Формирование межэтнической толератности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей города Крайнего Севера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:59, автореферат

Описание

Актуальность исследования обусловлена принятием на международном уровне толерантности как нормы межнациональных и межконфессиональных отношений, что отражено в «Декларации принципов терпимости», подписанной в ноябре 1995года 185 государствами-членами ЮНЕСКО и Россией. Участие в этом проекте отразилось на образовательной политике нашего государства. К числу приоритетных современных образовательных задач относится распространение норм толерантного поведения и профилактики экстремизма, внесение в содержание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка системы учебных программ по формированию межэтнической толерантности для всех типов образования.

Работа состоит из  1 файл

Автореферат Межиной.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕЖИНА Ольга  Юрьевна

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ 

ПОДРОСТКОВ  В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ГОРОДА КРАЙНЕГО СЕВЕРА

 

 

 

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание  ученой степени

кандидата педагогических наук

 

 

 

 

Тюмень - 2008

Работа выполнена в  государственном образовательном  учреждении высшего профессионального образования «Курганский государственный университет»

 

Научный руководитель    -      доктор педагогических наук, профессор

                                                  Савиных Владимир Леонидович

 

Официальные оппоненты:       доктор педагогических наук, профессор

                                                  Ширшов Владимир Дмитриевич,

 

                                                  кандидат педагогических наук

                                                 Шаврина Ольга Геннадьевна

 

Ведущая организация     -   ГОУ ВПО «Башкирский государственный                         

                                                         педагогический университет им. М. Акмуллы»

 

Защита состоится 20 ноября в 14 час. на заседании диссертационного совета Д 212.274.01 при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» по адресу: 625003, Тюмень, ул. Семакова, 10.

 

 

С диссертацией можно  ознакомиться в Информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета.

 

Автореферат разослан             октября 2008 г.

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета                                                                  Строкова Т.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность  исследования обусловлена принятием на международном уровне толерантности как нормы межнациональных и межконфессиональных отношений, что отражено в «Декларации принципов терпимости», подписанной в ноябре 1995года 185 государствами-членами ЮНЕСКО и Россией. Участие в этом проекте отразилось на образовательной политике нашего государства. К числу приоритетных современных образовательных задач относится распространение норм толерантного поведения и профилактики экстремизма, внесение в содержание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка системы учебных программ по формированию межэтнической толерантности для всех типов образования.

Анализ психолого-педагогической литературы и современных исследований показал, что вопросы этнической и межэтнической толерантности  разрабатываются активно. Различные аспекты межличностной толерантности учащихся и студентов рассматривают Г.В. Безюлева, Г.В. Комогоров, Л.П. Ильиченко, О.Г. Шаврина и др. Изучаются особенности формирования межэтнической толерантности в общеобразовательных учреждениях (З.Г. Гасанов, З.Ф. Мубинова, В.А. Тишков, М.К. Оксузян, Р.Н. Сафина и др.). Исследуется проблема воспитания этнотолерантной личности в условиях дополнительного образования (Г.Г. Абдулкаримов, О.О. Кащенко, А.А. Егизарьянц, Н.П. Едыгова и др.): ученые рассматривают теоретические основы формирования этнической толерантности (сущность, структуру, содержание и направления деятельности, отдельные методы и формы, факторы влияния, педагогические условия) и предлагают способы развития этого качества в практике учреждений дополнительного образования (технологии, программы, модели).

На сегодняшний день проблема формирования межэтнической  толерантности в условиях дополнительного образования не разрабатывалась применительно к специфике городов Крайнего Севера. Различные аспекты образования в северных городах, особенности этих населенных пунктов и их влияние на образовательный процесс рассмотрены в ряде диссертационных исследований (И.С. Пономарева, С.Е. Михалева и др.), но они не связаны с вопросами этнической толерантности.

