Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 22:38, курсовая работа
Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Развиваясь адекватно потребностям общества, сегодня она особо значима, т.к. современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем.
Задание 4. Руководствуясь составом органических веществ, выберите органические вещества из предложенного перечня:
С Б К У Р А Е Х Ю М А Г Л Д CO2, HCl, CH3COOH, CaCO3, C7H8, C3H8, KNO3, C2H5NH2, CO, CH3COONH2 , СН2Сl, Na2CO3, C6H12, H2CO3.
Из
букв, соответствующих правильным ответам,
составьте название органического вещества,
входящего в состав большинства продуктов
растительного происхождения:
К | Р | А | Х | М | А | Л |
Обратите внимание на парадокс (см. таблицу 1) – большее количество элементов, образует меньшее количество веществ! В чем причина?
3. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обобщим, каковы особенности состава, строения и свойств органических веществ?
Наличие углерода;
IV-валентность атома углерода в органических веществах;
Способность гореть и разлагаться с образованием углеродсодержащих веществ (С, СО2, СО);
Наличие в молекулах только ковалентных полярных связей и соответственно молекулярных кристаллических решеток;
Способность углерода образовывать длинные цепи т. е. соединяться друг с другом;
В органической химии не используется понятие «ст. окисления», используется понятие «валентность».
Слово учителя. Весь 10-й класс вы будете заниматься изучением органических веществ, которых сейчас известно более 27 миллионов!!! Мы повсюду встречаемся с ними, сами состоим из них.
Можно ли провести четкую грань между органическими и неорганическими веществами? Почему?
Четкой
границы нет, так как некоторые вещества
обладают признаками органических частично,
некоторые неорганические вещества превращаются
в органические за одну стадию (карбиды,
угарный газ и др.):
2CO + O2 = 2CO2
CaC2
+ 2H2O = C2H2 + Ca(OH)2
Некоторые органические по составу вещества имеют искусственное происхождение, в то время как некоторые неорганические вещества имеют биогенное, органическое происхождение (CO2, H2O).
Цель. Повторить молекулярные и структурные формулы органических веществ, определение основных понятий органической химии.
Слово учителя. А теперь решим проблему многообразия органических веществ!
Задание 5. (групповая работа по построению молекулы бутана и изобутана) Используя модели для построения молекул попытайтесь построить молекулу состоящую из из 4-х атомов углерода и 10-ти атомов водорода (бутана – С4Н10),.
P. S. Напомню! Атомы углерода могут соединяться друг с другом. Число связей равно валентности элемента в данном соединении. Углерод образует цепи разной длины (от 1 до 100 атомов), разной формы (линейной, разветвленной, циклической), углерод может образовывать простые, двойные, тройные связи, соединяться с различными элементами.
5. Чем отличаются друг от друга построенные вами молекулы?
6. Как называется порядок соединения атомов в молекуле? (Словарь)
Порядок соединения атомов называется химическим строением. Формулы, показывающие порядок соединения атомов, называются структурными формулами.
6. Вспомните, как называются в органической химии вещества, имеющие разное строение?
Итак, изомеры – это вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение, а следовательно и разные свойства.
Вы
построили изомеры, отличающиеся строением
углеродной цепи или, как говорят, углеродного
скелета. Углеродные скелеты молекул построенных
веществ изображают так:
Изомерию, обусловленную разным строением углеродной цепи, называют структурной.
Задание 6. Укажите, какие из веществ являются
изомерами:
Обоснуйте свой выбор.
Слово учителя. Многообразие и многочисленность органических веществ объясняется также явлением «гомология».
7. Какие органы в биологии называются гомологичными?
8. Какие вещества в органической химии можно назвать гомологами?
Вещества, сходные по строению и по свойствам, но отличающиеся друг от друга на группу атомов СН2 – гомологическую разность, называются гомологами.
Задание 7.
а) (каждая группа получает одно вещество) Построить гомологические ряды для веществ: СН4; С2Н4; С2Н2; С6Н6.
б) Среди перечисленных веществ найти гомологи:
Цель. Обобщить понятие «органическая химия».
Слово учителя.
На сегодняшний день органическая химия – один из самых крупных и важных разделов химии. Органическая химия глубоко проникла в жизнь современного человека.
