Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:34, аттестационная работа

Описание

Цель работы: теоретическое изучение проблемы использования дидактических игр как средства формирования экологической культуры и определение эффективного сочетания их при использовании в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории в целях их экологического воспитания.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический аспект исследования
1.1 Экологическое образование как новое направление в дошкольной педагогике
1.2 Дидактическая игра как средство развития дошкольников
Глава 2. Практическая часть исследования
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Дидактическая игра как средство.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

     Развитие  у детей соответствующих содержанию знаний познавательные умения (анализировать  наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях  и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).

     Привлечение детей к экологически ориентированной  деятельности: совершенствовать природоохранную  деятельность.

     Обогащение  личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

     Экологическая культура - это неотъемлемая часть  общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также  сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

     Экологическую культуру детей дошкольного возраста можно рассматривать как специфическую "субкультуру" определенной социальной группы. Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формирование начал экокультуры ребенка и определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.

     Структурные компоненты экологической культуры, выделенные на основе деятельностного  подхода (экологические знания и  умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное  поведение) тесно связаны между  собой и составляют единую систему. Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, формирующееся в процессе деятельности ребенка и которое повышается, если стимулировать его интерес к природе, пробуждать чувства, вызывать сопереживание; важно, чтобы ребенок сам мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. Именно на 4-5-м году жизни более отчетливо проявляются элементы этого сознания: интерес к природе, к определенным видам деятельности, эмоциональные реакции, более осознанные оценки поведения людей в природе.

     Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников? Это, во-первых, потребность в общении  с природой, которая является отправной  точкой формирования экологической  культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы; во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Так, например, при положительных - формируется осознание ценности природы, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Еще одним условием воспитания экокультуры является необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески и самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

     Основы  экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения  с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экокультуры.

     Результатом экологического воспитания является, как ранее отмечалось, экологическая  культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

     Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

     1. Формирование у детей элементов  экологического сознания. Освоение  ребенком элементов экологического  сознания определяется содержанием  и характером (степенью сложности)  знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

     2. Формирование у детей практических  навыков и умений в разнообразной  деятельности в природе; при  этом деятельность детей должна  иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

     3. Воспитание гуманного отношения  к природе. Отношение к природе  - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связано с  содержанием осваиваемых ребенком  знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

     Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культуры выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности, в свою очередь, показателем сформированности этой экологической культуры дошкольника является его экологическая воспитанность, которая определена рядом характеристик:

     усвоение  норм и правил экологически обоснованного  взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части  в привычки;

     наличие потребности в приобретении экологических  знаний, ориентация на их практическое применение;

     потребность в общении с представителями  животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

     проявления  эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

     проявление  инициативы в решении экологических  проблем ближайшего окружения.

     Названные характеристики сформированности нравственно-экологической  позиции личности показательны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, как различны и содержание каждого из показателей, так и формы их проявления.

     Вся деятельность дошкольного образовательного учреждения направлена на удовлетворение запросов общества, родителей, так как оно (ДОУ) является открытой социально-педагогической системой, в основе жизнедеятельности которой лежит социальный заказ, определенный государством и такими социальными институтами как региональное правительство, учредитель, семья.

     Современная социокультурная ситуация требует  воспитания здоровой, компетентной (в  меру своих возрастных возможностей), самостоятельной личности, умеющей  управлять своим поведением и  деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства. Становление именно такой личности и является социальным заказом общества. Исходя из него, целью деятельности дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей личностных качеств, обеспечивающих им успех на следующей ступени образования и в дальнейшей самостоятельной жизни, которая должна протекать в согласии с природой. Поставленные дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) цели предопределяют структуру модели выпускника ДОУ, которая представляет собой возрастной портрет, описывающий достижения ребенка к концу дошкольного детства.

     Так, показателями сформированности экологической  культуры ребенка - выпускника детского сада являются:

     наличие интереса, проявляющегося к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, умение оценивать их состояние с позиций хорошо - плохо;

     желание участвовать в экологически ориентированной  деятельности;

     эмоциональная реакция при встрече с прекрасным и попытки ребенка передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);

     выполнение  правил поведения на улице, во время  прогулок в сад, лес, др.;

     готовность  оказать помощь нуждающимся в  ней людям, животным, растениям;

     наличие самоконтроля поведения, поступков  с целью охраны и бережного отношения к окружающей среде.

     Дошкольное  детство - очень короткий отрезок  в жизни человека, всего первые шесть-семь лет, но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.

     Таким образом, в период дошкольного детства  происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и  при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.

1.2 Дидактическая игра  как средство развития  дошкольников

 

     "Концепция  дошкольного воспитания" (авторы ВВ Давыдов, ВА Петровский и др.) - ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через "…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…".

     В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации  воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей  взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

     Каждый  период жизни и развития ребенка  характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста: в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность; в дошкольном (от 3-6,7 лет) - игровая.

     Сущность  игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

     Эльконин  Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное  психологическое явление, которое  дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского КД, в  игре ребенок "живет" и следы  этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

     Педагоги-практики разработали принципы, содержание и  методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий  эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

     Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е.И. Тихеева, А.И. Сорокина и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.

     В советской же педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы её авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А, Венгер, А.Л. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О., Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

     В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое  значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

     Так, дидактическая игра способствует:

     развитию  познавательных способностей; получению  новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно  выработанные средства и способы  умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные  явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.

Информация о работе Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста