Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:39, контрольная работа
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности ребёнка: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
Теоретическая часть:
Значение дидактических игр
Структура дидактических игр
Виды дидактических игр
Руководство дидактическими играми детей
Сущность дидактических игр
Практическая часть:
Дидактические и развивающие игры на развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста
Список литературы
Введение
Теоретическая часть:
Практическая часть:
Дидактические и развивающие игры на развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста
Список литературы
Приложение
Введение
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности ребёнка: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
В игре ребенок развивается
физически, приучается преодолевать трудности.
У него воспитывается
С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
Длительное время
Исследования педагогов и психологов
показали, что организованное обучение
на занятиях является наиболее продуктивным.
Такое обучение способствует лучшему
приобретению детьми знаний, умений и
навыков, а также развитию у них речи, мышления,
внимания, памяти. Естественно, что с введением
обучения в детском саду изменились роль
и место дидактической игры в педагогическом
процессе. Она стала одним из средств закрепления,
уточнения и расширения тех знаний, которые
дети получают на занятиях.
1.Значение дидактических игр
Дидактическая
игра одновременно является формой обучения,
наиболее характерной для маленьких
детей. Истоки её в народной педагогике,
которая создала много
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Наличие
дидактической задачи
Например, в игре "Раскроем тайну волшебных колпачков" (старшая группа) воспитатель ставит задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь. Игровая задача - узнать, что под колпачком. В случае правильного решения ребёнок получает поощрительный значок. Педагог в качестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая под находящейся под ним игрушке ( например, матрёшке), даёт образец её описания. Если играющий ребёнок затрудняется дать такое описание или указывает мало признаков, воспитатель говорит: "А колпачок, который поднял Вова, сказал, что Вова ещё мало рассказал о том, что колпачок прятал."
Игровая
задача иногда заложена в
Игровым
действиям детей нужно учить.
Лишь при этом условии игра
приобретает обучающий
В играх
младших детей игровые
Различен и объём игровых действий. В младших группах - это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими, дети действуют целенаправленно, чётко, быстро, согласованно и в уже отобранном темпе решают игровую задачу.
Одним из
элементов дидактической игры
являются правила. Они
Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.
Воспитатель
должен осторожно пользоваться
правилами, не перегружать ими
игру, применять лишь необходимые
из них. Введение многих
Бывает, что
нет необходимости напоминать
о правиле или вводить
Правила
игры, устанавливаемые воспитателем,
постепенно усваиваются детьми.
Ориентируясь на них, они
Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности , взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.
Игровые
задачи, действия, правила, результат
игры взаимосвязаны, и отсутств
2. Структура дидактической игры
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты. Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховые восприятие, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку; отмечать фишками правильные ответы. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Поймай рыбку», «Сложи картинку» и т.п.
Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим (растительным) узором и др. Детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны: разобрать и собрать матрешку; отгадать по звукоподражанию, кто кричит (кошка, собачка, петушок, корова); самому изобразить, как кричит то или иное животное; узнать и назвать предмет и др.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Так, в некоторых играх дети выполняют, как и малыши, имитационные движения, но последние предполагают уже воссоздание образа, а не показ какого-либо отдельного признака, как раньше («Что мы делали не скажем, но что сделали, покажем», «Угадай, из какой я сказки»).Дети 5-лет, участвуя в сюжетной дидактической игре, выполняют комплекс игровых действий, связанных с реализацией определенной роли (продавец, покупатель, почтальон, бабушка Загадушка, экскурсовод в играх-путешествиях). В 4-5 лет дети выполняют игровые действия поочередно (настольно-печатные игры типа «Лото», «Домино», «Лабиринт»), В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д.
Итак, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог (как и родители) должен всегда следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам (расставляет предметы, меняет их местами; называет, что делают игрушки и т.п.), а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, ее воспитательно-образовательная ценность
Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи (закрыть глаза, пока педагог переставляет игрушки; при игре в бильбоке держать игрушку только в правой или только в левой руке). В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание (пропуск хода, фанты). Запрещающие правила усиливают контроль ребенка за своим поведением, что повышает произвольность последнего (в игре «Молчанка» запрещается говорить, в игре «Скажи наоборот» - бросать мяч, пока не сказано слово). В играх для старших дошкольников правила указывают, как выбирать и сменять водящего, кого считать выигравшим и проигравшим, что влекут за собой проигрыш и выигрыш.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей. Наличие готового содержания и фиксированных правил облегчает объединение в игре. Этому же служат и считалки, с помощью которых дети настраиваются на игру, выбирают водящего, учатся быть справедливыми.
3.Виды дидактических игр
В дошкольной педагогике
все дидактические игры можно
разделить на три основных вида:
игры с предметами (игрушками, природным
материалом), настольно-печатные и словесные
игры.
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки
и реальные предметы. Играя с ними, дети
учатся сравнивать, устанавливать сходство
и различие предметов. Ценность этих игр
в том, что с их помощью дети знакомятся
со свойствами предметов и их признаками:
цветом, величиной, формой, качеством.
В играх решаются задачи на сравнение,
классификацию, установление последовательности
в решении задач. По мере овладения детьми
новыми знаниями задания в играх усложняются:
ребята упражняются в определении предмета
по какому-либо одному качеству, объединяют
предметы по этому признаку (цвету, форме,
качеству, назначению и др.), что очень
важно для развития отвлеченного, логического
мышления.
Играя, дети приобретают умения складывать
целое из частей, нанизывать предметы
(шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных
форм. В играх с куклами у детей формируются
культурно-гигиенические навыки и нравственные
качества. В дидактических играх широко
используются разнообразные игрушки.
В них ярко выражены цвет, форма, назначение,
величина, материал, из которого они сделаны.
В играх совершенствуются знания о материале,
из которого делаются игрушки, о предметах,
необходимым людям в различных видах их
деятельности, которую дети отражают в
своих играх.
Игры с природным материалом (семена растений,
листья, разнообразные цветы, камушки,
ракушки) воспитатель применяет при проведении
таких дидактических игр, как «Чьи это
детки?», «От какого дерева лист?», «Кто
скорее выложит узор из разных листочков?».
Воспитатель организует их во время прогулки,
непосредственно соприкасаясь с природой:
деревьями, кустарниками, цветами, семенами,
листьями. В таких играх закрепляются
знания детей об окружающей их природной
среде, формируются мыслительные процессы
(анализ, синтез, классификация) и воспитывается
любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно-печатные
игры
Настольно-печатные игры – интересное
занятие для детей. Они разнообразны по
видам: парные картинки, лото, домино. Различны
и развивающие задачи, которые решаются
при их использовании.
Подбор картинок
по парам. Самое простое задание в
такой игре – нахождение среди разных
картинок двух совершенно одинаковых:
две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону,
или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.
Подбор картинок
по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое
обобщение, установление связи между предметами.
Например, в игре «Что растет в саду (в
лесу, в огороде)?»
Запоминание состава,
количества и расположения картинок.
Игры проводятся так же, как и с предметами.
Например, в игре «Отгадай, какую картинку
спрятали» дети должны запомнить содержание
картинок, а затем определить, какую из
них перевернули вниз рисунком. Эта игра
направлена на развитие памяти, запоминания
и припоминания.
Игровыми дидактическими задачами этого
вида игр является также закрепление у
детей знаний о количественном и порядковом
счете, о пространственном расположении
картинок на столе (справа, слева, вверху,
внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать
связно о тех изменениях, которые произошли
с картинками, об их содержании.
Составление разрезных
картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить
детей логическому мышлению, развивать
у них умение из отдельных частей составлять
целый предмет.
Описание, рассказ
о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит
обучающую задачу: развивать не только
речь детей, но и воображение, творчество.
Часто ребенок, для того чтобы играющие
отгадали, что нарисовано на картинке,
прибегает к имитации движений, к подражанию
его голосу. Например, в игре «Отгадай,
кто это?» В этих играх формируются такие
ценные качества личности ребенка, как
способность к перевоплощению, к творческому
поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и
действиях играющих. В таких играх дети
учатся, опираясь на имеющиеся представления
о предметах, углублять знания о них, так
как в этих играх требуется использовать
приобретенные ранее знания в новых связях,
в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно
решают разнообразные мыслительные задачи;
описывают предметы, выделяя характерные
их признаки; отгадывают по описанию; находят
признаки сходства и различия; группируют
предметы по различным свойствам, признакам;
находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у детей воспитывают
желание заниматься умственным трудом.
В игре сам процесс мышления протекает
активнее, трудности умственной работы
ребенок преодолевает легко, не замечая,
что его учат.
Игра становится методом обучения и принимает
форму дидактической, если в ней четко
определены дидактическая задача, игровые
правила и действия. В такой игре воспитатель
знакомит детей с правилами, игровыми
действиями, учит, как их надо выполнять.
С помощью дидактической игры ребенок
может приобретать и новые знания: общаясь
с воспитателем, со своими сверстниками,
в процессе наблюдения за играющими, их
высказываниями, действиями, выступая
в роли болельщика, ребенок получает много
новой для себя информации. И это очень
важно для его развития.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать
у детей интерес к ней, желание играть.
Это достигается различными приемами:
использованием загадок, считалочек, сюрпризов,
интригующего вопроса, сговора на игру,
напоминания об игре, в которую дети охотно
играли раньше. Воспитатель должен так
направлять игру, чтобы незаметно для
себя не сбиваться на другую форму обучения
– на занятия. Секрет успешной организации
игры заключается в том, что воспитатель,
обучая детей, сохраняет вместе с тем игру
как деятельность, которая радует детей,
сближает их, укрепляет их дружбу. Дети
постепенно начинают понимать, что их
поведение в игре может быть иным, чем
на занятии.
Воспитатель с самого начала и до конца
игры активно вмешивается в ее ход: отмечает
удачные решения, находки ребят, поддерживает
шутку, подбадривает застенчивых, вселяет
в них уверенность в своих силах.
В некоторых играх за неправильное решение
задачи играющий должен внести фант, т.е.
любую вещь, которая в конце игры отыгрывается.
Разыгрывание фантов – интересная игра,
в которой дети получают самые разнообразные
задания: имитировать звуки животных,
перевоплощаться, выполнять смешные действия,
требующие выдумки. Игра не терпит принуждения,
скуки.
Воспитателю детских садов в своей работе
следует уделять как можно больше внимания
тем методам, которые способствуют формированию
умственной деятельности детей, развитию
самостоятельности их мышления, приучать
детей пользоваться своими знаниями в
различных условиях, в соответствии с
поставленной перед ними задачей, чтобы
их знания не лежали мертвым грузом.
Научить ребенка думать, приучить его
к умственному труду – нелегкая задача,
стоящая перед педагогом. Педагогу необходимо
помнить, что умственный труд очень тяжел.
Чтобы приучить детей к умственному труду,
необходимо сделать этот труд интересным,
занимательным. Это достигается разными
методами, среди которых особое место
занимает словесная дидактическая игра.
Словесная игра таит в себе большие возможности
для развития умственной деятельности
детей, так как воспитатель может сам варьировать
условия этих игр в зависимости от образовательной
задачи.