Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:54, контрольная работа
Понятие о методах воспитания
Метод воспитания (от греческого "методос" – путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.
Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. [2]
Метод нельзя рассматривать вне содержания воспитания, вне педагогической системы, в которой он применяется, вне особенностей отношений педагога с конкретной личностью школьника, с их группами и коллективами. Выбор и использование методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возрастом, индивидуально-типологических особенностей учащихся (в частности, с учетом акцентуации их характеров, возможных нервно-психических расстройств разной степени тяжести, даже патологий), уровнем воспитанности конкретных коллективов (классов).
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности.[4]
Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. Реализация конкретного метода на практике осуществляется через приемы воспитания.
Прием воспитания - составная часть, элемент, конкретное действие, отдельная операция в структуре метода. Материализация приемов воспитания на практике достигается через средства воспитания.
Средства воспитания - объекты материальной или духовной культуры, а также различные виды деятельности преднамеренно включенные в процесс воспитания для достижения поставленных воспитательных целей.
Основные средства обучения: слово, образ, деятельность. В структуру метода всегда входят приемы и средства воспитания. [5]
Методов воспитания и их различных модификаций накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, т.е. классификация.
Классификация - это выстроенная (сгруппированная) по определенному признаку (или группе признаков) система методов. В настоящее время наиболее удобной с точки зрения практики является классификация методов воспитания, предложенная Г.И.Щукиной, в которой выделены три группы методов по их месту в процессе воспитания:
1. методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
Классификация методов
воспитания
Метод воспитания (от греческого "методос"
– путь) - это способ реализации целей
воспитания. Методы воспитания являются
главными средствами, обеспечивающими
успешность решения задач каждого из компонентов
воспитательного процесса. Традиционно
методы воспитания рассматривают как
способы воздействия на сущностные сферы
человека с целью выработки у них заданных
целью воспитания качеств. Однако такое
понимание не соответствует нашему пониманию
воспитательного процесса, в основе которого
лежит субъектно-субъектный подход. Под
методами воспитания мы понимаем способы
взаимодействия педагогов и учащихся,
в процессе которого происходят изменения
в уровне развития качеств личности воспитанников.
Достижение целей воспитания осуществляется,
как правило, в процессе реализации совокупности
методов. Сочетание этих методов в каждом
случае адекватно поставленной цели и
уровню воспитанности детей. Каждый метод
реализуется различно в зависимости от
опыта педагога и его индивидуального
стиля профессиональной деятельности.
Задача совершенствования методов стоит
постоянно, и каждый воспитатель в меру
своих сил и возможностей ее решает, внося
в разработку общих методов свои частные
изменения, дополнения, соответствующие
конкретным условиям воспитательного
процесса.
Методов и особенно различных версий (модификаций)
в педагогической литературе указывается
так много, что разобраться в них, выбрать
адекватные целям и реальным обстоятельствам
помогали лишь их упорядочение, классификация.
Классификация методов - это выстроенная
по определенному признаку система методов.
Классификация помогает обнаружить в
методах общее и специфическое, существенное
и случайное, теоретическое и практическое
и тем самым способствует их осознанному
выбору, наиболее эффективному применению.
Опираясь на классификацию, педагог не
только ясно представляет себе систему
методов, но и лучше понимает назначение,
характерные признаки различных методов
и модификаций.
Отдельную классификацию можно составлять
по любому общему признаку. На практике
так и поступают, получая различные системы
методов. В современной педагогике известны
десятки классификаций, одни из которых
больше пригодны для решения практических
задач, а другие – представляют лишь теоретический
интерес. В большинстве систем методов
логические основания классификации выражены
нечетко. Этим объясняется тот факт, что
в практически значимых классификациях
за основу берется не одна, а несколько
важных и общих сторон метода.
Можно условно выделить группы методов
прямого и косвенного педагогического
влияния.
Методы прямого педагогического влияния
предполагают немедленную или отсроченную
реакцию ученика и его соответствующие
действия, направленные на самовоспитание.
Методы косвенного педагогического
влияния предполагают создание такой
ситуации, такую организацию
По характеру воздействия на учащегося
методы воспитания делят на убеждение,
упражнение, поощрение и наказание. В данном
случае общий признак "характер метода"
включает в себя направленность, применимость,
особенность и некоторые другие стороны
метода. К этой классификации тесно примыкает
другая система общих методов воспитания,
которая трактует характер методов более
обобщенно. Она включает в себя методы
убеждения, организации деятельности,
стимулирования поведения школьников.
В классификации И.С.Марьенко названы
такие группы методов воспитания, как
объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные,
методы приучения и упражнения, стимулирования,
торможения, руководства, самовоспитания.
В настоящее время наиболее распространенной
является классификация методов воспитания
И.Г.Щукиной на основе направленности
- интегративной характеристики, включающей
в себя в единстве целевую, содержательную
и процессуальную стороны методов воспитания.
Она выделяет три группы методов:
методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования (соревнование,
поощрение, наказание).
По нашему мнению, в педагогической литературе
произошла подмена понятий. Методами называют
часто формы воспитания (рассказ, беседа)
или совокупность методов (формирование
общественного мнения).
Методов на самом деле значительно меньше,
чем то количество, что сегодня перечисляется
в литературе. Воспитание можно уподобить
сочинению музыки. Различные мелодии,
даже самые сложные, сочиняются при помощи
только семи нот. При этом хорошая и плохая
музыка также получается при сочетании
этих же нот. Все зависит от профессионализма
и таланта композитора.
Основная задача педагога - помочь ребенку
в его развитии, и вся гуманистическая
педагогическая практика должна обеспечивать
развитие и совершенствование всех сущностных
человеческих сфер ребенка.
Мы считаем, что каждый метод воспитания
и соответствующий ему метод самовоспитания
отличаются один от другого тем, на какую
сущностную сферу человека они оказывают
доминирующее воздействие.
Интеллектуальная сфера
В процессе контакта с педагогом происходит
понимание воспитанником тех норм и правил
поведения, которые он должен сформировать
у себя. Трудно воспитать, выработать какое-либо
качество, не добившись прежде ясного
понимания его значения. Для формирования
взглядов, понятий, установок используются
методы убеждения и самоубеждения.
Убеждение предполагает логическое доказательство
какого-то понятия, нравственной позиции,
оценки происходящего. При этом на сознание
учащихся влияют не столько понятия и
суждения, сколько их доказательность.
Учащиеся, оценивая полученную информацию,
или утверждаются в своих взглядах, позициях,
или корректируют их.
Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся
формируют свою систему взглядов на мир,
общество, социальные отношения. Внешние
воздействия со стороны педагога превращаются
во внутренний процесс, что приводит к
сформированности мировоззрения.
Убеждение как метод в воспитательном
процессе реализуется через различные
формы, в частности сегодня используются
отрывки из различных литературных произведений,
исторические аналогии, библейские притчи,
басни. Рядом ученых создаются хрестоматии,
в которых собран материал для нравственного
просвещения учащихся. Метод убеждения
используется также при проведении разнообразных
дискуссий.
Для реализации метода убеждения педагогу
важно знать мнение детей по обсуждаемому
вопросу, а также факты и явления, которые
их волнуют. Применяя метод убеждения,
педагог должен быть уверен, что у детей
достаточно знаний для логических рассуждений
о предмете убеждения.
Самоубеждение – это метод самовоспитания
учащихся, который предполагает, что дети
осознанно, самостоятельно, в поиске решения
какой-либо социальной проблемы формируют
у себя комплекс взглядов на эту проблему.
В основе этого формирования – логические
доказательства, схему которых составил
сам ребенок.
Мотивационная сфера включает всю совокупность
потребностей, мотивов и целей человека,
которые формируются и развиваются в течение
всей его жизни.
Стимулирование – метод, в основе которого
лежит формирование у учащихся побуждений
деятельности, т.е. определенных мотиваций.
В педагогике в качестве стимулирования
распространены такие компоненты метода
стимулирования, как поощрение и наказание.
