудь  из рогатки в собак и кошек?

26. Раздражает ли тебя, если занавес или скатерть  висят неровно? Стараешься ли  ты её поправить?

27. Когда ты был маленький,  ты боялся оставаться дома  один?

28. Бывает ли так, что  тебе весело или грустно без  причины?

29. Ты один из лучших  учеников в классе?

30. Легко ли ты сердишься?

31. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

32. Чувствуешь ли ты  себя иногда очень счастливым?

33. Умеешь ли ты развеселить  ребят?

34. Можешь ли ты прямо  сказать кому-нибудь то, что ты  о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь  школьные поручения?

37. Заступаешься ли ты  за тех, с кем поступили несправедливо?

38. Тебе неприятно войти  в темную комнату?

39. Ты больше любишь  медленную и точную работу, чем  быструю и не такую точную?

40. Легко ли ты знакомишься  с людьми?

41. Охотно ли ты выступаешь  на утренниках или вечерах  в школе?

42. Ты когда-нибудь убегал  из дома?

43. Кажется ли тебе жизнь  тяжелой?

44. Ты когда-нибудь расстраивался  из-за ссоры с учителями или  ребятами настолько, что не  мог пойти в школу?

45. Можешь ли ты даже  при неудаче посмеяться над  собой?

46. Стараешься ли ты  помириться, если кого-то обидел?

47. Любишь ли ты животных?

48. Бывало ли с тобой,  что ты, уходя из дома, возвращался  проверить, не случилось ли  чего-нибудь?

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родителями  должно что-то случиться?

50. Твое настроение иногда  зависит от погоды, как ты думаешь?

51. Трудно ли тебе отвечать  в классе?

52. Можешь ли ты, если  сердишься на кого-то, начать драться?

53. Нравится ли тебе  быть среди ребят?

54. Если что-то тебе  не удается, можешь ли ты  отчаяться?

55. Можешь ли ты организовать  игру, работу?

56. Упрямо (упорно) ли ты  добиваешься цели, даже если встречаешь  трудности?

57. Плакал ли ты когда-нибудь  из-за грустного фильма или  книги?

58. Бывает ли тебе трудно  уснуть из-за каких-нибудь забот?

59. Подсказываешь ли ты, и даешь ли списывать?

60. Боишься ли ты пройти  вечером один по темной улице?

61. Следишь ли ты за  тем, чтобы каждая вещь была  на своем месте?

62. Бывает ли с тобой  так, что ты ложишься спать  с хорошим настроением, а просыпаешься  с плохим?

63. Свободно ли ты чувствуешь  себя с незнакомыми ребятами (в  новом классе, лагере)?

64. Бывает ли у тебя  головная боль?

65. Часто ли ты смеешься?

66. Если ты не уважаешь  человека, можешь ли ты вести  себя так, чтобы он этого  не замечал (не показывать своего  неуважения).

67. Можешь ли ты сделать  много разных дел за один  день?

68. Бывают ли с тобой  несправедливы?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дома или  ложась спать, проверяешь ли  ты, заперта ли дверь, выключен  ли свет?

71. Боязлив ли ты? Как  ты считаешь?

72. Меняется ли твое  настроение за праздничным столом?

73. Участвуешь ли ты  в драматическом кружке (любишь  ли ты читать со сцены стихи)?

74. Мечтаешь ли ты?

75. Бывает ли, что ты  думаешь о будущем с грустью?

76. Бывает ли у тебя  неожиданные переходы от радости  к тоске?

77. Умеешь ли ты развлечь  гостей?

78. Подолгу ли ты сердишься,  обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь,  если горе у твоих близких  друзей?

80. Можешь ли ты из-за  ошибки, помарки переписать страницу  в тетради?

81. Считаешь ли ты себя  недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся  страшные сны?

83. Не бывало ли у  тебя желания прыгнуть в окно  или броситься под машину?

84. Становится ли тебе  весело, если все вокруг веселые?

85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть  о них, не думать о них  постоянно?

86. Совершаешь ли ты  неожиданные для себя поступки?

87. Чаще ты говоришь  мало, чем много? Молчалив ли  ты?

88. Мог бы ты, участвуя  в драматическом кружке, настолько  войти в роль, что при этом  забыть, что ты не такой, как  на сцене?

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Тип акцентуации____________Индекс_________Значимые ответы

 

Гипертимный тип                            3                      Да: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

 

Лабильный                                       2                     Да: 2, 3, 10, 13,18, 32, 35, 47, 54, 57, 69, 79  

 

Сензитивный                                    2                     Да: 16, 20, 21, 27, 37, 38, 49, 60, 71, 82.

                                                                                  Нет: 5, 63.

Истероидный                                    2                     Да: 7, 15, 19, 22, 29, 36, 41, 66, 73, 85, 88.

                                                                                  Нет: 51

Психастенический                           2                     Да: 4, 14, 17, 26, 34, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

                                                                                  Нет: 51         

Циклоидный                                     3                     Да: 6, 28, 43, 44, 50, 62, 72, 76.

 

Эпилептоидный                               3                     Да: 8, 25, 31, 39, 42, 64

                                                                                  Нет: 59, 86    

Шизоидный:                                     3                     Да: 24, 46, 74, 81, 87

                                                                                  Нет: 40, 53, 65

Неустойчивый                                  3                     Да: 9, 30, 52, 68, 84

                                                                                  Нет: 56, 75, 78

 

Подсчет баллов осуществляется путем умножения количества значимых ответов на индекс для каждого  типа акцентуации.  Максимальный показатель для каждого вида равен 24 баллам. Признаком акцентуации считается показатель, превосходящий 12 баллов.                                   

