Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:24, доклад
На рубеже XX–XXI веков произошли глобальные социальные преобразования в современном мире и в России, которые породили огромное число проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоциональное и физическое напряжение человека. Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, расширению контактов, миграционным процессам человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он изменил и в котором сам изменился. Все это проявляется на разных уровнях существования человека – физиологическом, психологическом, социальном, что отражается в перестройке ментальности, смене целей, ценностей, ориентаций индивидов .
Диаграмма 4
Структура социального
самоопределения современных
Далее было проведено изучение представлений молодежи об идеале и кумире. Прежде чем провести анализ полученных данных, необходимо разграничить эти понятия.
Идеал (в переводе с греческого — идеальный образ, идея) определяет способ мыслей человека, его действия, пробуждает стремление к лучшему, к совершенству. Человек ставит перед собой цель и старается ее достичь, при этом тренируется его воля, закаляется характер. Наличие идеала, как твердой веры в правду, справедливость, добро, нередко помогало людям выжить в безвыходных, казалось бы, ситуациях. Идеал — это всегда воплощение чего-то высокого, светлого. Во многом это понятие является синонимом понятия «прекрасное». Гегель считал его образом человеческого духа, вечно развивающегося, преодолевающего противоречия, свои «отчужденные» состояния. Осуществление идеалов человечества он связывал с установлением «царства прекрасной индивидуальности». Человеком с настоящим характером, по его мнению, является тот, кто «...ставит себе существенно содержательные цели и ... твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них». Если у человека нет высокой цели, он ничего не делает, ни к чему не стремится, и вся его жизнь превращается в бессмысленное и бесполезное существование.
Совсем другое содержание несет в себе понятие кумир, или идол (в переводе с греческого — образ, подобие). Кумиром называется предмет слепого, безрассудного поклонения. Издревле им считалось некое божество, тотем, иногда это было изображение или какая-то принадлежность этого божества. Идолам поклонялись, им приносили жертвы, для них совершались обряды, иногда — жестокие и бесчеловечные. Поклонявшиеся не думали о том, что и для чего они делают, их действия были лишены всякого смысла. Разум таких людей постепенно затмевался, кроме слепого почитания в их жизни не существовало ничего. В настоящее время также существуют идолы, или кумиры, которыми зачастую становятся известные личности, звезды кино или эстрады. Во многом этому процессу способствуют СМИ, пропагандируя среди молодежи соответствующий образ жизни. Часто люди, фанатично одержимые предметом своего обожания, совершают безрассудные, недоступные пониманию и не подчиняющиеся никакой логике поступки. Они покупают за немыслимо высокие цены изображения своих кумиров, предметы, когда-то им принадлежавшие — одежду, обувь и тому подобное. Они появляются в местах, где могут встретить своих «идолов», для того только, чтобы увидеть, прикоснуться к ним или вещам, окружавших их. На концертах звезд фанаты устаивают драки, стремясь попасть поближе к предмету обожания. Некоторые доходят в своем безумстве до того, что режут себе вены, лишают себя жизни «во имя своего кумира». Таким образом, если идеал — это высокая светлая цель, которая ведет человека по пути развития и совершенствования, то кумир — это «болезнь», поражающая разум и приводящая к деградации. Стараясь достичь идеала, человек познает окружающий мир, старается больше узнать, большему научиться, чтобы приблизиться к желаемой цели. Когда же люди подчинены влиянию кумиров, то не развивают себя, а лишь слепо следуют за своим «божеством», совершая бездумные автоматические действия.
У обучающихся средней школы кумирами, на которых хотели бы быть похожими, являются актеры, певцы (27%), футболисты (5%), учитель физкультуры (7%), родители (7%), уличная компания (5%), хакеры (2%), никто (47%), причем 7% из них указывают на то, что им не нужно быть на кого-то похожими.
Диаграмма 5
Представления о кумире современных подростков
Идеалами для подростков средней школы являются: родные -30%, друзья – 7%, знаменитости – 16%, «Я» - 9%, президент РФ – 2%, никто – 37%.
