Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2011 в 23:08, контрольная работа
Воспитание человека как носителя нравственности приобретает особую актуальность в связи со все более усиливающейся технократизацией общества в целом, прагматизацией социального бытия людей, снижением уровня нравственных барьеров (запретов), экологическим неблагополучием Земли и многими другими причинами.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Воспитание
человека как носителя нравственности
приобретает особую актуальность в связи
со все более усиливающейся технократизацией
общества в целом, прагматизацией социального
бытия людей, снижением уровня нравственных
барьеров (запретов), экологическим неблагополучием
Земли и многими другими причинами.
Эта ситуация усугубляется растянутостью
и неопределенностью общественного реформирования,
ломкой сложившихся смысловых и ценностных
ориентации, отсутствием общественных
ценностей, нарушением моральных норм.
Отсюда, прежде всего, ставится задача
воспитания современного поколения в
духе активного созидательного труда,
соблюдения и гармонизации интересов
общества и личности, развития духовности
человека, сохранения его физического
и нравственного здоровья.
Государство поставило перед школой задачу
воспитания нравственной, деятельной
личности, способной решать разноуровневые
задачи, особенно в
период социально-экономических, политических
и духовных преобразований, происходящих
в настоящее время в нашей стране. Ведущая
роль в этом процессе принадлежит воспитанию
как целенаправленному планомерному процессу,
включающему разносторонние воспитательные
воздействия на личность, являющуюся и
объектом и субъектом воспитания (Н.В.
Бордовская, А.А. Реан, 2001; Б.Г. Лихачев,
1988; Н.К. Степаненков, 2001; Н.Ф. Харламов,
1998 и др.)
Среди современных проблем воспитания
наиболее острой является проблема нравственного
воспитания. Это обусловлено разрушением
привычной политической и социальной
системы государства, его экономики; ростом
преступности, насилия, проявлений жестокости,
эгоизма и нравст-1 венной распущенности.
В условиях перехода на рыночную основу
хозяйствования изменяются формы социокультурной
ориентации людей, основания их мировоззренческого
и нравственного выбора. Нередко привычные
нравственные нормы входят в противоречие
с социальной действительностью. Подобные
процессы оказывают негативное влияние
на общественную моральную систему духовно-нравственных
ценностей. Все это деструктивно действует,
в первую очередь, на сознание школьников.
Эти проблемные вопросы нашли отражение
в Федеральной программе развития образования
в РФ (ФЗ №51 от 2000 г.). В ней подчеркивается,
что судьба подрастающего поколения в
значительной мере зависит от восстановления
и устойчивого функционирования системы
воспитания, определяющей нравственные
ориентиры на подлинные, а не мнимые жизненные
ценности,
формирующей гражданственность и патриотизм.
В этих условиях нравственное воспитание
выступает ключевым звеном процесса формирования
личности, способствующим полноценному
ее раскрытию, при котором школьник адекватно
осознает обязанности перед обществом.