Особенности северных городов  обусловливают характер межнациональных и социальных отношений, создавая тем самым специфический контекст формирования межэтнической толерантности в образовательных учреждениях. Северные города появились благодаря быстрому развитию нефтегазовой промышленности, что обусловило поток мигрантов, приехавших на отдаленные северные территории из различных регионов страны. Поэтому главной особенностью таких городов является полиэтнический состав населения. В культурном смысле города Крайнего Севера представляют собой, с одной стороны, смешение социальных культур, с другой – культур различных национальностей и конфессий. Полинациональность и поликультурность могут стать образовательным средством развития этнтолерантного сознания и опыта толерантного поведения у подрастающего поколения. Однако состояние маргинальности, характерное для жителей северных городов, замыкание в рамках национальных диаспор, национальная разобщенность в значительной мере осложняют процесс формирования межэтнической толерантности.

Отмеченное обостряет противоречия, между: 1) провозглашением толерантности на государственном уровне как одного из приоритетов формирования полиэтнического общества и сложностью его практической реализации в условиях социума города  Крайнего Севера; 2) актуальной потребностью образовательной практики в научно-методических рекомендациях по решению проблемы формирования межэтнической толерантности подростков и недостаточным уровнем их теоретической разработанности; 3) значительными потенциальными возможностями учреждений дополнительного образования по формированию межэтнической толерантности подростков и недостаточностью их использования в педагогической деятельности.

Вскрытые противоречия позволили  сформулировать проблему исследования: каковы особенности организации процесса формирования межэтнической толерантности  подростков в условиях полиэтнического социума и возможности успешной его реализации в учреждениях дополнительного образования северного города.

Актуальность, наличие противоречий, недостаточная разработанность проблемы в теоретическом и практическом плане определили тему исследования: «Формирование межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера».

Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели формирования межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей города Крайнего Севера.

Объект исследования – образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей северного города.

Предмет исследования – влияние особенностей полиэтнического социума северного города на принципы, содержание, способы и условия формирования межэтнической толерантности у подростков в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования – формирование межэтнической толерантности подростков, под которой мы понимаем интегративное качество личности, проявляющееся в единстве этнотолерантного сознания и поведения и включающее когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты, будет осуществляться успешно в условиях полиэтнического социума, если:

- формировать когнитивную основу этнотолерантного сознания в процессе повышения межэтнической информированности воспитанников посредством познания, сравнения, осмысления и принятия национальных культур этнических групп региона (традиции и обычаи коренных жителей и мигрантов);

- формировать  межэтнические аксиологические установки подростков через погружение в ситуации, отражающие особенности национальных ценностей своей и иных культур, воспитывать уважение и положительное отношение к культурному наследию этносов региона;

- демонстрировать отражающие этнотолерантный  характер образцы поведения, акцентируя внимание на эмпатии, этнической идентичности, преодолении этнических стереотипов, умении регулировать эмоциональное состояние в ситуации межэтнической напряженности;

- расширять возможности учреждений дополнительного образования для интенсивного межнационального, межкультурного взаимодействия подростков и развития взаимного интереса (проведение коллективных творческих дел, совместных мероприятий, создание поликультурных и неэтнических подростковых объединений, привлечение представителей разных национальностей для работы с воспитанниками);

- активизировать самостоятельную  деятельность подростков по формированию своего этнтолерантного сознания и опыта толерантного поведения посредством организации самовоспитания;

- развивать межэтническую компетентность педагогов дополнительного образования, повышая этнокультурную информированность и готовность к педагогическому руководству процессом формирования межэтнической толерантности подростков.

Исходя из цели и гипотезы, нами были выделены следующие задачи:

1.Изучить исторический аспект становления проблемы формирования межэтнической толерантности.

2.Определить социокультурные и  этнокультурные особенности города  Крайнего Севера, влияющие на  процесс формирования межэтнической  толерантности подростков.

3.Выявить возможности учреждений дополнительного образования по формированию этнотолерантного сознания и поведения в условиях полиэтнического социума.