Диаграмма 6
Представления об идеале у современных подростков
Школьникам присуще следующее:
Школьники нацелены в
будущем на решение прагматических
задач, связанных с «добыванием»
денег. «Приземленность», прагматизм жизни
связывается с деньгами и составляет
одну из главных компонентов
В целом можно отметить, что на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация – стремление к материально-обеспеченной жизни, иногда не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму.
Значительные изменения претерпел идеал как связующее звено мироощущения и социального самоопределения. Значительная часть молодежи не выделяют идеала в своей жизни, некоторые оценивают субстанцию «идеал» как насилие над личностью и предпочитает прожить без идеала вообще. Несколько подростков (9%) считают, что они сами и являются идеалом для них самих. У некоторых молодых людей (около 10%) представления об идеале размыты до фрагментарных позиций, либо сформирован в виде нереального абстрактного образа. Однако около 54 % молодых людей в средней школе определились со своим идеалом, осознанно выбрав объект для подражания. Можно отметить широкий спектр оснований (критериев) для подражания. Среди них более всего представлены отечественные и зарубежные певцы, актеры, шоумены; воспитатели и учителя (в основном физкультурники); спортсмены; политики (В.В. Путин, Д.А. Медведев).
Таким образом, структура представлений об идеалах хотя во многом и отражает направления современных СМИ, тем не менее, есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов.
Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий формирования духовно-нравственных основ оптимального мироощущения и социального самоопределения современных подростков
На основе анализа литературы по проблеме мироощущения и социального самоопределения подростков и по итогам проведения социально-психологического исследования были составлены рекомендации по возможной коррекции социализации личности подростков:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование духовно-
В рамках проведенного социально-психологического
исследования мироощущения и социального
самоопределения современных
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме и результаты проведенного социально-психологического исследования, можно сделать следующие выводы:
1. представления о
феномене «свобода» в
2. удовлетворенность
жизнью подростков также
3. духовно-нравственные
и потребительские аспекты
4. структура представлений об идеалах и кумирах во многом отражает направления современных СМИ, тем не менее, есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов;
5. на смену преобладания
духовных ценностей,
6. в структуре мироощущения современных подростков и юношей не просматривается осознанной связи между жизненной перспективой и собственными возможностями для ее реализации. Достаточно легко приписывается себе удел «успешной личности» в будущем не только индивидами с высоким психологическим статусом, но и школьниками с проблемами в учебе, общении, поведении;
7. уровень личностного
развития всех школьников по
важнейшим признакам
8. среда и социальное
окружение оказывают
На основе сопоставления различных социальных сред и социальных ситуаций были выявлены общие тенденции изменения мироощущения и социального самоопределения (позитивные и негативные) у подростков и юношей в современной изменяющейся России.
Выдвинутая в качестве рабочей гипотеза о том, что мироощущение и социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами:
А) нравственной зрелостью личности подростка;
Б) воспитательными возможностями социальной среды проживания;
В) уровнем социально-
нашла свое подтверждение.
Приложение 1
Опросник для определения критериев мироощущения и социального самоопределения подростков.
Авторы: И.В. Дубровина,
Инструкция:
Уважаемые школьники! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы (в листе ответов рядом с пунктом напишите свое мнение на поставленный вопрос).
Приложение 2
Опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению
Авторы: Л.И. Акатов, А.С. Чернышев
Уважаемые школьники! Просим высказать свое мнение о школе, о вашем самочувствии в школьной жизни, что важно для определения пути прогресса вашей школы и вашего развития. Для этого надо ответить на предлагаемые вопросы (в листе ответов выпишите тот пункт, с которым вы согласны, или напишите свой вариант ответа).
Класс _________________ Пол _______ (м/ж)
а) да;
б) не всегда;
в) трудно сказать;
г) по отдельным предметам;
д) вообще-то дело плохо.
2. Нравится ли тебе учиться?
а) нравится узнавать новое, развивать творческие способности;
б) не знаю, нравится или нет, учусь потому, что так надо всем;