Духовно-нравственное воспитание молодежи
Проблема
духовности и нравственности имеет
в научной психологической
Состояние современного российского общества
требует не только изменения подхода к
образованию, как одного из важнейших
компонентов формирования человеческой
личности, но и глубокого переосмысления
самого понимания жизни человека, развития
у него способности делать осознанный
выбор, ставить перед собой достойные
жизненные цели. Это возможно, если человек
будет способен не только удовлетворять
свои физические и материальные потребности,
но и стремиться к духовно-нравственной
самореализации, позволяющей проникать
в свою собственную сущность и осознавать
смысл своей жизни. При такой постановке
вопроса на первый план образовательного
процесса выходит не интеллектуально-когнитивная
или операционально-
Сегодня как никогда актуальны:
Главными
психологическими условиями оптимального
духовно-нравственного
Под духовно — нравственным воспитанием понимается процесс формирования у человека:
Но реализация духовно-нравственного воспитания в современных условиях имеет множество препятствий:
Отсутствие методологии
православной культуры, отсутствие системы
общественного духовно — нравственного
воспитания, разрушение традиционного
уклада жизни (так, страна в начале неделю
весело отмечает Новый год, а затем незаметно
Рождество Христово), проблема малого
числа носителей православной культуры,
неподготовленность большей части России
к восприятию духовной культуры, разрушение
и кризис семьи , низкий нравственный уровень
самих родителей, отсутствие согласованности
влияния на воспитание детей различных
социальных институтов: семьи, образовательных
учреждений, церкви , кадровая проблема,
политическая проблема (государство не имеет
сегодня четкой идеологической позиции
и позволяет заполнять духовно-нравственную
сферу суррогатами западной массовой
культуры), экономическая проблема (недостаток
средств, в то время как огромные деньги
тратятся на проведение различных тестирований
(в том числе и ЕГЭ), который, на мой взгляд,
заменяет обучение натаскиванием на ЕГЭ,
а дети разучиваются говорить), управленческая
проблема (нет программы в масштабах страны
или региона).
Система образования
пока еще не вышла из полосы реформ.
Остаются не только нерешенные, но вовсе
еще и непоставленные проблемы. К
таким проблемам, в первую очередь,
относится духовно-нравственное воспитание
подрастающих поколений. Постановка этой
проблемы связано с резким падением
духовного здоровья российского
общества. Причины духовной стагнации
заключаются в смене
Необходимо сразу пояснить, что в настоящее
время теоретические разработки понятий
«духовность», «нравственность» отличаются
неясностью и противоречивостью. Не разработана
также государственная программа духовно-нравственного
воспитания и лишь «нащупываются», определяются
научно-теоретические и методические
подходы к постановке этого направления
в педагогике, хотя обобщение исторического
опыта и анализ современной жизни общества
может подсказать пути и способы воссоздания
в новых формах духовно-нравственного
воспитания россиян.
Хочу поделиться своими взглядами на сущность
основных понятий и факторы развития духовно-нравственного
воспитания. В повседневной жизни мы постоянно
используем многие сочетания со словами
«душа», «дух», «духовность», которые отличаются
неясностью и случайностью в содержании,
однако в современном научно-педагогическом
знании эти понятия игнорируются или относятся
только к религиозным воззрениям. Ключевым
понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном
воспитании является понятие «духовность».
Под «духовностью» мы
понимаем состояние
человеческого самосознания,
которое находит свое
выражение в мыслях,
словах и действиях. Она определяет
степень овладения людьми различными
видами духовной культуры: философией,
искусством, религией, комплексом изучаемых
в вузе предметов и т.д.
Духовность также тесно связана с национальной
идеей процветания и защиты современной
России, без нее невозможно добиться серьезного
результата ни в политике, ни в экономике,
ни в системе образования.
Если судить о понятии «нравственность»
по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова,
то она представляет собой внутренние,
духовные качества, которыми руководствуется
человек; этические нормы; правила поведения,
определяемые этими качествами. Как видим,
в этом определении понятия «духовность»
и «нравственность» во многом перекликаются.
Кроме того, в научных источниках понятия
«нравственность» и «мораль» часто раскрываются
как тождественные. Мы считаем, что нравственность
отражает общечеловеческие
ценности, а мораль зависит от конкретных
условий жизни различных слоев общества.
Меняется форма общественного устройства,
меняется и мораль, а нравственность остается
вечной категорией.
Нравственное воспитание предполагает
организованное, целенаправленное воздействие
на личность с целью формирования нравственного
сознания, развития нравственных чувств
и выработки навыков и умений нравственного
поведения.