4.Разработать и экспериментально  проверить эффективность модели  формирования межэтнической толерантности  подростков в условиях учреждения дополнительного образования города Крайнего Севера.

Теоретико-методологической основой исследования являются: системный подход, отражающий  целостность структуры образовательной деятельности по формированию межэтнической толерантности подростков, наличие функциональной зависимости между ее компонентами (Б.С. Гершунский, Л.П. Буева и др.); аксиологический подход, рассматривающий толерантность как общечеловеческую ценность (А.Б. Невелев, А.И. Ракитов, А.И. Титаренко и др.); личностно-ориентированный  и гуманистический подходы (И.С. Якиманская, Е.Н. Шиянов, Ш.А. Амонашвили, Н.А. Алексеев, В.В. Сериков и др.); идеи о диалоге культур как пути освоения и формирования духовных ценностей и развития личности (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган и др.); этнопсихологические концепции национальных особенностей личности (М.Н. Стефаненко, Н.М. Лебедева, Г.Д. Дмитриев и др.), теория моделирования педагогических систем (В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, Л.М. Фридман и др.); современные концепции дополнительного образования (Б.В. Куприянов, А.К. Бруднов, В.А. Горский, А.Б. Фомина и др.); исследование социокультурных условий малых северных городов (С.Е. Михалева, И.С. Пономарева, Е.В. Шаповалова и др).

Решение поставленных задач  осуществлялось с помощью  методов исследования: теоретических -  анализ литературы по проблеме исследования, нормативных документов, отражающих современные тенденции развития образования; педагогическое моделирование и проектирование; эмпирических - изучение и обобщение опыта учреждений дополнительного образования, систематизация и анализ статистических данных по этническому составу региона, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, экспертная оценка, опытно-экспериментальная работа; математических – шкалирование, ранжирование.

На первом этапе исследования (2003-2004 гг.) изучалось научно-практическое состояние проблемы, определялись объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, обобщался опыт регионов России по формированию межэтнической толерантности подростков, определялся понятийный аппарат, изучались нормативно-правовые документы международного, отечественного и регионального уровня. Осуществлялся констатирующий этап опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2004-2007 гг.) формулировались основные теоретические положения, разрабатывалась модель процесса формирования  межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей города Крайнего Севера, проводился формирующий этап опытно-экспериментальной работы, в процессе которого проверялась эффективность данной модели и разработанных программ.

На третьем  этапе (2007-2008 гг.) обрабатывались и обосновывались результаты исследования, формулировались выводы, давалась их научная интерпретация, осуществлялось диссертационное оформление работы, разрабатывались методические рекомендации и внедрялись в образовательную практику.

Достоверность и обоснованность научных выводов обеспечиваются опорой на фундаментальные исследования в области педагогики и психологии; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; достигнутыми положительными изменениями в сформированности межэтнической толерантности у воспитанников, включенных в экспериментальную работу; общественной оценкой результатов исследования (программа «Я и другой» получила  в 2007г. грант I степени в конкурсе дополнительных образовательных программ ЯНАО). Автором лично разработаны и проведены все этапы опытно-экспериментальной работы.

Экспериментальной базой исследования являлись учреждения дополнительного образования детей г.Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа: муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей «Центры развития творчества детей и юношества «Поиск», «Ровесник», «Современник».

Научная новизна исследования состоит в следующем.

Уточнена сущность и структура межэтнической толерантности за счет углубления компонентов этнотолерантного сознания и поведения, включающих когнитивный компонент, основу которого составляет межэтническая информированность; эмоционально-мотивационный, выражающийся во взаимном интересе к иноэтнической культуре, ценностных ориентациях, потребности в межэтническом общении; поведенческий компонент, основанный на эмпатии, умении регулировать эмоциональное состояние, гибкости в преодолении этнических стереотипов, опыте этнотолерантного поведения.

Информация о работе Формирование межэтнической толератности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей города Крайнего Севера