Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:54, контрольная работа
Понятие о методах воспитания
Метод воспитания (от греческого "методос" – путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.
Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. [2]
Метод нельзя рассматривать вне содержания воспитания, вне педагогической системы, в которой он применяется, вне особенностей отношений педагога с конкретной личностью школьника, с их группами и коллективами. Выбор и использование методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возрастом, индивидуально-типологических особенностей учащихся (в частности, с учетом акцентуации их характеров, возможных нервно-психических расстройств разной степени тяжести, даже патологий), уровнем воспитанности конкретных коллективов (классов).
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности.[4]
Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. Реализация конкретного метода на практике осуществляется через приемы воспитания.
Прием воспитания - составная часть, элемент, конкретное действие, отдельная операция в структуре метода. Материализация приемов воспитания на практике достигается через средства воспитания.
Средства воспитания - объекты материальной или духовной культуры, а также различные виды деятельности преднамеренно включенные в процесс воспитания для достижения поставленных воспитательных целей.
Основные средства обучения: слово, образ, деятельность. В структуру метода всегда входят приемы и средства воспитания. [5]
Методов воспитания и их различных модификаций накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, т.е. классификация.
Классификация - это выстроенная (сгруппированная) по определенному признаку (или группе признаков) система методов. В настоящее время наиболее удобной с точки зрения практики является классификация методов воспитания, предложенная Г.И.Щукиной, в которой выделены три группы методов по их месту в процессе воспитания:
1. методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
По способу предъявления различают
непосредственное и опосредованное
требование. Требование, с помощью
которого воспитатель сам добивается
от воспитанника нужного поведения,
называется непосредственным. Требования
воспитанников друг к другу, "организованные"
воспитателем, – опосредованные требования.
Они вызывают не простое действие
отдельного воспитанника, а цепочку
действий - последующие требования
к товарищам.
Приучение – это разновидность педагогического
требования. Его применяют тогда, когда
необходимо быстро и на высоком уровне
сформировать необходимое качество. Нередко
приучение сопровождается болезненными
процессами, вызывает недовольство. На
жестком приучении основываются все казарменные
системы воспитания, например, армейская,
где этот метод сочетается с наказанием.
Использование приучения в гуманистических
системах воспитания обосновывается тем,
что некоторое насилие, неизбежно присутствующее
в нем, направлено на благо самого человека,
и это единственное насилие, которое может
быть оправдано. Гуманистическая педагогика
выступает против жесткого приучения,
противоречащего правам человека и напоминающим
дрессировку, и требует по возможности
смягчения этого метода и использования
его в комплексе с другими, прежде всего
игровыми.
Требование существенно влияет на процесс
самовоспитания человека, и следствием
его реализации являются упражнения –
многократные выполнения требуемых действий:
доведение их до автоматизма. Результат
упражнений - устойчивые качества личности
– навыки и привычки. Этим качествам в
жизни человека принадлежит важная роль.
Если бы человек не имел способности к
образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский,
то он не смог бы продвинуться ни на одну
ступень в своем развитии. Использование
упражнения признается успешным, когда
воспитанник проявляет устойчивые качества
во всех противоречивых жизненных ситуациях.
Чтобы сформировать устойчивые навыки
и привычки, надо начинать упражнения
как можно раньше, ибо чем моложе организм,
тем быстрее укореняются в нем привычки
(К.Д. Ушинский). Привыкнув, человек умело
управляет своими чувствами, тормозит
свои желания, если они мешают выполнять
определенные обязанности, контролирует
свои действия, правильно их оценивает
с позиций интересов других людей. Выдержка,
навыки самоконтроля, организованность,
дисциплина, культура общения – качества,
которые основываются на сформированных
воспитанием привычках.
Сфера саморегуляции характеризуется
прежде всего свободой выбора целей и
средств их достижения, осознанностью
их выбора; совестливостью, самокритичностью,
разносторонностью и осмысленностью действий;
умением соотносить свое поведение с действиями
других людей; добропорядочностью, оптимистичностью
и др.
Для развития и совершенствования
сферы саморегуляции необходимо предусмотреть
формирование у детей навыков психических
и физических саморегуляций, развитие
навыков анализа жизненных ситуаций, обучение
детей навыкам осознания своего поведения
и состояния других людей, формирование
навыков честного отношения к самим себе
и другим людям.
Доминирующее воздействие на формирование
сферы саморегуляции может оказать метод
коррекции поведения. Он направлен на
то, чтобы создать условия, при которых
ребенок внесет изменения в свои отношения
с товарищами, педагогами, изменит направленность
своего поступка.
Такая коррекция осуществляется педагогом
по-разному и прежде всего на основе сопоставления
поступка учащихся с общепринятыми нормами,
анализа последствий поступка, уточнения
целей деятельности. В качестве модификации
этого метода можно рассматривать пример.
Его воздействие основывается на известной
закономерности: явления, воспринимаемые
зрением, быстро и без труда запечатлеваются
в сознании, потому что не требуют ни раскодирования,
ни перекодирования, в котором нуждается
любое речевое воздействие, поэтому пример
– наиболее короткий путь к коррекции
поведения учащихся.
Но коррекция невозможна без самокоррекции.
Опираясь на идеал, пример, сложившиеся
нормы, ребенок сам изменяет поведение
и регулирует свои поступки, что можно
назвать саморегулированием.
Предметно-практическая сфера включает
в себя способности, поступки, умения учащихся
в различных видах деятельности и общении.