Исходя из приведенных положений, можно
заключить, что духовно-нравственное
воспитание - организованная
и целенаправленная
деятельность преподавателей,
родителей и священнослужителей,
направленная на формирование
высших нравственных
ценностей у студентов,
а также качеств патриота
и защитника Родины. В широком плане
духовно-нравственное воспитание - интегральный,
стратегический, интеллектуальный ресурс
общества и всего государства. При этом
нужно учитывать, что духовная составляющая
отражает (скорее всего, на бессознательном
уровне) внутренний мир человека, соединение
знаний с верой в Бога и играет роль установки.
В конкретных условиях слабоосознаваемая
или вовсе бессознательная установка
интериоризируется в структуру сознания.
Нравственная составляющая духовно-нравственного
воспитания формируется преимущественно
воздействиями на сознание и влияет на
внешнее поведение человека, на его отношения
к миру природы и миру людей и является
результатом воспитания направленности,
отражая при этом ценностные ориентации
личности.
Сформулированные положения позволяют
говорить о духовно-нравственном воспитании
как о ведущем направлении воспитания
подрастающих поколений, которое находится
в стадии становления
Одним из продуктивных способов возрождения
духовно-нравственного воспитания является
обращение к социально-педагогическому
потенциалу наследия в истории образования
в России, которому придавалось значение
«вопроса жизни».
Сущность духовно-
1. Религиозный фактор строится на
идее Творца (Абсолюта, Высшего Разума,
Бога). Этот фактор помогает человеку осмыслить
свое предназначение, принять свое подчиненное
положение Высшему Разуму, развить стремление
к самопознанию и самосовершенствованию.
Отсюда можно заключить, что стержнем
духовно-нравственного воспитания должны
стать учения основных конфессий, которые
действуют в России. Мне представляется,
что другого стержневого инструмента
у России пока просто не существует.
Исторический анализ становления и развития
духовно-нравственного воспитания в России
показывает, что все праздники, ритуалы
и обряды в образовательных учреждениях
имели религиозную окраску. Любое начало
и окончание каких-то великих и повседневных
дел сопровождалось молитвой. Все это
повышало ее нравственное, эмоциональное
и волевое воздействие на обучаемых. Основой
духовно-нравственного воспитания, по
учению всех конфессий, является Страх
Божий. Это и боязнь прогневить Бога греховными
поступками, и добровольная необходимость
делать добро своим близким. Главным средством
духовно-нравственного воспитания является
Любовь, которая проявляется в жертвенности
и самоотдаче.
В систему образования основные идеи различных
конфессий нужно вводить постепенно: на
первом этапе в виде учебного предмета
«История религии» или «Религиозная культура»,
а на втором этапе - в виде «Религоведение»
в средних специальных и высших образовательных
учреждениях. Главная цель этих предметов
- помочь молодым людям найти смысл жизни,
прикоснуться к высшим ценностям самосуществования,
к мудрым советам, которые помогут противостоять
искушениям и разрушению.
2. Рациональный
фактор предполагает усвоение человеком
национальной и мировой культуры. Духовно-нравственное
воспитание с учетом этого фактора включает
развитие интеллекта, сознательный поиск
смысла жизни и своего места в ней, формирование
умений управлять своей волей, эмоциями
и чувствами. При этом предполагается
накопление человеком объективной, субъективной
и иррациональной информации об окружающем
мире, создание алгоритмов анализа и синтеза
поведенческих действий при определении
добра и зла, а также адекватной самооценки.
Безусловно, российское общество переживает
в настоящее время духовно-нравственный
кризис. Сложившееся положение является
отражением перемен, произошедших в общественном
сознании и государственной политике.
Российское государство лишилось официальной
идеологии, общество – духовных и нравственных
идеалов. Сведенными к минимуму оказались
духовно-нравственные обучающие и воспитательные
функции действующей системы образования.
Следствием этого стало то, что совокупность
ценностных установок, присущих массовому
сознанию (в том числе детскому и молодежному)
во многом деструктивна и разрушительна
с точки зрения развития личности, семьи
и государства.
Все это привело
и продолжает приводить к ряду
деструктивных тенденций в
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в современном теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним, оно вскрывает новые противоречия между: