Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:51, дипломная работа
цель исследования: выявление эффективности использования техники оригами в сочетании с другими видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
определить значение формирования эстетических представлений у младших школьников;
рассмотреть структуру организации уроков технологии в начальной школе;
определить эффективность уроков по техники оригами в сочетании с различными видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников;
экспериментально проверить эффективность занятий по техники оригами в формировании эстетических представлений;
выявить в ходе эксперимента уровень эстетических представлений:
Введение....................................................................................................................3-5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Возрастные особенности младших школьников..........................................6-15
1.2. Сущность эстетики как науки. Содержание основных
Представлений формируемых на уроках технологии.......................................16-22
1.3. Сущность и содержание эстетического воспитания.
Виды деятельности направленные на
формирование эстетических представлений ....................................................23-28
1.4.Организация уроков технологии в начальной школе..................................29-31
1.5. Влияние видов деятельности используемых на уроках технологии
на формирование эстетических представлений ...............................................32-38
II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1.Выявление уровня сформированости эстетических
представлений у младших школьников..............................................................39-49
2.2. Реализация программы «Планета бумажных фантазий»...........................50-52
2.3. Диагностика уровня развития эстетических
представлений у младших школьников..............................................................53-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................60-61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................62-64
эстетики и его многогранности, требующей от исследователя фундаментальных
знаний в областях истории искусства, религии, философии и практически всех
гуманитарных наук, как минимум, а также обостренного художественного
чувства и высоко развитого вкуса, эстетика до сих пор остается во всех
отношениях наиболее сложной трудоемкой, дискуссионной и наименее
упорядоченной из всех дисциплин.
Сегодня, как и в момент возникновения, в центре внимания эстетики
стоят два главных феномена: совокупность всех явлений, процессов и
отношений, обозначаемых как эстетические, т.е. само эстетическое как таковое,
и искусство в его сущностных основаниях. В классической эстетике в качестве
наиболее значимых считались такие термины и категории как: эстетическое
сознание, эстетический опыт, эстетическая культура, игра, прекрасное,
безобразное, возвышенное, трагическое, комическое, идеал, катарсис,
наслаждение, мимесис, образ, символ, знак, выражение, творчество, метод,
стиль, форма и содержание, гений, художественное творчество.
Неклассическая эстетика, развивающаяся в русле фрейдизма, структурализма, постмодернизма, обратила внимание на маргинальные проблемы и категории. Особенность эстетики как науки заключается в том, что она не имеет своей эмпирической базы, а использует материал других наук. Дело в том, что эстетика это наука особого рода, причем не только наука: в чем-то она совпадает с наукой. А в чем-то выходит за ее пределы. Говоря об эстетике как о науке, нельзя забывать о ее своеобразии. «Эстетика – наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении» (Ю. Борев).
Все вышеперечисленное подтверждает, что эстетика – это философская наука, так как она появилась в недрах философии, а именно таких ее разделов как гносеология и аксиология. Если философия изучает наиболее общие законы природы, общественного развития и мышления, то эстетика изучает наиболее общие законы развития искусства, а также эстетического отношения человека к миру. Даже став самостоятельной наукой, эстетика продолжает черпать основные методологические положения из философии.
Она также взаимодействует с этикой, так как мораль входит в само
существо эстетического отношения человека к действительности, тесно связана с психологией, потому что эстетическое восприятие действительности носит чувственно-эмоциональный характер, с педагогикой, социологией, историей, логикой.
Наиболее тесно эстетика связана с искусством и выступает методологий
для искусствоведческих дисциплин. Искусство как плод художественного
творчества становится предметом исследования эстетической науки. Эстетика изучает отношение искусства к действительности, отражение действительности в искусстве, художественное творчество, раскрывает законы, управляющие всеми видами искусства. На методологическую базу эстетики опираются и новые направления, такие как: техническая эстетика, эстетика быта, эстетика поведения.
Эстетика рассматривает и анализирует такие категории, в процессе формирования эстетических представлений на уроках технологии как: прекрасное, безобразное, красота формы, цвета, симметричности, характерных черт предметов, художественных особенностей группы предметов соединенных ансамблем, композиции составленной из различных фигур.
В категории прекрасное отражены наиболее существенные и распространенные позитивные эстетические свойства и особенности явлений, предметов, живых существ. Прекрасное - это одна из важнейших и наиболее широких по значению категорий эстетики, служащая для определения и положительной оценки, наиболее совершенных и целостных явлений в действительности, общественной жизни, в деятельности людей и в искусстве.
Категория безобразного отражает негативную эстетическую ценность. Безобразное обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие своей дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. Категория безобразного указывает на эстетическое свойство предметов, естественные природные данные которых имеют отрицательное общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, так как заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему. Безобразное — это своего рода диссонанс, противоречие между реальностью и идеалом, которое, однако, не представляет опасности для человека и его ценностей.
Форма (лат. forma — форма, внешний вид) — взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии. Форма предмета, наряду с цветом, размерами, освещённостью и другими факторами влияет на внешний вид предмета. Бесформенными называются либо объекты, форма которых непохожа ни на одну из простых геометрических фигур, либо объекты эстетически непривлекательной формы.
Цвет — это свойство спектрального состава излучения (пропускания, отражения), вызывающее у человека особые зрительные ощущения.
Симметрия в окружающем мире часто воспринимается, как прекрасное. Она заложена в самом основании мироздания в микрокосмосе частицам противостоит их зеркальное отражение - античастицы. Симметрия - фундаментальное свойство мироздания - повторяется и в листке дерева, и в строении тела животных и человека. Осваивая мир, люди сообразуют свою деятельность с его свойствами, выходя благодаря этой деятельности в сферу свободы. В ходе человеческой деятельности рождается красота как способность действительности стать объектом освоения и потому быть значимой для человечества и в результате освоения стать сферой свободы.
Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
Композиционное решение распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета.
Таким образом, эстетика – это наука об эстетическом, о сущности и
законах эстетического познания и эстетической деятельности человека, наука об общих законах развития искусства. Она включает и целенаправленно изучает такие категории представления, о которых формируются на уроках технологии как: прекрасное, безобразное, красота формы, цвета, симметричности, характерных черт предметов, художественных особенностях группы предметов соединенных ансамблем, композиции составленной из различных фигур.
1.3 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
В "Словаре по педагогике" Г. М. Коджаспировой термин "эстетическое воспитание" описывается так: выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
Понятие "эстетическое воспитание" органически связано с термином "эстетика", который происходит от греческого слова "эстезис" - чувственный. Слово это в качестве названия определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд "Эстетика" был опубликован в 1750 году. С того времени эстетика стала целой отраслью научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше: ее истоки уходят в глубокую древность. Уже на заре цивилизации у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов.
Эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания, по мнению И. Ф. Харламова, состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
Понятие "эстетическое воспитание" является самым общим в теории эстетического воспитания. Оно включает в себя ряд зависимых от него понятий. Среди них следует отметить: эстетическое развитие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое чувство.
Эстетическое развитие
- процесс целенаправленного
Эстетический вкус - способность человека к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств. Существенным компонентом в проявлении вкуса является эстетический идеал.
Эстетический идеал - целостный, социально обусловленный, конкретно-чувственный образ, являющийся воплощением представлений людей о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве.
Эстетическое чувство - субъективное
эмоциональное переживание
Г. С. Лабковская отмечает, что цель эстетического воспитания
заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но, прежде всего, в практической жизни - в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, наконец, к искусству.
Задачами эстетического
1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.
2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности.
3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей.
И. Ф. Харламов подчеркивает, что, поскольку эстетическое воспитание осуществляется, прежде всего, с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства - к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной
содержания эстетического воспитания
является его направленность на личностное
развитие учащихся. Прежде всего, необходимо
формировать у учащихся эстетические
потребности в области
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся преставлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработке умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
Важным содержательным
компонентом эстетического