Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:39, контрольная работа
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности ребёнка: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
Теоретическая часть:
Значение дидактических игр
Структура дидактических игр
Виды дидактических игр
Руководство дидактическими играми детей
Сущность дидактических игр
Практическая часть:
Дидактические и развивающие игры на развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста
Список литературы
Дидактические игры второго
этапа:
1. « Не забудь картинку»
Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических
фигур, расположенных, на каждой картинке
по разному; находить по памяти парную
картинку или собирать узор по памяти.
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке
«номер» (набор геометрических фигур)
гаража, такой же, как у машины, уметь доказать
их сходство.
Игровое действие: Поиск знакомых «номеров».
Ход игры: Заранее подготавливают несколько
парных карточек (номеров) для машин и
гаражей.
Воспитатель объясняет детям, что они
будут играть в подвижную игру « Автомобили».
Но сегодня каждый автомобиль получит
свой номер ( карточка на веревочке, одевается
нашею). Нужно его хорошо запомнить, для
того чтобы после игры поставить машину
в свой гараж, с таким же номером.
-- Сегодня дождливая погода, дороги очень
грязные. Грязь так и летит из под колес
на номер.
Во время игры номера переворачиваются
(забрызгиваются грязью). Детям предлагается
найти свой гараж, с тем же номером как
у машины.
-- Номер невидно его « спрятала» грязь.
Постарайтесь вспомнить свой номер машины
и вы найдете свой гараж.
2 вариант : Сильный ветер перепутал цифры
(геометрические фигуры) на номере гаража,
нужно его восстановить.
2. « Нарисуй правильно схему»
Дидактическая задача: Упражнять в умении удерживать
в памяти рисунки и их образы, воспроизводить
их по необходимости в ходе игры.
Игровые правила: Запоминать необходимые схемы,
правильно их воспроизводить.
Игровые действия: Запоминание, воспроизведение,
преодоление препятствий.
Игровой материал: КарточкаN1 с изображением картинок
и схем, карточкаN2 с изображением только
картинок, кубы – модули или любое физоборудование,
для полосы препятствий, наушники.
Ход игры: Детям предлагают поиграть
в разведчиков. Разбившись на группы по
два человека – распределяют роли (радист,
связной). Все группы, перед выполнением
задания, знакомят с шифровальной таблицей (карточка с изображением картинок
и схем).
Радисты уходят ждать связных в условленное
место (конец полосы препятствий). Связные
получают «информацию» (карточкаN1 на которой
обведены 7 – 10 изображений). С собой «информацию»
нести нельзя, нужно запомнить.
Преодолев полосу препятствий связной
зарисовывает запомненные схемы. Радисту
необходимо расшифровать схемы (найти
на карточкеN2 соответствующие рисунки)
и передать информацию в «Центр».
Играющие дети меняются ролями.
2 вариант: Внести соревновательный элемент
– кто из пар быстрее и точнее передаст
информацию.
3. « Поможем маме»
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении
целого из отдельных частей.
Игровое правило: Правильно собирать из частей
целое.
Игровые действия: Поиск, складывание частей целого.
Игровой материал: Рамки – вкладыши Монтессори,
из них собираются вазы.
Ход игры: Роль мамы может исполнять воспитатель
или любой желающий ребенок.
Детям объясняют, что их маме нравятся
красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются.
(вазы расставляются там, где есть опора
напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает
« стирающее» событие: приходит гость
или начинается мультфильм. В это время
кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается.
Детям предлагается порадовать маму, собрать
и «склеить» вазы.
Как усложняющий момент можно предложить
то, что при падении кусочки ваз перемешались.
4. « Кодовый замок»
Дидактическая задача: Упражнять в запоминании узора,
в воспроизведении его по памяти.
Игровое правило: Входная дверь откроется в том
случае, если правильно набран код замка.
Игровые действия: Запомнить узор, воспроизвести
узор по памяти.
Ход игры: Проводится, как часть любой
сюжетной игры, где в сюжете необходима
дверь.
Напр. в сюжетной игре «Дом», перед уходом
ребенка на прогулку (школу, магазин и
т.п.) мама знакомит его с новым кодовым
замком. Объясняет, что если забыть код
дверь дома не откроется. С внутренней
стороны двери висит схема кода (карточка
с узором, состоящим из разноцветных кругов),
с наружной – магнитная доска с набором
разноцветных магнитов.
Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо
вспомнить и «набрать» правильный код
замка.
Карточки с рисунком кода можно менять,
так же увеличивать количество кружков.
Дидактические игры третьего этапа:
1.«Заколдованный мешочек»
Дидактическая задача: Упражнять детей в различении
предметов на ощупь по форме, материалу.
Игровое правило: Не подглядывая в мешочек найти
необходимый предмет.
Игровые действия: Поиск в мешочке определенного
предмета.
Игровой материал: Мешочек с разнообразными мелкими
игрушками и пластмассовыми фруктами
(по возможности настоящие).
Ход игры: «Дед Мороз оставил (прислал)
для малышей мешочек с игрушками. Эти игрушки
нужно отдать в ясельную группу, когда туда
придут новые детишки. Но это будет еще
не скоро.
Баба Яга решила снова по вредничать и
подложила в мешок свежие фрукты (овощи).
Фрукты от долгого хранения портятся,
испортятся и игрушки. Мешочек она еще
и заколдовала, если его открыть, то все
исчезнет».
Детям предлагается осторожно, не заглядывая
в мешочек, на ощупь достать все фрукты
(овощи).
После того, как все фрукты будут извлечены
и мешок расколдован, расспросить детей,
какие, по их мнению, в мешочке лежат игрушки.
После ответов сравнить их с содержимым
мешочка.
