Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:38, реферат
Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях получение высшего образования для большинства молодежи стало насущной необходимостью.
Введение
1. Показатели качества образования
2. Контроль за повышением качества вузовской подготовки
3. Достоинства и недостатки Болонского процесса
Заключение
Список использованных источников
Новые
требования общества к выпускникам
системы образования, обусловленные
развитием науки и
Международные
организации ЮНЕСКО и Совет Европы
разработали теоретические
• наличие национального
• внутреннюю самооценку (самоаттестацию) и внутренний аудит;
• оценку внешних экспертов и посещение учебных заведений (внешний аудит);
• систематическую публикацию отчетов о качестве.
Механизмом реализации такой модели служит вузовская СМК.
Основная
цель ее создания – обеспечение
условий, необходимых для перевода
механизма управления научно-образовательной
системой вуза в состояние, адекватное
по своим результатам современным
требованиям к качеству подготовки
специалистов, обеспечивающее стабильное
повышение качества образования
и способствующее формированию у
потребителей доверия к профессиональным
качествам выпускников в
Реализация основной цели направлена на следующее:
• содействие эффективному
• защиту прав обучающихся
на получение образования,
• защиту общества от
• непрерывное повышение качества образования;
• обеспечение преемственности
требований к качеству в
• предоставление студентам,
профессорско-
• совершенствование системы аттестации выпускников вуза.
Для
функционирования СМК необходимы системы
внутреннего и внешнего аудита. Внутренний
аудит – это регламентированная
внутренними документами
Система
мониторинга качества образования
в вузе должна охватывать все аспекты
характеристик качества процесса и
результатов образования. Она предназначена
не только для накопления данных о
качестве образования, но и для проведения
различных видов анализа оценок
по показателям качества, обеспечивая
внутренние потребности учебного заведения
и поддерживая оперативный
Вузовская система мониторинга качества образования предполагает формирование единых требований к системе доступа, ввода, хранения и представления результатов контроля подготовленности студентов, создание общевузовского банка оценочных средств и специализированной системы управления банком, обеспечение возможности интерактивного обмена информацией с пользователями (администрацией университета, преподавателями и студентами) в рамках полномочий, определяемых персональными уровнями доступа. Интегрированная в единое информационное пространство вуза, система мониторинга качества образования позволит всем участникам образовательного процесса повысить эффективность своей деятельности и обеспечит непрерывность процессов совершенствования качества образования.
Основные функциональные задачи, решаемые с помощью системы мониторинга качества образования, следующие:
• развитие системы
• информационное обеспечение контроля и аттестации студентов;
• информационное обеспечение
системы принятия
• сбор и хранение
• выдача информации
• построение шкал результатов оценивания;
• авторизация доступа к
• анализ тенденций и
• обеспечение данных о
• обработка и представление
обобщенных результатов
Для
обеспечения доступа
Системы непрерывного высшего образования в Украине не существует. Как и в большинстве постсоветских государств, наука (особенно фундаментальная) традиционно остается прерогативой национальных Академий наук, дистанцирована от учебного процесса в вузах. То же самое можно сказать и о подготовке специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. В мире, как известно, наиболее эффективной признана непрерывная система, которая предполагает подготовку докторов наук в вузах, а не через Высшую аттестационную комиссию (ВАК). Перехода к такой системе требует и Болонский процесс, в котором предусмотрено обеспечение неразрывной связи двух этапов - бакалаврата (3 года обучения) и магистратуры (2 года обучения). При этом первый этап должен полностью предоставлять доступ ко второму этапу, который, в свою очередь, дает право продолжить последипломное образование и получить степень доктора наук (доктора философии), эквивалентом которого в Украине является степень кандидата наук.
Таким образом, уже сейчас можно видеть сложности перехода Украины на европейские схемы и критерии. Наша система академических степеней довольно прочно укоренилась, несмотря на то, что она не способствует, а наоборот, тормозит развитие науки: аспиранты три или пять лет пишут кандидатскую, потом десять лет докторскую диссертацию, тема которой в условиях бурного научно-технического развития в мире к моменту защиты утрачивает свою актуальность, безнадежно устаревает и никоим образом не дает стимула к развитию науки в стране. Бакалаврат и магистратура в Украине - академические понятия, лишь ступень к дальнейшей научной карьере. Согласно Болонскому процессу предполагается, что бакалавр или магистр - практические специалисты с дипломами, признаваемыми на мировом рынке труда.
Кроме
того, очень сложным, с точки зрения
практической реализации, требованием
является обеспечение адекватной квалификации
бакалавра. Дело в том, что специалисты
уверены: даже при четырехлетнем
обучении предоставить достаточные
возможности для профильной и
практической подготовки бакалавра
нелегко. Болонский процесс
Должна измениться и традиционная система оценок. Сейчас в зачетках студентов их четыре вида, от «неудовлетворительно» до «отлично», причем неудовлетворительные оценки в большинстве случаев требуют пересдачи экзамена до положительного результата. И хотя формально принята пятибалльная система, фактически используются три положительные оценки. В будущем планируется более совершенная система оценки знаний: «неудовлетворительно», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично» и «очень хорошо».
Нельзя забывать и о параллельной реформе средней школы. В Европе никому не приходит в голову учить иностранный язык в университете, потому что в средней школе учащиеся осваивают, как минимум, два иностранных языка. При необходимости студент выбирает еще один язык для обучения в университете, если он нужен для специализации, исследования. Нам тоже нужно стремиться к тому, чтобы человек приходил в университет из школы с двумя иностранными языками, иначе учебная программа высшей школы будет перегружена, а обучение студентов ограничено отечественными источниками информации, и тогда мобильность студентов в европейском пространстве недостижима.
Особенно масштабной реформой в системе высшей школы является внедрение академических кредитов аналогично ЕСТS. Университеты Европы имеют разные схемы кредитных систем. И хотя во многих университетах Украины введены схемы оценивания достижений студента (модульно-рейтинговая, рейтинговая), однако привязки к ЕСТS все еще нет. Наша задача сегодня - разработать принципы построения учебного процесса, адекватные европейским. С этой целью Министерство образования и науки начало эксперимент по внедрению новой модели кредитно-модульной системы, о желании взять в нем участие заявили около пятидесяти университетов, в том числе главный медицинский вуз страны - НМУ им. А.А. Богомольца.
Для
полного включения в Болонский
процесс недостаточно формального
внедрения его принципов. Одной
из главных задач представляется
обеспечение прозрачного и
Информация о работе Достоинства и недостатки Болонского процесса