Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:54, реферат
Цель работы: изучить сущность дидактических игр и определить их роль в процессе активизации познавательной деятельности школьников.
Задачи исследования:
Изучить теоретический материал по вопросам дидактической игры как одного из средств активизации познавательной деятельности школьников;
Определить основные условия проведения дидактической игры и требования к их подготовки;
Выявить структуру, функции, виды, этапы дидактических игр.
Введение
стр.2
Глава I Сущность дидактических игр как средства обучения стр.5
I.1 Виды дидактических игр стр.6
I.2 Структура дидактической игры стр.9
I.3 Функции дидактических игр
I.4 Условия проведения дидактических игр
I.5 Этапы игры
стр.11
стр.12
стр.15
Глава II Учебно-дидактическая игра как средство активизации
познавательной деятельности
стр.17
Заключение стр.22
Список литературы
1.2. Структура дидактической игры6
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.
игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
правила
игры. Их содержание и направленность
обусловлены общими задачами формирования
личности ребенка, познавательным содержанием,
игровыми задачами и игровыми действиями.
Правила содержат нравственные требования
к взаимоотношениям детей, к выполнению
ими норм поведения. В дидактической игре
правила являются заданными. С помощью
правил педагог управляет игрой, процессами
познавательной деятельности, поведением
детей. Правила влияют и на решение дидактической
задачи — незаметно ограничивают действия
детей, направляют их внимание на выполнение
конкретной задачи учебного предмета.
подведение итогов (результат) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
В
ситуации дидактической игры знания
усваиваются лучше. Дидактическую игру
и урок противопоставлять нельзя. Самое
главное — и это необходимо еще раз подчеркнуть
— дидактическая задача в дидактической
игре осуществляется через игровую задачу.
Дидактическая задача скрыта от детей.
Внимание ребенка обращено на выполнение
игровых действий, а задача обучения им
не осознается. Это и делает игру особой
формой игрового обучения, когда дети
чаще всего непреднамеренно усваивают
знания, умения, навыки. Взаимоотношения
между детьми и педагогом определяются
не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог
— участники одной игры. Нарушается это
условие — и педагог становится на путь
прямого обучения.
1.3. Функции дидактических игр
Исходя из вышесказанного, дидактическая игра — это игра только для ребенка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения — облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. 7
Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:8
Итак, дидактическая игра — это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.9
Организовать
и провести дидактическую игру —
задача достаточно сложная для педагога.
1.4.
Условия проведения
дидактической игры
Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:10
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога — направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.
Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.
Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение запланированных ситуаций при проведении дидактических игр.
И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и — главное — качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоянно демонстрируйте детям их достижения.
Важно
продумать поэтапное
Дидактическая
игра входит в целостный педагогический
процесс, сочетается и взаимосвязана с
другими формами обучения и воспитания.11
1.5. Этапы игры
На мой взгляд, игра дает очевидные преимущества на всех этапах проведения дидактического взаимодействия.
Стоит отметить, что игровая форма не всегда укладывается в пространство урока.
Во-первых, алгоритм процесса игры не совпадает с алгоритмом урока. Урок базируется на 4 этапах: актуализация усвоенных знаний (опрос по прошлому материалу), передача знаний (объяснение нового материала), закрепление (тренировка и выполнение домашнего задания) и оценивание. Игра развивается по-иному: организация игрового пространства (объяснение правил, организация команд), игровые действия (в ходе игры происходит и актуализация необходимых знаний, и тренировка необходимых навыков, и активное познание), подведение результатов (организация ситуации успеха) и анализ игры (теоретические выводы).
Во-вторых, различен сам механизм получения знаний. На уроке ученики получают теоретические знания, чтобы потом обратить их в свой опыт, а в игре получают опыт, чтобы вывести из него теоретические знания!
В-третьих,
временные рамки урока четко
соответствуют установкам психики:
5-10 минут на организацию устойчивого внимания
при опросе, 15-20 минут устойчивого внимания
на объяснение нового и 10-15 минут остаточного
внимания на тренировку; а рамки игры соответствуют
ее внутренней логике и времени физиологической
утомляемости. В каждой игре интенсивность
физиологических и психических процессов
различна, и потому различно время их проведения.
Так, в спортивные игры трудно играть более
полутора часов, а в шахматы играют часами.
Некоторые учебные игры пролетают в 5 минут,
а иные затягиваются надолго. Потому бывает
трудно вписать игровую методику в рамки
школьных звонков, тем более что игру нельзя
прервать на полуслове.15
Глава II УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ
Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно - урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению. Учитель привык преодолевать сопротивление учеников, нормальным считается учиться "через не хочу", естественно желание, чтобы урок поскорее закончился. Отделенный от учителя этой баррикадой, ребенок и с одноклассниками не всегда привык сотрудничать. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, где задания примитивны, отсутствие степеней свободы в решении; присутствует явная искусственность и т. п.