Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:59, автореферат
Актуальность исследования обусловлена принятием на международном уровне толерантности как нормы межнациональных и межконфессиональных отношений, что отражено в «Декларации принципов терпимости», подписанной в ноябре 1995года 185 государствами-членами ЮНЕСКО и Россией. Участие в этом проекте отразилось на образовательной политике нашего государства. К числу приоритетных современных образовательных задач относится распространение норм толерантного поведения и профилактики экстремизма, внесение в содержание школьного и вузовского образования знаний, направленных на формирование культуры межнационального общения, разработка системы учебных программ по формированию межэтнической толерантности для всех типов образования.
сочувствия и поддержки; вступления в контакт с представителем иноэтнической группы и отказа от него; знаниями национальной культуры, традиций, обычаев своего народа и этнических групп региона; 2) развитие эмоционально-мотивационной сферы через позитивное отношение к своей национальной культуре; интерес к представителям иных этносов, их культурному наследию, традициям, обычаям; уважение к этническим ценностям; потребность в межэтническом взаимодействии; 3) формирование умений преодолевать этнические стереотипы; регулировать эмоциональное состояние в ситуации межэтнической напряженности; сопереживать и сочувствовать представителю другой этнокультуры; 4) обогащение опыта толерантного поведения - нормы и правила этнтолерантного поведения.
Процесс формирования
межэтнической толерантности
Определены внешние факторы, обусловливающие проектирование и осуществление данного процесса: 1) этнокультурные особенности города Крайнего Севера (полиэтничность, поликультурность, наличие общего неэтнического интереса – экономического, перенос характера межэтнических отношений в систему социальных); 2) возможности УДОД (углубленное изучение национальной культуры этнических групп региона, формирование микрокультурных, разновозрастных и неэтнических объединений, привлечение для работы с воспитанниками представителей различных культур и др.); 3) педагогические условия (организация корпоративной деятельности субъектов процесса, активизация самостоятельной деятельности подростков в формировании собственного этнтолерантного сознания и поведения, повышение компетентности педагогов в области создания этнотолерантной образовательной среды).
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию межэтнической толерантности подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей» представлены ход и результаты работы на основе предложенной модели.
Процесс формирования
межэтнической толерантности
На констатирующем этапе ОЭР была разработана программа диагностики: критерии, показатели, уровни, методика диагностики и проведен констатирующий срез с помощью анкетирования. Разработанная нами анкета включала блоки вопросов, направленных на оценку сформированности компонентов межэтнической толерантности. Когнитивный блок обеспечивал диагностику информированности подростков в области культуры, обычаев, традиций родного народа и культуры этнических групп, населяющих регион; эмоционально-мотивационный - диагностику характера отношения к своей национальности и представителям иноэтнической культуры; поведенческий - диагностику сформированности умений толерантного общения с представителями иного этноса, эмпатии, устойчивости к этническим стереотипам. Результаты констатирующего этапа подтвердили наличие проблемы и показали недостаточный уровень сформированности межэтнической толерантности у подростков: высоким уровнем сформированности качества обладали 5,6% подростков, достаточно высоким – 11,9 % подростков, средним уровнем – 43,6% подростков, уровнем ниже среднего – 23,8% подростков, низким уровнем – 14,8% подростков.
Для проведения формирующего этапа ОЭР было сформировано три группы, которые отличались создаваемыми педагогическими условиями: в контрольной группе (КГ) осуществлялась воспитательная работа по повышению межэтнической информированности; в экспериментальной группе (ЭГ-1) реализовывалась программа «Я и другой» и два педагогических условия (повышение межэтнической компетентности педагогов; организация корпоративной деятельности субъектов процесса); в ЭГ-2 реализовывалась программа «Я и другой» и все педагогические условия.
Экспериментальная
работа проводилась по двум направлениям. Первое направление предполагало формирование
межэтнической толерантности в ЭГ-1 и ЭГ-2
посредством программы «Я и другой», включающей
разделы «Ступень к себе», «Ступень в многонациональный
мир», «Ступень к другим», «Ступень к
взаимопониманию», «Ступень в
мир национальных праздников». Образовательная
деятельность осуществлялась поэтапно:
становление когнитивной основы этнтолерантного
сознания и поведения воспитанников (информационно-репродуктивный)
На информационно-репродуктивном этапе формирования межэтнической толерантности воспитанники овладевали элементарными представлениями о психологии человека и психологии межэтнического общения, положительным самоотношением, индивидуальной системой ценностей, умениями самоанализа эмоциональных состояний через реализацию раздела «Ступень к себе». Это подготовило подростков к адекватному восприятию элементов материальной и духовной культуры этнических групп, проживающих в регионе, преодолению этнических стереотипов, развитию рефлексивных умений. При изучении раздела «Ступень в многонациональный мир» воспитанники погружались в поликультурные познавательные ситуации, способствующие повышению межэтнической информированности. Для воспроизведения теоретических знаний самоанализа эмоциональных состояний и поведения, саморегуляции эмоциональных проявлений использовались учебно-демонстрационные игры и тренинги. Основными формами педагогической деятельности стали теоретические занятия в объединениях (вокальном, танцевальном, театральном, ИЗО-студии др.) и занятия с педагогом-психологом.