2. « Гуляем по поселку»
Дидактическая задача: Закреплять знания о родном
поселке, о расположении его основных строений.
Игровое правило: За определенное время правильно
зарисовать или построить основную улицу
поселка.
Игровые действия: Строительство основной улицы
поселка.
Ход игры: Перед проведением игры с детьми
проводится целевая прогулка по поселку.
После прогулки дети совместно с воспитателем
составляют план – схему улицы поселка,
отмечают основные строения.
Схема вешается в групповой комнате. Несколько
дней спустя схему, для проведения игры,
дают в среднюю группу.
В группу приходят гости ( новые игрушки).
Им все интересно посмотреть и садик, и
все, что есть рядом с садиком.
На улице уже темно и ничего не видно. Схемы
тоже нет. Детям предлагается построить
улицу из строительного материала.
После окончания строительства дети вместе
с игрушками «гуляют» по поселку и знакомят
гостей с теми строениями, которые есть
на главной улице.
2 вариант: схема детского сада, схема участка
детского сада.
3. « Магазин»
Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет,
находить его существенные признаки; узнавать
предмет по описанию.
Игровое правило: Мама покупает игрушку, если
о ней хорошо рассказал ребенок, и она
её узнает.
Игровые действия: Считалкой выбирают того, кому
будут покупать игрушку; описание игрушки.
Ход игры: В магазин привезли новые игрушки. Детям мама сможет
купить игрушку в том случае если ребенок
хорошо, подробно его опишет (сам предмет
не называется) и она сможет узнать ее
в магазине.
Список использованной литературы.
1. Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. 1986 год.
2. Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума)/ Под ред. А. В. Запорожца А. П. Усовой. М., 1966 год
3. Эльконин Д.Б. Детская психология М., 1960 год
Приложение
Что за предмет?
Цель: учить называть
предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка
предмет, игрушку, называет его (это мяч).
Вначале игрушку описывает воспитатель:
«Он круглый, синий, с жёлтой полосой и
т.д.»
Угадай игрушку
Цель: формировать
у детей умение находить предмет, ориентируясь
на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые
игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует
игрушку, а задача играющих, прослушать
и назвать этот предмет.
Примечание: сначала
указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются
3-4.
Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать
словом и действием части и признаки внешнего
вида игрушки.
Ход.
Воспитатель: У
нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда
её хвалят, обращают внимание на её одежду.
Доставим кукле удовольствие, опишем её
платье, туфельки, носочки.
Сорока
Цель: соотносить
глагол с действием, которое он обозначает
и с субъектом, который это действие производил.
Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка,
утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.
Ход.
Воспитатель: Пока
вы были дома, в детский сад прилетела
сорока и собрала в свою сумку разные вещи.
Давайте посмотрим, что она взяла
(Воспитатель раскладывает предметы)
Далее происходит диалог между детьми и сорокой:
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам мыльце
Сорока:
Не
дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.
Дети:
Сорока,
сорока
Отдай нам иголку!
Сорока:
Не
дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.
Дети:
Сорока,
сорока,
Отдай нам очки
Сорока:
Не
дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.
Дети:
Сорока,
сорока.
Отдай нам звоночек.
Сорока:
Не
дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.
Воспитатель:
Ты, сорока,
не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.
Воспитатель:
Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)
Воспитатель:
Дети,
что для этого нужно сороке?
(Дети называют и приносят все предметы)
Сорока благодарит и улетает.
Тема «Транспорт» «Чудесная коробка».
Программное содержание.
1 активизация
словаря. Дать представление о
внешнем виде транспортных
2. учить составлять целое из частей.
3. Развивать
наблюдательность, учить устанавливать
простые связи между
Оборудование. Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта.
Методические указания.
1. Уровень. Воспитатель по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.
2. Уровень. Дети складывают изображения транспорта из двух частей. 3. Уровень. Дети отгадывают загадки о транспорте.
Тема. «Зимующие птицы». «Покажи правильно».
1Активизация словаря. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички. воробей, глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт) .
2. Грамматика. Учить образовывать родительный падеж единственного числа существительных.
3. Связная речь. Учить отвечать на вопросы двусловным предложением.
4. Развивать внимание, память.
Оборудование. Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Методические рекомендации.
1 уровень.
Взрослый показывает детям
2 уровень. Воспитатель убирает одну из картинок и спрашивает: «Кто улетел? ». Дети отвечают: «Нет воробья» и т. д.
3 уровень.
Дети отгадывают загадки о
птицах, выбирают изображения
Тема «Домашние птицы» «Кто живёт во дворе? »
Программное содержание.
1. Активизация
словаря. Ввести в активный
словарь детей название
2. Грамматика. Учить образовывать ед. и мн. число сущ. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.
3. Связная
речь. Побуждать отвечать на вопрос
двусловным предложением, используя
местоимение Я и глаголы,
Оборудование. Предметные картинки.
1 уровень. Дети рассматривают картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирают каждой птице птенцов. 2. уровень. от утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Дети находят картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.
3 уровень.
Дети рассматривают картинку
с изображением курицы и
Дидактическая игра «Свойства предметов»
Перед вами игра
для детей от 3-6 лет, которая поможет
малышам научиться различать
свойства предметов и находить предмет
по описанию.
Перед началом игры вырежьте карточки,
их должно получиться 72 штуки. Раздайте
детям карточки с картинками поровну.
Затем ведущий читает карточки со словами.
Тот ребенок, у которого есть картинка,
подходящая под описание, берет карточку
себе и кладет ее на карточку с картинкой.
Выигрывает тот, кто первым закроет свои
карточки картинками.
Дидактическая игра лото «Обитатели морей»
Лото + разрезные картинки всех обитателей морей.