Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2011 в 23:08, контрольная работа
Воспитание человека как носителя нравственности приобретает особую актуальность в связи со все более усиливающейся технократизацией общества в целом, прагматизацией социального бытия людей, снижением уровня нравственных барьеров (запретов), экологическим неблагополучием Земли и многими другими причинами.
Таким образом, социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы развития духовно-нравственного потенциала подростков очевидны. Данной проблеме все больше и больше уделяется внимание в среде ученых и практиков. В исследованиях прошлого века с 90-х годов и по настоящее время особое внимание обращается на тенденции, которые обнаружились в результате трансформации социокультурных характеристик российского общества и оказывают негативное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков, что приводит к формированию у них аддиктивного (зависимого) поведения, выражающегося в пристрастии к потреблению алкоголя, наркотиков, к игре на компьютере или игровых автоматах, склонности к сексуальной распущенности, вовлекает их в молодежные субкультуры, подавляющее большинство из которых несет в себе деструктивный для личности подростка потенциал.
Между тем в
настоящее время в результате
духовно-нравственного
Музыкальные потребности
подрастающего поколения
Главным средством
восстановления духовного, нравственного,
интеллектуального потенциала народа
является возрождение системы его
духовно-нравственного
Под «духовно-нравственным
воспитанием» понимается процесс содействия
духовно-нравственному
Поэтому в современной
педагогике среди прочих более чем
какое-либо другое имеет право на
существование направление, обращенное
к духовно-нравственным основам
просвещения и базирующееся на фундаменте
православных культурных традиций. Современная
школа либо совсем отказывается от
своей воспитательной функции, либо
находится в растерянности из-
Становление и
развитие духовно-нравственного
1. Через приобщение студентов и учащихся
к искусству, живописи, музыке, театру,
а также к различным видам творческой
деятельности.
2. Через развитие образно-эмоциональной
сферы молодых людей в повседневной жизни.
Гармония человека с внешней средой при
этом достигается через развитие потребностей,
интеллектуальной, чувственно-волевой
и мотивационной сферы, через стимулирование
ускоренного развития социально значимых
качеств личности, коммуникативных свойств
и через создание внутриличностного, межличностного
психологического комфорта.
3. Через оценку и самооценку уровня развития
знаний, навыков и умений, которые студент
получает при витагенном опыте и при овладении
учебными предметами.
Критериями уровня оценки и самооценки
духовно-нравственной воспитанности могут
быть:
- наличие у молодого человека научного
мировоззрения;
- наличие чувства внутренней свободы
у учащихся и студентов, которое представляет
собой гармонию со своим внутренним миром,
природой и социумом;
- стремление к самореализации;
- успешность ведущей, в нашем случае, образовательной
деятельности;
- адекватность самооценки;
- сформированность мотивов поведения
в согласии с высшими принципами нравственности
и религиозными ценностями.
В теории педагогики
мы находим различные методы исследования,
которые можно использовать для
измерения духовно-нравственной воспитанности
студентов. Наш опыт подсказывает, что
хорошие результаты могут дать следующие
методы:
- методы экспертной оценки, где экспертами
выступают учителя, преподаватели, родители,
товарищи по классу или по студенческой
группе;
- методы самооценки доминантных качеств
различных участников образовательного
процесса;
- тестирование, когда респонденты ставятся
в ситуации свободного выбора;
- большие возможности имеются у методов
оценки доминантных отношений;
- методы фиксации и оценки поведения учащихся
и студентов в реальной ситуации выбора
(в трудных педагогических или конфликтных
ситуациях);
- в качестве инструментов обобщения фактов
используются письменные опросы, интервью,
групповые дискуссии, исходя из сложности
стоящих задач. Сравнение полученных результатов
поможет установить приоритеты в духовно-нравственном
становлении личности молодого человека.
- полезными являются методы, взятые из
психологии, социологии, статистики, математики
и т.д. Например, фрактальная геометрия
предлагает описывать вероятностные,
бесформенные структуры: облака, кроны
деревьев, береговую линию океана с его
полуостровами, бухтами, скалами и т.д.
(к бесформенным структурам, наверное,
относится и духовно-нравственная воспитанность
личности) с помощью алгоритмов, имеющих
различные уровни и этапы и обнаруживающие
какие-то одинаковые элементы.
Заключение.
В заключение нужно
заметить, что человек не рождается
богатым в духовном и нравственном
смысле, поэтому нужно внешнее
воздействие преподавателей, родителей,
священнослужителей, всей образовательной
среды высшего учебного заведения
при голографическом единстве религиозного
и рационального факторов духовно-нравственного
воспитания. Для активной реализации
духовно-нравственного