На активизационно-продуктивном этапе формирования межэтнической толерантности подростки усваивали основные понятия этики, философии, способы адекватного поведения в ситуациях межэтнического конфликта, познакомились с межэтнической толерантностью как социальным феноменом, научились позитивно воспринимать межнациональное взаимодействие как таковое, сочувствовать и сопереживать носителям иноэтнической культуры. В процессе реализации разделов «Ступень к другим» и «Ступень к взаимопониманию» применялись тренинги в сочетании с проблемными беседами, рассказом, проводились диспуты для обучения подростков гибкости мышления в преодолении этнических стереотипов и формирования рефлексивных умений. Работа над индивидуальной системой ценностей была связана с обсуждением и анализом таких понятий, как «вечные» и индивидуальные ценности в процессе проведения дискуссий, круглых столов. Положительное влияние на формирование отношения к этническим культурам оказывало разучивание элементов национальных танцев, игр, фольклора, инсценирование обрядов.
На импровизационно-творческом этапе формирования межэтнической толерантности активизировалась самостоятельная деятельность воспитанников посредством вовлечения в совместную межкультурную деятельность. Участие в мероприятиях, коллективных творческих делах (посещение и организация национальных праздников, этнических фестивалей, спартакиад этнических игр) требовало от подростков самостоятельного обогащения знаниями о традициях и обычаях различных этносов, разучивания национальных песен, танцев, изготовления национальной атрибутики. Это способствовало приобретению воспитанниками опыта социально-значимой и личностно-значимой деятельности. Формирование норм этнотолерантного поведения осуществлялось с помощью методов, связанных с выбором различных этнических решений, к примеру, анализ проблемных межэтнических ситуаций.
Второе направление ОЭР обеспечивалось созданием педагогических условий эффективности формирования межэтнической толерантности. Проводилась методическая работа по повышению межэтнической компетентности педагогов, которая включала следующие направления деятельности: 1) овладение педагогами знаниями о сущности и структуре межэтнической толерантности, процессе ее формирования; 2) повышение уровня сформированности межэтнической толерантности (тренинговая работа); 3) развитие умений самоанализа профессиональной деятельности. В процессе ОЭР организовывалась корпоративная деятельность педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, педагогов-организаторов, социальных педагогов, родителей, которая обеспечивала интеграцию усилий по развитию межэтнической толерантности воспитанников. Для этого нами были определены и сопоставлены цели, разграничены полномочия участников процесса; координировалась их совместная деятельность через проведение расширенных педагогических советов, методических объединений, взаимопосещение педагогов.
Для активизации самостоятельной деятельности подростков в формировании собственного этнотолерантного сознания и поведения была разработана программа летнего отдыха «Шаг в многонациональный мир», которая реализовывалась на базе УДОД г.Ноябрьска на протяжении трех смен. Подростки объединялись в отряды и в соответствии с тематикой смены организовывали свой досуг. Например, в 1-ю смену - «Союз непридуманных республик» изучалась культура одного из существующих этносов и на отчетных мероприятиях представлялась презентация выбранной национальности (шоу-программа «Фольклорное разноцветье», «Азбука нашей национальности» и др.); в 3-ю смену - «Республика «СССР (создай свою совершенную республику)» воспитанники должны были придумать модель несуществующей республики и представить ее как отдельное действующее государство. Такие формы работы содействовали самовоспитанию подростков посредством самонаблюдения, самоизучения, совершенствования коммуникативной культуры в совместной поисковой, спортивной и творческой деятельности этнической направленности.
Итоговый этап экспериментальной работы заключался в обработке результатов констатирующего и формирующего этапов и оформлении выводов. Для получения информации о результатах ОЭР мы использовали разработанную программу диагностики, позволяющую оценивать сформированность межэтнической толерантности по компонентам с помощью авторского диагностического инструментария (анкеты, карты-характеристики, дидактические карты). Результаты формирующего этапа ОЭР подтвердили существенные позитивные изменения в уровнях сформированности компонентов межэтнической толерантности у подростков экспериментальных групп (таблица).
Таблица
Распределение подростков по критериям сформированности компонентов межэтнической толерантности (%)
Критерии |
Группы |
Уровни | |||||||||
Высокий |
Достаточно высокий |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий | |||||||
исх. ур. |
дост. ур. |
исх. ур. |
дост. ур. |
исх. ур. |
дост. ур. |
исх. ур. |
дост. ур. |
исх. ур. |
дост. ур. | ||
Когнитивный |
КГ |
4,0 |
16,0 |
12,0 |
28,0 |
44,0 |
40,0 |
28,0 |
12,0 |
12,0 |
4,0 |
ЭГ-1 |
4,3 |
26,2 |
13,1 |
34,8 |
34,8 |
30,4 |
30,4 |
4,3 |
17,4 |
4,3 | |
ЭГ-2 |
7,7 |
26,9 |
15,4 |
38,5 |
34,6 |
30,8 |
30,8 |
3,8 |
11,5 |
0 | |
Эмоционально-мотивационный |
КГ |
4,0 |
20,0 |
8,0 |
24,0 |
48,0 |
44,0 |
24,0 |
8,0 |
16,0 |
4,0 |
ЭГ-1 |
4,3 |
26,1 |
13,1 |
30,4 |
43,5 |
34,8 |
21,7 |
4,3 |
17,4 |
4,3 | |
ЭГ-2 |
7,7 |
30,8 |
15,4 |
38,5 |
34,6 |
23,1 |
19,2 |
3,8 |
23,1 |
3,8 | |
Деятельностный |
КГ |
8,0 |
24,0 |
12,0 |
24,0 |
48,0 |
44,0 |
16,0 |
4,0 |
16,0 |
4,0 |
ЭГ-1 |
4,4 |
26,1 |
8,7 |
30,5 |
47,8 |
34,8 |
26,1 |
4,3 |
13,0 |
4,3 | |
ЭГ-2 |
7,7 |
34,6 |
11,5 |
34,6 |
38,5 |
27,0 |
23,1 |
3,8 |
19,2 |
0 |