Поощрением - называют выражение положительной
оценки действий воспитанников. Оно закрепляет
положительные навыки и привычки. Действие
поощрения предполагает возбуждение позитивных
эмоций, вселяет уверенность. Поощрение
может проявляться в различных вариантах:
одобрение, похвала, благодарность, предоставление
почетных прав, награждение. Несмотря
на кажущуюся простоту, поощрение требует
тщательной дозировки и осторожности,
так как неумение использовать этот метод
может принести вред воспитанию.
Поощрение должно быть естественным следствием
поступка ученика, а не следствием его
стремления получить поощрение. Важно,
чтобы поощрение не противопоставляло
учащегося остальным членам коллектива.
Оно должно быть справедливым и, как правило,
согласованным с мнением коллектива. При
использовании поощрения необходимо учитывать
индивидуальные качества поощряемого.
Наказание – это компонент педагогического
стимулирования, применение которого
должно предупреждать нежелательные поступки
учащихся, тормозить их, вызывать чувство
вины перед собой и другими людьми.
Известны следующие виды наказания: наложение
дополнительных обязанностей; лишение
или ограничение определенных прав; выражение
морального порицания, осуждения. Перечисленное
может реализоваться в различных формах:
по логике естественных последствий, наказания-экспромты,
традиционные наказания.
Наказание должно быть справедливым, тщательно
продуманным и ни в коем случае не должно
унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий
метод. Ошибку педагога в наказании исправить
значительно труднее, чем в любом другом
случае, поэтому нельзя торопиться наказывать
до тех пор, пока нет полной уверенности
в справедливости наказания и его позитивном
влиянии на поведение ученика.
Нельзя дать каких-либо общих рецептов
в решении вопроса о наказании, так как
каждый поступок всегда индивидуален.
В зависимости от того, кем он совершен,
при каких обстоятельствах, каковы причины,
побудившие его совершить, наказание может
быть очень различным.
Поощрение и наказание формируют у учащихся
умение правильно оценивать свое поведение.
Самооценка способствует самостимулированию
поступков детей. В процессе самооценки
они определяют необходимость изменений
своего поведения. При этом возможно использование
учащимися таких средств самовоспитания,
как самопоощрение, самонаказание (самоограничение).
Эмоциональная сфера предполагает формирование
у ребенка необходимых навыков в управлении
своими эмоциями, обучение его управлению
конкретными чувствами (гнев, беспокойство,
обида, зависть, эмпатия, стыд, гордость,
страх, жалость, любовь и др.), пониманию
своих эмоциональных состояний и причин,
их порождающих.
Методом, оказывающим доминирующее влияние
на эмоциональную сферу ребенка, является
внушение.
Как правило, метод убеждения, применяемый
педагогом, постоянно сочетается с методом
внушения.
Внушение – это эмоционально окрашенное
воздействие на ребенка с целью создания
у него определенного состояние или побуждения
к определенным действиям. По образному
выражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие
от убеждения, входит в сознание человека
не с парадного входа, а как бы с заднего
крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать
– это значит воздействовать на чувства,
а через них на ум и волю человека.
Внушение опирается на имеющиеся
у ребенка потребности, стремления.
Этот метод в педагогической практике
используется достаточно широко. Применение
метода внушения способствует формированию
чувств, эмоционального переживания
требуемого поведения. Если ученики
остаются безразличны к педагогическому
воздействию, то, как известно, процесс
медленно и редко достигает намеченной
цели.
При использовании метода внушения большое
значение имеет личность внушающего: его
вера, компетентность, привлекательность,
авторитетность. Учитывая, что сам социальный
статус учителя является достаточно авторитетным
для учеников, во многих ситуациях каждое
его высказывание ученики воспринимают
как истину. Это во многом зависит от эмоциональности
педагога, наличия у него способности
вызвать эмоциональное переживание учеников.
Внушение может осуществляться как речевыми
средствами (слово, интонация, пауза), так
и неречевыми (мимика, пантомимика, жесты,
окружающая обстановка и т.п.). Эффективной
реализации метода способствует использование
художественных образов, музыки.
Ребенок, особенно маленький, далеко не
всегда может понять и осознать смысл
правил и норм поведения. В этих случаях
метод внушения оказывается просто незаменимым.
