Дидактические игры в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:39, контрольная работа

Описание

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности ребёнка: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

Содержание

Теоретическая часть:
Значение дидактических игр
Структура дидактических игр
Виды дидактических игр
Руководство дидактическими играми детей
Сущность дидактических игр
Практическая часть:
Дидактические и развивающие игры на развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 375.00 Кб (Скачать документ)

 
Дидактические игры второго  этапа:

 

1. « Не забудь картинку» 
 
Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по разному; находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти. 
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство. 
Игровое действие: Поиск знакомых «номеров». 
Ход игры: Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей. 
Воспитатель объясняет детям, что они будут играть в подвижную игру « Автомобили». 
Но сегодня каждый автомобиль получит свой номер ( карточка на веревочке, одевается нашею). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после игры поставить машину в свой гараж, с таким же номером.  
-- Сегодня дождливая погода, дороги очень грязные. Грязь так и летит из под колес на номер. 
Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются грязью). Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у машины. 
-- Номер невидно его « спрятала» грязь. Постарайтесь вспомнить свой номер машины и вы найдете свой гараж. 
2 вариант : Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить.

2. « Нарисуй правильно схему»

Дидактическая задача: Упражнять в умении удерживать в памяти рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры. 
Игровые правила: Запоминать необходимые схемы, правильно их воспроизводить. 
Игровые действия: Запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий. 
Игровой материал: КарточкаN1 с изображением картинок и схем, карточкаN2 с изображением только картинок, кубы – модули или любое физоборудование, для полосы препятствий, наушники. 
Ход игры: Детям предлагают поиграть в разведчиков. Разбившись на группы по два человека – распределяют роли (радист, связной). Все группы, перед выполнением задания, знакомят с шифровальной таблицей (карточка с изображением картинок и схем).  
Радисты уходят ждать связных в условленное место (конец полосы препятствий). Связные получают «информацию» (карточкаN1 на которой обведены 7 – 10 изображений). С собой «информацию» нести нельзя, нужно запомнить. 
Преодолев полосу препятствий связной зарисовывает запомненные схемы. Радисту необходимо расшифровать схемы (найти на карточкеN2 соответствующие рисунки) и передать информацию в «Центр». 
Играющие дети меняются ролями. 
2 вариант: Внести соревновательный элемент – кто из пар быстрее и точнее передаст информацию.

3. « Поможем маме» 
 
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого из отдельных частей. 
Игровое правило: Правильно собирать из частей целое. 
Игровые действия: Поиск, складывание частей целого. 
Игровой материал: Рамки – вкладыши Монтессори, из них собираются вазы. 
Ход игры: Роль мамы может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок. 
Детям объясняют, что их маме нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются. (вазы расставляются там, где есть опора напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает « стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается. Детям предлагается порадовать маму, собрать и «склеить» вазы. 
Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались.

4. « Кодовый замок»

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании узора, в воспроизведении его по памяти. 
Игровое правило: Входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка.  
Игровые действия: Запомнить узор, воспроизвести узор по памяти. 
Ход игры: Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь. 
Напр. в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком. Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется. С внутренней стороны двери висит схема кода (карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов), с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов.  
Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка. 
Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков.

 

Дидактические игры третьего этапа:

1.«Заколдованный мешочек» 
 
Дидактическая задача: Упражнять детей в различении предметов на ощупь по форме, материалу. 
Игровое правило: Не подглядывая в мешочек найти необходимый предмет. 
Игровые действия: Поиск в мешочке определенного предмета. 
Игровой материал: Мешочек с разнообразными мелкими игрушками и пластмассовыми фруктами (по возможности настоящие). 
Ход игры: «Дед Мороз оставил (прислал) для малышей мешочек с игрушками. Эти игрушки нужно отдать в ясельную группу, когда туда придут новые детишки. Но это будет еще не скоро.  
Баба Яга решила снова по вредничать и подложила в мешок свежие фрукты (овощи). Фрукты от долгого хранения портятся, испортятся и игрушки. Мешочек она еще и заколдовала, если его открыть, то все исчезнет». 
Детям предлагается осторожно, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать все фрукты (овощи). 
После того, как все фрукты будут извлечены и мешок расколдован, расспросить детей, какие, по их мнению, в мешочке лежат игрушки. После ответов сравнить их с содержимым мешочка.

2. « Гуляем по поселку»

Дидактическая задача: Закреплять знания о родном поселке, о расположении его основных строений. 
Игровое правило: За определенное время правильно зарисовать или построить основную улицу поселка. 
Игровые действия: Строительство основной улицы поселка. 
Ход игры: Перед проведением игры с детьми проводится целевая прогулка по поселку. После прогулки дети совместно с воспитателем составляют план – схему улицы поселка, отмечают основные строения.  
Схема вешается в групповой комнате. Несколько дней спустя схему, для проведения игры, дают в среднюю группу. 
В группу приходят гости ( новые игрушки). Им все интересно посмотреть и садик, и все, что есть рядом с садиком. 
На улице уже темно и ничего не видно. Схемы тоже нет. Детям предлагается построить улицу из строительного материала. 
После окончания строительства дети вместе с игрушками «гуляют» по поселку и знакомят гостей с теми строениями, которые есть на главной улице.  
2 вариант: схема детского сада, схема участка детского сада.

3. « Магазин»

Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию. 
Игровое правило: Мама покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она её узнает. 
Игровые действия: Считалкой выбирают того, кому будут покупать игрушку; описание игрушки.  
Ход игры: В магазин привезли новые игрушки. Детям мама сможет купить игрушку в том случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет узнать ее в магазине.

Список использованной литературы. 

 

 

     

 1.   Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина.  1986 год.  

2.  Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума)/ Под ред. А. В. Запорожца А. П. Усовой. М., 1966 год   

3.   Эльконин Д.Б. Детская психология М., 1960 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Что за предмет? 
Цель: учить называть предмет и его описывать. 
Ход. 
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Угадай игрушку 
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. 
Ход. 
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. 
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит и назовёт 
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки. 
Ход. 
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Сорока 
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил. 
Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока. 
Ход. 
Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла  
(Воспитатель раскладывает предметы)

Далее происходит диалог между детьми и  сорокой:

Дети:

Сорока, сорока 
Отдай нам мыльце

Сорока:

Не  дам, не отдам 
Возьму ваше мыльце 
Отдам моему сорочонку умыться.

Дети:

Сорока, сорока 
Отдай нам иголку!

Сорока:

Не  дам, не отдам. 
Возьму я иголку 
Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:

Сорока, сорока, 
Отдай нам очки

Сорока:

Не  дам, не отдам. 
Я сама без очков, 
Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:

Сорока, сорока. 
Отдай нам звоночек.

Сорока:

Не  дам, не отдам. 
Возьму я звоночек. 
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши 
Ты у деток попроси. 
Все тебя они поймут. 
Всё что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Воспитатель:

Дети, что для этого нужно сороке? 
(Дети называют и приносят все предметы)

Сорока  благодарит и улетает.

 

 

Тема «Транспорт» «Чудесная коробка».

Программное содержание.

1 активизация  словаря. Дать представление о  внешнем виде транспортных средств  (машина, её части, поезд, самолёт,  пароход). Активизировать словарь  детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт) .

2. учить  составлять целое из частей.

3. Развивать  наблюдательность, учить устанавливать  простые связи между предметами  и явлениями, делать самостоятельные  выводы.

Оборудование. Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта.

Методические  указания.

1. Уровень.  Воспитатель по одной достаёт  игрушки из коробки. Вместе  с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.

2. Уровень.  Дети складывают изображения  транспорта из двух частей. 3. Уровень.  Дети отгадывают загадки о  транспорте.

Тема. «Зимующие птицы». «Покажи  правильно».

1Активизация  словаря. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички. воробей, глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт) .

2. Грамматика. Учить образовывать родительный падеж единственного числа существительных.

3. Связная  речь. Учить отвечать на вопросы  двусловным предложением.

4. Развивать  внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Методические  рекомендации.

1 уровень.  Взрослый показывает детям изображения  зимующих птиц, спрашивает, кого  из птиц узнали дети. просит  показать крылья, лапки, хвостик,  клюв у птиц, уточняя, что всё  это есть у всех птиц. Все  птицы машут крыльями, летают, прыгают  или ходят, клюют.

2 уровень.  Воспитатель убирает одну из  картинок и спрашивает: «Кто улетел? ». Дети отвечают: «Нет воробья»  и т. д.

3 уровень.  Дети отгадывают загадки о  птицах, выбирают изображения угаданной  птицы и показывают его другим  детям.

Тема «Домашние птицы» «Кто живёт во дворе? »

Программное содержание.

1. Активизация  словаря. Ввести в активный  словарь детей название домашних  птиц и птенцов: петух, курица  – цыплёнок, утка – утёнок, гусь  – гусёнок.

2. Грамматика. Учить образовывать ед. и мн. число  сущ. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.

3. Связная  речь. Побуждать отвечать на вопрос  двусловным предложением, используя  местоимение Я и глаголы, обозначающие  действия, изображённые на картинках.

Оборудование. Предметные картинки.

1 уровень.  Дети рассматривают картинки  с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирают каждой  птице птенцов. 2. уровень. от утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто  же убежал от курицы? Дети находят  картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.

3 уровень.  Дети рассматривают картинку  с изображением курицы и цыплёнка, воспитатель задаёт вопросы по  картинке: кто здесь нарисован?  Что делает цыплёнок? Догадайся,  что сказала курица цыплёнку, чтобы он заснул? (спи, что ответил цыплёнок? (я сплю) .

 

Дидактическая игра «Свойства предметов»

 

 

Перед вами игра для детей от 3-6 лет, которая поможет  малышам научиться различать  свойства предметов и находить предмет  по описанию.  
Перед началом игры вырежьте карточки, их должно получиться 72 штуки. Раздайте детям карточки с картинками поровну.  
Затем ведущий читает карточки со словами.  
Тот ребенок, у которого есть картинка, подходящая под описание, берет карточку себе и кладет ее на карточку с картинкой.  
Выигрывает тот, кто первым закроет свои карточки картинками.

 

Дидактическая игра лото «Обитатели морей»

Лото + разрезные  картинки всех обитателей морей.


Информация о работе Дидактические игры в детском саду