Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа
Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.
Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.
Введение ……………………………..3
Глава 1: Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии.
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес»……………………………7
1.2. формирование познавательного интереса у младших школьников ……11
Выводы по главе………………………………………………………………16
Глава 2. Проектирование опытно-экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии.
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников..................17
2.2. Проект формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии…………………………………………………………….20
Выводы по главе ……………………………34
Заключение ……………………………35
Список литературы …………………………………………………………...36
2.1.
Диагностика уровня
сформированности познавательного
интереса у младших
школьников.
Цель: Выявить
уровень сформированности познавательного
интереса у младших школьников.
Критерии:
1) Положительно-познавательные отношения учащихся к уроку;
2) Участие во внеурочной деятельности по предмету;
3) Чтение
дополнительной литературы по предмету.
На основе рассмотренных критериев выделим уровни формирования познавательного интереса:
Низкий - характеризуется внешне привлекательной, простой, кратковременной деятельностью узнавания и воспроизведения;
Средний - характеризуется длительной, самостоятельной, частично-поисковой деятельность
Высокий
- характеризуется длительной, самостоятельной,
сложной креативной деятельностью
Методика 1.
Анкетирование.
Цель: определить уровни развития познавательных интересов: узнать направленность, устойчивость, глубину познавательных интересов, характер мотивации познавательного процесса, уровень активности и самостоятельности детей, как критериев развития познавательного интереса.
Данные заносятся в таблицу.
Анкета по изучению познавательных интересов учащихся
1. Вызывает ли у Вас интерес процесс учения?
А) всегда интересно;
Б) чаще всего интересно;
В) иногда возникает интерес;
Г) никогда не вызывал интереса;
Д)
не думал об этом.
2. Какие учебные предметы Вам нравятся?
А) очень интересен:…
Б) интересен:…
В) скорее интересен, чем не интересен:…
Г) скорее не интересен, чем интересен:…
Д)
совсем не интересен:…
3.
Почему этот (эти) предмет тебе
интересен?
А) нравиться преподаватель;
Б) нравится узнавать новое в этой области знаний;
В) могу отдохнуть, расслабиться;
Г) возможность общаться с друзьями;
Д) не ругает учитель;
Е) нравиться получать хорошие оценки;
Ж) нравиться процесс работы на уроке;
З) нравиться добываться результата;
И) этот предмет нравиться моим друзьям;
К) привлекает актуальность предмета;
Л)
что еще: ___________.
4.
Если Вам нравится учиться,
то как проявляется этот
А) активно работаю на уроке;
Б) внимательно слушаю объяснения учителя;
В) читаю дополнительную литературу;
Г) занимаюсь в предметном кружке;
Д) изучаю дополнительную литературу;
Е) стремлюсь придумать что-либо новое, усовершенствовать;
Ж)
что еще: ___________.
5. Сколько времени Вы тратите на то, чтобы заниматься тем, что Вас интересует?
А) занимаюсь выбранным предметом только на уроке;
Б) самостоятельно занимаюсь дома;
В) углубляю свои знания на занятиях кружка в школе и вне школы;
Г) много занимаюсь дополнительно;
Д)
что еще: ___________.
6. Как Вы поступите, если задано сложное задание, связанное с предметом Вашего интереса?
А) сразу спрошу ответ у других;
Б) попрошу подсказку;
В) постараюсь выполнить ее сам, если не смогу, попрошу помощи;
Г) во что бы то ни стало постараюсь выполнить сам;
Д)
поступлю иначе (как?) _________.
7. Что Вас привлекает в предмете, который Вам интересен?
А) меня интересуют новые факты, занимательные явления, о которых я могу узнать от других;
Б) мне нравиться разбираться в том, что и как происходит;
В) мне интересно доходить до сути событий и явлений, выяснить, почему они происходят;
Г)
мне интересно, используя свои знания,
придумывать, конструировать новое.
Высокий уровень: учащийся активен в познавательной деятельности, проявляет самостоятельность в познавательном процессе.
Средний уровень: учащийся менее активен в познавательной деятельности, редко проявляет самостоятельность в познавательном процессе.
Низкий:
учащийся не активен в познавательной
деятельности, не проявляет самостоятельность
в познавательном процессе.
Методика 2.
Техника проведения опроса интереса детей к учебным предметам:
«если бы учитель попросил тебя составить расписание уроков на завтрашний день, сколько бы уроков ты включил в расписание и какие??»
Обработка результатов: количественный показатель выражается посредством графика.
Предметы: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, ИЗО, труд, музыка, физкультура и другие.
Высокий уровень: учащийся выбирает русский язык, математику, литературное чтение, окружающий мир, труд.
Средний уровень: учащийся выбирает русский язык, математику, труд, ИЗО, музыку.
Низкий
уровень: физкультуру, труд, ИЗО, музыку.
2.2. Проект формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии
Конспект урока №1.
Тема:
«Оригами – сказка».
Задачи:
Образовательная – познакомить детей с новым изделием из бумаги на основе двойного квадрата, познакомить детей со сказкой из оригами;
Развивающая - развивать навыки мыслительного анализа последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания;
Воспитательная
- формировать интерес к данному
виду труда, воспитывать внимательность
к работе, способность формирования действий
пооперационного контроля.
Материал
и инструменты: цветная бумага, карандаш,
линейка, ножницы.
Подготовительный
этап: дети приносят на урок готовый
квадрат 20х20 см.
Оформление
доски:
Базовая форма – двойной квадрат.