Здесь нужно исходить из необходимости
развития у детей качеств, помогающих
человеку реализовать себя и как существо
сугубо общественное, и как неповторимую
индивидуальность.
Метод организации деятельности и поведения
воспитанников в специально созданных
условиях сокращенно называют методом
воспитывающих ситуаций.
Выделим несколько важных моментов, обязательных
для успешного применения воспитывающих
ситуаций. Ситуации не должны быть надуманными.
Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями
и сложностями. Какими должны быть воспитывающие
ситуации? Прежде всего это те, в процессе
которых ребенок сам решает какую-либо
проблему. Это может быть проблема нравственного
выбора, проблема способа организации
деятельности, проблема выбора социальной
роли и др.
Воспитатель умышленно создает лишь условия
для возникновения ситуации, а сама ситуация
должна быть естественной. Ситуации могут
быть самые разные в процессе включения
ребенка в деятельность, общение, игру.
Это может быть проиллюстрировано на примере
организации так называемых ситуаций
"непринужденной принудительности"
.Смысл их в том, что школьникам предъявляется
"нравственный образец", пример правильного
поведения, и создаются условия, побуждающие
их к аналогичному поведению. На первый
взгляд механизмы ситуации "непринужденной
принудительности" просты: привлечь
внимание воспитанников к поведению того
или иного их сверстника или показать
личный пример определенного поведения
и поощрять малейшие положительные сдвиги.
Однако простота эта кажущаяся,
ибо поведение, привлекательное
с точки зрения воспитателя, может
оказаться не таким уж привлекательным
с точки зрения отдельных воспитанников,
а поощрение такого поведения
может вызвать прямой их протест,
что надо предугадать, побуждая детей
к тому или иному типу поведения, сделать
рекомендуемое поведение привлекательным.
Когда ситуации создают проблему для ребенка,
возникает возможность социальной пробы
(испытания) как средства самовоспитания.
Социальные пробы охватывают все сферы
жизни человека и большинство его социальных
связей. В процессе включения в эти сферы
у детей формируется определенная социальная
позиция и социальная ответственность,
которые и являются основой для их дальнейшего
вхождения в социальную среду.
Соревнование является модификацией метода
воспитывающих ситуаций и способствует
формированию качеств конкурентоспособной
личности. Этот метод опирается на естественные
потребности ребенка к лидерству, соперничеству.
В процессе соревнования ребенок достигает
определенного успеха в отношениях с товарищами,
приобретает новый социальный статус.
Соревнование может быть организовано
педагогом и может возникнуть стихийно.
И в том и в другом случае воспитатель
осуществляет регулятивные действия.
В первом случае педагог сам или совместно
с учащимися определяет цели и задачи
соревнования, составляет программу, разрабатывает
критерии оценок, создает условия для
проведения соревнования, награждения
победителей. Критерии оценок должны быть
простыми и понятными для всех участников.
Цель соревнования для ребенка – быть
первым. В соревновании бывают победители
и проигравшие. Эмоциональное переживание
победы и поражения учеником может стать
элементом социального закаливания.
Соревнование побуждает не только актуальную
активность ребенка, вызванную сиюминутными
переживаниями, но и формирует у него способность
к самоактивизации, которую можно рассматривать
как элемент самовоспитания. Учащийся
стремится стать лидером не только в определенной
ситуации, при этом он сам выступает в
качестве субъекта стимулирования своей
активности, реализуя свою готовность
к различным видам деятельности.
Экзистенциальная сфера характеризуется
умением человека управлять своими физическими
и психическими состояниями, умением удерживать
их на должном уровне, гармонией чувств
и поступков, слова и дела, чувств и общения
и др. Необходимо "выработать в человеке
сознательное отношение к своим действиям,
ограничить произвол их и развить в человеке
стремление к совершенствованию; заботиться
как о красоте тела, так и о красоте речи
и самостоятельности в проявлении мысли"
(П.Ф.Лесгафт); сформировать умение владеть
своими потребностями, умение управлять
собой.
Включение учащихся в систему новых для
них отношений способствует самопознанию
детей, определению своей позиции и способа
адекватного поведения в различных ситуациях,
стимулирует самоанализ и вариативное
проектирование своего поведения.
Доминирующим методом, влияющим на экзистенциональную
сферу, является анализ деятельности и
общения ребенка.
Анализ педагог может проводить как с
одним учеником, так и с группой. В этом
случае группа анализирует свое состояние
и определяет возможные совместные действия.
Анализ, проводимый педагогом как с отдельным
учеником, так и с группой, направлен прежде
всего на создание условий для реализации
ребенком такого метода самовоспитания,
как рефлексия.
Понятие рефлексия возникло в философии;
оно означает процесс размышления индивида
о происходящем в его собственном сознании.
Рефлексия предполагает не только познание
человеком самого себя в определенной
ситуации или в определенный период, но
и выяснение отношений к себе окружающих,
а также выработку представлений об изменениях,
которые могут произойти.
Именно в процессе рефлексии и осуществляется
важный акт самовоспитания – создается
программа саморазвития. Программирование
саморазвития – это волевой акт человека,
который позволяет ему добиваться наибольших
успехов в самосовершенствовании. Педагог,
организуя рефлексию, должен стремиться
к тому, чтобы учащиеся рассматривали
ее как этап в собственном развитии. Взаимосвязь
развития существующих сфер человека
и влияния на них методов воспитания представлено
в схеме (см. далее).
Таким образом, рассмотренная нами совокупность
методов предполагает, что субъектом воспитания
в итоге должен стать сам учащийся.