Дидактические игры на уроке химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание

Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Развиваясь адекватно потребностям общества, сегодня она особо значима, т.к. современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

     В дидактической игре создаются условия  для формирования положительных  познавательных мотивов в обучении химии через увлекательные задания  и конкурсы.

     Активное  участие в игре способствует развитию творческого потенциала обучаемых, их внимания, памяти, воображения и мышления, а это в свою очередь, оказывает влияние на степень развития учебной деятельности и результаты обучения в целом.

     В дидактической игре происходит воспитание учащихся, так как игра – это коллективная форма работы. В процессе её подготовки и проведения дети учатся культуре общения, умению работать в коллективе, преодолевать психологические барьеры, т.е. происходит работа над собой, над своими привычками и свойствами характера.

     Дидактическая игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживлённой, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В лучшую сторону меняются отношения между учителем и учениками.

     Дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке. Обучение нельзя превращать в игру. Дидактическая игра – это действительно методическое средство, позволяющее произвольно включить ученика в активную творческую учебную деятельность. И как любое другое средство обучения, дидактическая игра в школе должна применяться только в сочетании с другими методами, средствами и приёмами преподавания.

     Для лучшего представления влияния  дидактических игр на повышение  эффективности обучения целесообразно  выделить три наиболее значимые и обязательно присутствующие функции игр – воспитывающую, дидактическую, развивающую. Кроме того, важнейшее значение имеет такое свойство игры, как занимательность.

     В начале подготовки или проведения дидактической  игры необходимо использовать её занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств или оригинального объявления о начале игры и привлекает внимание учеников.

     Элементы  забавы служат также средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета.

     Безразличие к учёбе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики. Но чтобы победить, необходимы знание изучаемого материала, а также сообразительность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Для того чтобы быть первым в игре «Руки вверх!», необходимо иметь верное представление о признаках химической реакции и физических явлений, их проявлении в окружающей среде.

     Ещё одним фактором формирования познавательного  интереса в ходе дидактической игры служит проблемная ситуация, когда  ученики, например, совершая путешествие в страну «Химия», должны объяснить с научной точки зрения сущность химических процессов, происходящих в природе и окружающей действительности. Одни вопросы и задания требуют применения ранее полученных знаний, проявления сообразительности, другие – эрудиции и использования дополнительной информации. Необходимо отметить, что знания в дидактической игре ученики получают не только от учителя, они сами являются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией, способами её получения.

     Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряжённой обстановки в классе и способствует концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом. В ходе проведения дидактической игры развиваются разносторонние мотивы детей. Одних привлекает игровой мотив – соревнование, они много фантазируют или увлекаются азартной игрой. Для других главный мотив – познавательный.

     Дидактические игры, различные по цели, форме, содержанию, в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснения материала, его повторение, обобщение, облечённые в занимательную форму. Занимательность при этом является только средством, подчиненным целям обучения, воспитания, развития.

     Ведущей функцией дидактической игры должна быть образовательная функция, которая является основой потому, что содержит дидактическую цель. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Ученики в период её выполнения усваивают общие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы.

     Воспитывающая функция дидактической игры проявляется  через воспитание положительного отношения  к предмету, желание изучать химию, трудолюбие и усердие в познании нового. При правильной организации игровой деятельности у учащихся формируется умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

     В игре получают своё развитие такие  качества личности, как сила воли, целеустремленность, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы, проявляются такие черты характера, как взаимовыручка и товарищество. Даже самые пассивные ученики прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В игре ребёнок раскрепощается, исчезают его скованность, неуверенность в своих силах и возможностях, а при достижении успеха у него появляется большая радость и желание играть вновь и вновь.

     Дидактическая игра выполняет также развивающую  функцию. В целом процесс усвоения знаний по химии для учащихся является нелёгким и напряжённым трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряжённых усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения химии необходимо тренировать эти психические свойства. При проведении игр « Химическая тайнопись», «Кто лишний» ставится цель не только закрепить знания химической символики, облегчить запоминание названий химических элементов, но и совершенствовать память, внимание, развить воображение, интуицию, наблюдательность. Таким образом, ребёнок познаёт мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. Чем увлекательнее организованы эти условия, тем полнее, шире происходит его развитие и совершенствование, т. е. обучение служит не только усвоению знаний, но и развитию учащихся, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности обучения химии.

     Следовательно, дидактическая игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и развивающую  функции способствует решению дидактических  задач процесса обучения – образовательных, воспитывающих и развивающих.

     Поэтому игровой метод следует шире применять  в процессе обучения, причём систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое  целенаправленное использование дидактических  игр может дать определённые результаты как в изменении основных качеств личности ребёнка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом.

     ЛИТЕРАТУРА 

  1. Венецкий  С.И. Рассказы о металлах. М.: Металлургия, 1986, 239 с.
  2. Венецкий С.И. В мире металлов. М.: Металлургия, 1988, 168 с.
  3. Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1993, 96 с.
 

 

Информация о работе Дидактические игры на уроке химии