Это объясняется следующими обстоятельствами:
Число известных органических веществ увеличивается в геометрической прогрессии.
Большинство современных промышленных процессов в химической индустрии – это реакции и получение органических веществ.
Неорганическая природа по-своему красива, но сурова! Она мертва без органических веществ. Органическая химия – это химия жизни.
Химики научились синтезировать очень сложные природные вещества: углеводы, белки, нуклеиновые кислоты. На помощь органическому синтезу приходит биотехнология, генная инженерия. Не исключено, что когда-нибудь живая материя будет создана искусственным путем.
Продукты питания, одежда, обувь, лекарственные препараты, красители, строительные материалы, электро-, радио- и телеоборудование, синтетические волокна, каучуки, взрывчатые вещества, средства повышения производительности с/х, полимерные материалы, пищевые добавки и косметические средства, мебель, средства гигиены, топливо автомобилей, – все это продукция основного (многотоннажного) или тонкого органического синтеза, неполный перечень того, что дает органическая химия человеку.
III. Закрепление
Цель. Проверить усвоение основных понятий органической химии.
1. Дайте определение термина «органическая химия» (см. Приложение 1).
2. Какие вещества называются органическими?
Задание 8. Назовите известные вам органические вещества, входящие в состав: а) продуктов или материалов, используемых в быту, в медицине, в промышленности; б) пищевых продуктов или биологически активных веществ (при затруднении воспользуйтесь рисунком 2. на стр. 8 учебника).
3. Перечислите особенности, которые отличают органические соединения от неорганических?
4. Дайте определения понятий «изомерия», «изомер», «гомолог», «гомологический ряд».
5. Какой элемент является основой органической химии? Какое место он занимает в ПСХЭ? Какую валентность он проявляет? Дайте определения понятий «валентность» и «степень окисления». В чем их сходство и отличие?
IV. Подведение итогов урока
Цель. Обобщить полученные знания.
Слово учителя. Современная органическая химия имеет сложную структуру. Основу ее составляет прикладная органическая химия, которая занимается получением органических соединений и опирается на теоретическую химию.
Органической
химией называется наука о способах получения,
строении, свойствах и применении соединений
углерода.
V. Домашнее задание:
Знать определения понятий «органическая химия», «изомеры», «гомологи», «валентность». Занести данные определения в словарь. Построить изомеры вещества С6 Н14. Сколько гомологических рядов у данных веществ?
Используя, дополнительную литературу подготовить сообщения: «Предпосылки создания теории строения органических веществ» и «Факты, которые легли в основу теории строения органических соединений».
Прочитать § 1 (стр.5-12).
Литература:
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, № 6;
Газман О.С., Харитонова В.Е. В школу с игрой. М.: Просвещение, 1991;
Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. Вопросы психологии, 1982, № 4;
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т., М.: Изд-во АПН СССР, 1989, т. 1;
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998;
Удивительный мир органической химии / А.И. Артеменко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991; Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994;
Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2005.
Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004.
Химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Е.Е. Минченков, А.А. Журин, П.А. Оржековский; под ред. проф. Е.Е. Минченкова. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1979;
Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные
технологии нравственного воспитания.
Киров: ВГПУ, 1998.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время российская система образования ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы знаний и умений учащихся, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. В российском Законе «Об образовании» отмечается, что современная система образования способна использовать вариативность программ, обеспечивающих индивидуализацию процесса обучения.
Проблема
повышения эффективности обучения тесно
взаимосвязана с активностью, самостоятельностью
учащихся, сознательным стремлением к
познанию основ изучаемой науки, побуждаемым
познавательными мотивами их учебной
деятельности. Средством, стимулирующим
процесс обучения химии, является дидактическая
игра.
ГЛАВА
1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняются форма и признаки обычной игры, но изменяется цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план, а дидактическая задача игры – прочное усвоение знаний, развитие и воспитание учащихся, выступая в скрытой форме, становится главной. Под влиянием увлечённости, которую создаёт игровая ситуация, прежде неинтересный и труднодоступный материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения – активность учащихся. А процесс обучения тем эффективнее, чем больше самостоятельности предоставлено учащимся в выполнении учебных задач.