Чертёж изделия:
Содержание:
I. Постановка цели.
-
Сегодня мы с вами научимся
рассказывать интересную
II. Объяснение нового материала.
Первый
раз сказку рассказывает сам учитель,
сопровождая рассказ поэтапным показом
работы. Второй раз он делает то же самое,
подробно объясняя учащимся последовательность
работы (пояснения в скобках рядом с основным
текстом).
Жил-был один человек. Была у него
земля (показывается
квадрат бумаги) |
|
Решил он продать землю и на вырученные деньги отправиться в путешествие. Он продал часть земли (квадрат складывается пополам по диагонали), но денег ему не хватило. | |
Тогда он решил продать другую часть земли (квадрат разворачивается и складывается ещё раз пополам по другой диагонали). | |
Но денег ему всё равно |
|
и ещё больше (сложенный
квадрат переворачивается и складывается
ещё раз так же), |
|
а потом продал и всю остальную
землю (квадрат опять
переворачивается и складывается третий
раз /заготовка к базовой модели – двухтрубный
пароход/). |
|
На эти деньги он решил отправиться
в путешествие и заодно принарядиться.
Захотел на мир посмотреть, да и себя показать
(квадрат переворачивается). |
Путешествовать он собрался на пароходе
(квадрат разворачивается
в пароход – в верхнем и нижнем квадратиках
вытягивают середины (половинки) вверх
по очереди и разглаживают – получают
вверху и внизу трубы (рис.1), а левый и правый
квадратики поддевают изнутри целиком
указательными пальцами и тянут соответственно
вправо и влево (фигура как бы складывается)
и разглаживают до рис.2). |
рис.1 рис.2 |
Купил он себе красивую шляпу, (пароход берут двумя руками, на корму и нос парохода надавливают указательными пальцами и складывают их внутрь, прижимают большими пальцами) |
|
крепкие надёжные сапоги, (изделие
складывается пополам справа налево) |
|
кожаные штаны (сапоги разворачиваются обратно в шляпу, шляпа (только передняя часть) разворачивается вниз (рис.3). Затем левый и правый квадратики поддеваются указательными пальцами изнутри и растягиваются в пароход, после чего, не отпуская фигуру, продолжаем тянуть в разные стороны указательными пальцами, одновременно вдавливая большими пальцами нижние углы кормы и носа парохода внутрь; разглаживаем бумагу вверх рис.4) | рис.3 рис.4 |
и тёплый свитер (указательными
пальцами сверху отгибаем переднюю часть
фигуры свитер на себя и вниз, разглаживаем). |
|
И в таком нарядном виде он плыл и плыл, пока не проголодался. Решил он перекусить и сел за стол (сложный этап – берём свитер, верхнюю и нижнюю трубу сдавливаем по очереди с боков, складывая их обратно в квадратики /рис.5/; затем изделие поворачиваем вправо на 90 градусов, указательными пальцами левый и правый квадраты глубоко изнутри вытягиваем вправо и влево соответственно рис.6, после чего, не отпуская фигуру, продолжаем тянуть в разные стороны указательными пальцами, одновременно вдавливая большими пальцами нижние /правый и левый/ углы изделия внутрь, поправляем до формы стола рис.7). | рис.5 рис.6 |
Заказал он себе много разной еды
и хорошо пообедал. |
рис.7 |
После обеда поплыл он дальше и через некоторое время причалил к берегу небольшого островка. Погостил он на этом островке, продал пароход и решил отправиться дальше на новом паруснике (фигура стол разворачивается к себе углом, берётся правой и левой рукой за противоположные углы и стол по диагональному сгибу складывается вверх в фигуру 8; образовавшиеся треугольные выступы (к себе и от себя) проглаживают влево вверх правой рукой до фигуры 9; для нормального вида изделие поворачивают где-то на полкруга вправо). |
рис.8 рис.9 |
На паруснике он плыл по морю, пока не приплыл к пристани небольшого города. Денег у него оставалось совсем немного, т.к. он их потратил во время путешествия. Он продал парусник и отправился он дальше на лодке (фигура парусник - правый угол /край/ изделия (только передняя часть) отгибается и прикладывается ровно к левому краю, выступившая центральная /передняя/ часть отгибается к правому краю, разглаживается рис.10). | рис.10 |
Плыл он, плыл и доплыл до морского залива. Залив этот переходил в пруд. Там наш путешественник сошел на берег и на оставшиеся деньги взял напрокат катамаран (фигура лодка сверху большими пальцами немного раскрывается за края, рис.110). |
Катался он на
катамаране, пока время его не вышло. Но
вот время закончилось, и человек, вполне
довольный путешествием, сошёл на берег.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец! (по ходу рассказа - в
фигуре катамаран внутри торчат как бы
язычки /треугольники, рис.11/, придерживая
фигуру, аккуратно вытаскиваем первый
язычок целиком вверх рис.12, после чего
верхний треугольник сгибаем вниз рис.13
и боковые треугольные части сгибаем к
центру. Затем полученный квадрат сгибаем
пополам вниз.) |
рис.11 рис.12 рис.13 рис.14 |
(Переворачиваем фигуру
и точно такую же операцию повторяем с
оставшейся половиной катамарана.)
А ты любишь сказки слушать – люби и денежки платить. (полученная фигура растягивается за края в разные стороны в кошелёк-коробочку рис.16). |
рис.15 |
Вот так и
закончил он своё путешествие. Теперь
он зарабатывает себе на жизнь тем, что
рассказывает сказки прохожим. У: А теперь попробуйте самостоятельно выполнить это задание. |
рис.16 |