Если имеется более  трех типов акцентуации с показателем  выше 12 баллов, то возможен иной вид  подсчёта – вычисляется средний  показатель акцентуации,  в таком  случае признаком акцентуации может  считаться показатель, превышающий  среднее заначение.

Совместимые:

ГН  ГЦ  ГИ  ЦЛ  ЛС  ЛИ  ЛН  СП  СШ  ПШ  ШЭ  ШИ  ШН  ЭИ  ЭН  ИН 

Несовместимые типы (доминирование):

 

Г+Л=Г                   Г+С=Г

Г+П=П     

Г+Ш=Ш      

Г+Э=Г     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ц+С=С

Ц+П=П

Ц+Ш=Ш

Ц+Э=Э

Ц+И=И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ц+Н=Н

Л+П=П

Л+Ш=Ш

Д=Э=Э

С+Э=Э

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С+И=И

С+Н=Н

П+Э=Э

П+И=И

П+Н=Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы акцентуации характера  в подростковом возрасте

  1. ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП

Основные  признаки:

Почти всегда очень хорошее  приподнятое настроение. С раннего  детства 

подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность,  склонность к озорству, легкость общения и  быстрота усвоения материала. 

 

Причины дезаптации, слабое «место»

Ограничение возможности  контактирования с окружающими по собственному выбору. Попытки строго направления деятельности подростка и выбора его контактов. Строго регламентированный режим.

 

Неблагоприятный тип воспитания

Доминирующая гиперпротекция с жестким контролем усиливает реакцию эмансимации. Воспитание по типу эмоционального отвержения провоцирует появление поведенческих нарушений.

 

Форма проявления дезадаптации

С первых лет обучения в  школе неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Прогулы, конфликты  с родителями, учителями.

 

Типичные  поведенческие возрастные реакции

Выражена реакция эмансипации, особенно при гиперопеке, конфликты с родителями и учителями. Выражена реакция группирования, причем в группе часто становится лидерами. Увлечения нестойки, часто меняются. Ранее начало половой жизни вследствии рано созревающего полового влечения. Возможна частая смена партнеров, беспорядочные сексуальные связи.

 

Возможные формы нарушения поведения 

Делинквентное поведение в форме мелких асоциальных поступков и правонарушений, обычно для показа сверстниками своей смелости. Побеги чаще в форме самовльных отлучек, обычно как следствие реакции эмансипации для избегания излишнего контроля и для самоутверждения. Имеется склонность к алкоголизации, частые выпивки в группе с целью развлечения. Истинный алкоголизм в подростковом возрасте не формируется.

 

Методы  коррекции 

Легко идут на контакт вследствие своей общительности. Влияние на подростка может оказать педагог, который сам является независимой самостоятельной личностью и проявляет к подростку уважение, интерес, благожелательность. Желательно обеспечить возможность широких контактов хорошо действует помещение в группу молодежи слегка старше по возрасту. Среда должна быть разнообразной, с богатыми возможностями. Трудовая деятельность должна осуществляться в коллективе, с возможностями смены обстановки, характер труда не монотонный, разнообразный, со сменой видов деятельности.

 

 

  1. Циклоидный тип

Основные признаки. 
 
Чаще это скрытый тип. В детстве обычно не проявляется. Признаками являются негрубо выраженные колебания настроения, периоды подъема сменяются периодами спада, вплоть до депрессии. В период подъема напоминают подростков с гипертимной акцентуацией. Первая субдепрессивная фаза обычно совпадает с началом подросткового кризиса, проявляется в снижении настроения, утомляемости, вялости. 
 
Причины дезадаптации, "слабое место".

В период подъема так же как у  гипертимов. В депрессивную фазу отрицательно влияет коренная ломка испытанного стереотипа, т.е. известного порядка занятий, отношений или обязательств. Чувствителен к коллективной проработке на собраниях. 
 
Форма проявления дезадаптации. 
 
Субдепрессия или депрессия с раздражительностью и придирчивостью не только к старшим, но и к сверстникам, с утомляемостью, вялостью, ипохондрическими жалобами, стремлением к "домоседству", ощущением собственной несостоятельности и неуверенностью. Такое состояние может смениться эмоциональным подъемом, напоминающим гипертимный, с повышенной активностью, неусидчивостью, возбудимостью. При перегрузках возникает повышенная утомляемость с идеями самообвинения. 
 
Типичные возрастные поведенческие реакции.

Реакции эмансипации и группирования  обычно проявляются в период подъема  настроения. Увлечения нестойкие, возникают  в период подъема, а в период спада  настроения забрасываются на время. Этому типу не свойственны грубые формы нарушения поведения. Делинквентное  поведение может появиться в  период подъема настроения. Склонность к приему алкоголя проявляется так  же в период подъема, а в депрессивную фазу отсутствует. В период спада  настроения под влиянием идей самообвинения  могут совершать попытки самоубийства, носящие аффективный характер. Индивидуально-дифференцированный подход. При контакте требуется гибкая тактика в зависимости от фазы, в которой находится подросток. При подъеме - как с гипертимными; при спаде - ровное, теплое отношение, избегать критики и наказания, не фиксировать внимание на неудачах. Напоминание о том, что вскоре наступит подъем настроения, может облегчить состояние. 
 
Методы коррекции.

Информация о работе Диагностика акцентуации характера у подростка