Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка комплекса игр и упражнений по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с нарушениями интеллекта
1.1 Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания и их значение в развитии ребенка……………………….5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта………………………………………………………………………12
1.3 Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта………………………………………………………………………..23
Глава 2Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
2.1 Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………..30
2.2. Занятия по формированию навыков самообслуживания дошкольников с нарушениями интеллекта……………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………41
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с нарушениями интеллекта
Глава 2Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
2.1 Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………..30
2.2. Занятия по формированию навыков самообслуживания дошкольников с нарушениями интеллекта……………………………………34
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
На современном этапе развития отечественной системы специального образования реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии осуществляется через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.
В работе педагога-дефектолога
с детьми важная роль отводится технологиям,
направленными на формирование у
воспитанников навыков
Для детей с умеренной умственной отсталостью при посещении образовательного учреждения становится актуальным приобретение навыка самостоятельности, что позволяет им быть независимыми в быту, поддерживать познавательный интерес к предметам окружающего мира.
Самостоятельность определяется в педагогике как, умение действовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, т.е. способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи.
Формирование самостоятельности является одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста и происходит в различных видах детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, а также в бытовых ситуациях. Самостоятельность тесно связана с психической деятельностью ребенка и выражается, прежде всего, в том, что ребенок может сам действовать с предметами в окружающей действительности, управлять своими потребностями, владеть навыками самообслуживания.
Для полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важными для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Объект исследования – процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования – игры и упражнения как метод формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.
Целью курсовой работы является разработка комплекса игр и упражнений по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.
Задачи:
При написании курсовой работы использовался анализ научной литературы и др.
Теоретической базой при написании работы послужили работы таких авторов, как Кинаш Е.А., Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., Кузнецова Л.В. и др.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических и навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта
1.1. Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания и их значение в развитии ребенка
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.1 Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков . Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте».
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение культурно-
Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.
Освоение культурно-
В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия «хорошо», «плохо». Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие оттого, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю правильно!».3
Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий.4 Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым, влияя на становление нового вида деятельности - игры . В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, «уже поели», то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.
КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание
Нормально развивающиеся дети к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это еще медленно и недостаточно аккуратно, а у умственно отсталого ребенка освоение данного процесса растянуто во времени. Повседневные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты; после определенного промежутка времени при активной помощи взрослых дети едят уже быстрее, увереннее, опрятнее, однако многие еще держат ручку ложки в кулачке (это им легче).
Необходимо использовать все возможности для поощрения ребенка, отмечать любые, хотя бы и незначительные его достижения.
Рассмотрим
подробнее некоторые культурно-
Задачи: уметь различать и называть предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, клеенка, скатерть и т.д.). Закрепить навыки: мыть руки перед едой: сервировать стол перед едой, во время приема пищи сформировать навык пользоваться ложкой, вилкой, ножом, уметь есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, есть последовательно и уметь различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья, а какие нет. Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи, фрукты.
Задачи: учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти), знать предметы санитарии и гигиены (мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ, полотенце). Сформировать представление у детей о том, что быть чистым — красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Сформировать и закрепить правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем; знания, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, гребешок и полотенце.