Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:51, дипломная работа
цель исследования: выявление эффективности использования техники оригами в сочетании с другими видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников на уроках технологии.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
определить значение формирования эстетических представлений у младших школьников;
рассмотреть структуру организации уроков технологии в начальной школе;
определить эффективность уроков по техники оригами в сочетании с различными видами деятельности, в формировании эстетических представлений у младших школьников;
экспериментально проверить эффективность занятий по техники оригами в формировании эстетических представлений;
выявить в ходе эксперимента уровень эстетических представлений:
Введение....................................................................................................................3-5
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Возрастные особенности младших школьников..........................................6-15
1.2. Сущность эстетики как науки. Содержание основных
Представлений формируемых на уроках технологии.......................................16-22
1.3. Сущность и содержание эстетического воспитания.
Виды деятельности направленные на
формирование эстетических представлений ....................................................23-28
1.4.Организация уроков технологии в начальной школе..................................29-31
1.5. Влияние видов деятельности используемых на уроках технологии
на формирование эстетических представлений ...............................................32-38
II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1.Выявление уровня сформированости эстетических
представлений у младших школьников..............................................................39-49
2.2. Реализация программы «Планета бумажных фантазий»...........................50-52
2.3. Диагностика уровня развития эстетических
представлений у младших школьников..............................................................53-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................60-61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................62-64
Полученные данные в ходе проведения методики представлены на диаграмме 8.
Результаты методики «Чайный сервиз»
При сравнении полученных
результатов первоначального
Сравнительные данные представлены на диаграмме 9
Диаграмма 9
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в результате проведения коррекционной работы, повысился уровень понимания художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем и умений оценивать с точки зрения прекрасного, безобразного.
После повторного проведения методики «Красочный поднос»
были получены следующие данные:
7 человек (29%) показали высокий знаний о геометрических фигурах, вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета, правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание с позиции прекрасного, безобразного, красивого.
15 человек (63%) показали средний уровень о геометрических фигурах, хорошо различают цвета, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, особенностей прекрасного, безобразного красивого, интуитивно их чувствуют и правильно применяют.
2 человека (8%) показали низкий уровень знаний о геометрических фигурах, различают цвета, но не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора, особенностей прекрасного, безобразного красивого интуиция в этом направлении не развита.
Полученные данные в ходе проведения методики представлены на диаграмме 10.
Результаты методики «Красочный поднос»
При сравнении полученных
результатов первоначального
Сравнительные данные представлены на диаграмме 11.
Диаграмма 11
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в результате проведения коррекционной работы повысился уровень знаний детьми геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете и форме, умений составлять узор из геометрических элементов в круге и оценивать с точки зрения красивого, прекрасного, безобразного.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что уровень эстетических представлений в среднем повысился на 10%: о прекрасном, безобразном, понятиях форма, цвет, симметричность, характерные черты предметов, художественные особенности общей группы предметов, композиции из различных фигур, представления о красоте указанных понятий.
Исходя из сравнительного
анализа результатов
Сравнение результатов по методикам констатирующего и контрольного эксперимента представлено на диаграмме 14.
Диаграмма 12
Сравнение результатов констатирующего и контрольного
экспериментов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению возможностей уроков трудового обучения в эстетическом воспитании младших школьников.
Проведенное исследование
показало, что сущность эстетического
воспитания состоит в организации
разнообразной художественно-
Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры, а также в учебной деятельности и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются через такие дисциплины, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и технология. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить учебно-воспитательный воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.
Было выявлено, что
эстетическое воспитание младших школьников
на уроках технологии осуществляется
с помощью таких видов
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том,
что специально организованная психологическая - педагогическая деятельность способствует формированию эстетических представлений
Таким образом, гипотеза, заявленная в начале работы подтвердилась. Действительно использование на уроках технологии техники оригами в сочетании с другими видами деятельности является эффективным в формировании у младших школьников эстетических представлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
заведений. - М.: ТЦ «Сфера»,2001.-464 с.
№ 1 1999, стр. 18
классах .-М.: Просвещение,2001.-144 с.:ил
В.Н. Романина, И.И. Качакова.-160 с., ил