Воспитатель создает эмоционально-значимую
ситуацию воздействия на чувства ребенка.
Он внушает ребенку, как красив человек,
когда он выполняет правила поведения.
Дети по своей природе очень внушаемы,
поэтому процесс внушения часто продолжается
процессом самовнушения. Ребенок, попадая
в аналогичную ситуацию, пытается сам
себе внушить тот или иной способ поведения,
как бы задавая себе вопрос: "Что бы
мне сказали в этой ситуации учитель или
родители?"
Волевая сфера характеризуется осознанной
постановкой человеком цели, сверхзадачи.
Человеку с развитой волей присущи целеустремленность,
преодоление внешних и внутренних препятствий,
преодоление мышечного и нервного напряжения,
самообладание, инициатива.
Для развития волевой сферы учителю необходимо
предусмотреть: развитие у детей инициативы,
уверенности в своих силах; развитие настойчивости,
умения преодолевать трудности для достижения
намеченной цели; формирование умения
владеть собой (выдержка, самообладание);
совершенствование навыков самостоятельного
поведения; обучение знаниям, как действовать,
как планировать деятельность, как ее
осуществлять и вести контроль без посторонней
помощи и т.д. Доминирующее влияние на
формирование волевой сферы может оказать
использование метода требования.
Требование – это метод воспитания, с
помощью которого нормы поведения, выражаясь
в личных отношениях, вызывают, стимулируют
или тормозят определенную деятельность
воспитанника и проявление у него определенных
качеств.
По форме предъявления различаются
прямые и косвенные требования. Для
прямого требования характерны императивность,
определенность, конкретность, точность,
понятные воспитанникам формулировки,
не допускающие двух различных толкований.
Предъявляется требование в решительном
тоне, причем возможна целая гамма
оттенков, которые выражаются интонацией,
силой голоса, мимикой.
Косвенное требование (совет, просьба,
намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается
от прямого тем, что стимулом действия
становится уже не столько само требование,
сколько вызванные им психологические
факторы: переживания, интересы, стремления
воспитанников. Среди наиболее употребительных
форм косвенного требования выделяются
такие.
Требование-совет. Это апелляция к сознанию
воспитанника, убеждение его в целесообразности,
полезности, необходимости рекомендуемых
педагогом действий. Совет будет принят,
когда воспитанник видит в своем наставнике
старшего, более опытного товарища, авторитет
которого признан и мнением которого он
дорожит.
Требование в игровом оформлении (требование-игра).
Опытные педагоги используют присущее
детям стремление к игре для предъявления
самых разнообразных требований. Игры
доставляют детям удовольствие, а вместе
с ними незаметно выполняются и требования.
Это наиболее гуманная и эффективная форма
предъявления требования, предполагающая,
однако, высокий уровень профессионального
мастерства.
Среди косвенных требований выделяется
и требование доверием. Когда между воспитанниками
и педагогами складываются дружеские
отношения, доверие проявляется как естественное
отношение уважающих друг друга сторон.
В ряде случаев эффективным оказывается
требование-просьба. В хорошо организованном
коллективе просьба становится одним
из наиболее употребляемых средств воздействия.
Она основывается на возникновении товарищеских
отношений между педагогами и воспитанниками.
Сама просьба - форма проявления сотрудничества,
взаимного доверия и уважения.
К этой форме требования близка следующая
– требование-намек, которое успешно применяется
опытными педагогами в работе со старшеклассниками
и в ряде случаев почти всегда превосходит
по эффективности прямое требование.
Существует и требование-одобрение. Вовремя
высказанное педагогом, оно действует
как сильный стимул. В практике мастеров
педагогического труда одобрение принимает
различные, но всегда целесообразные формы.
Требования вызывают положительную, отрицательную
или нейтральную (безразличную) реакцию
воспитанников. В этой связи выделяются
позитивные и негативные требования. Прямые
приказания большей частью негативны,
так как почти всегда вызывают отрицательную
реакцию воспитанников. К негативным косвенным
требованиям относятся осуждения и угрозы.
Они обычно рождают лицемерие, двойственную
мораль, формируют внешнюю покорность
при внутреннем сопротивлении.