Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:11, курсовая работа
Целью моей работы является построение системы коррекционно-развивающих занятий в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
В соответствии с принципами психолого-педагогической
классифи-
кации речевых нарушений выделена категория
детей с таким
нарушением как общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи
рассматривается как системное нарушение
речевой деятельности,
сложные речевые расстройства, при которых
у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой
системы. Речевая
недостаточность при общем недоразвитии
речи может варьироваться от
полного отсутствия речи до развернутой
речи с выраженными
проявлениями лексико-грамматического
и фонетико-фонематического
недоразвития. С такими детьми
необходимо проводить целенаправленную
и систематическую работу по коррекции
речи. Современная дошкольная педагогика,
психология и логопедия огромное значение
придают процессу речевого развития детей
дошкольного возраста, так как это сензитивный
период для развития человека как личности.
Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны речи в разных научных источниках освещены недостаточно, но, анализируя классиков и основоположников отечественной логопедии, я нашла подтверждение выдвинутого мною предположения.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слова. Неоправданно связывают вопросы коррекции нарушений слоговой структуры слов только с проблемами формирования произношения. И это одна из причин, которая привела меня к необходимости более глубоко и тщательно изучить методический материал, психолого-педагогическую литературу и начать эффективнее работать в данном направлении.
Отметим ещё одну сторону рассматриваемой проблемы. Многолетняя работа с детьми, имеющими сложные, зачастую комбинированные дефекты речи, позволила также высказать предположение, что именно нарушения слоговой структуры слов являются ключевым симптомом наличия у ребёнка общего недоразвития речи. А отсутствие искажений слогового состава слова позволяет усомниться в этом.
Исходя из этого можно сказать, что нарушению слоговой структуры необходимо отвести особое место как при обследовании детей с речевой патологией, так и в процессе коррекционного воздействия.
Эта проблема очень актуальна на современном этапе
развития
общества. Так как в нашей речи появляется
много новых сложных по
слоговой структуре и звуковоспроизведению
слов, которые для
взрослых тяжелы в произношении, а детям
с нарушениями речи их не
произнести вообще. Например: маркетинг,
менеджер, компьютер,
горнолыжный курорт, поверхность, прихорашиваться,
неправдоподобный, междугородний и пр.
Целью моей работы является построение системы коррекционно-развивающих занятий в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Главная идея моей работы заключается в реализации общеразвивающих задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей. Концепция учитывает общность развития нормально развивающихся детей и
детей с общим недоразвитием речи, и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, моя работа имеет в своей основе принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступающее развитие.
Характерной особенностью моей работы является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включение элементов новизны по содержанию и форме.
Исходя из вышесказанного можно выдвинуть гипотезу:
вследствие искажений слоговой структуры слова затрудняется общение дошкольников с трудностями усваивается звуковой анализ, появляется нежелание ребёнка быть школьником и сталкиваться с учебной нагрузкой, а также преодолевать её.
Это отличает детей с ОНР от сверстников с нормальным речевым развитием.
Формирование правильного слогового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи - обширный раздел работы.
Задачи работы в соответствии с вышеназванными направлениями:
1. Научить детей четко воспринимать слово и воспроизводить его в соответствии с точным количественным слоговым составом.
2. Научить
правильному слитному произношению слова
в полном объёме его слого-звукового состава
с четким выделением ударного слога.
1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
Проанализировав методическую литературу, я поняла, что проблема общего недоразвития речи у дошкольников, в большей своей направленности, сводится к несформированности одного из важнейших компонентов речевой деятельности - слоговой структуре слова. В системе языка с тремя её составляющими - фонетикой, лексикой и грамматикой - слоговая структура, на мой взгляд, занимает особое место.
С одной стороны - это часть произносительной стороны речи -фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х. Швачкин). Но с другой стороны - существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью, особенно у дошкольников с нарушениями речи.
По мнению Р.Е.Левиной, слоговая структура является генетически более ранним образованием, чем фонетическая функция языка. Формирование звукового наполнения слогового контура слова связано с ритмико-интонационными фонологическими средствами языка, непосредственно возникающими из доречевых компонентов общения.
Тот же автор отмечает, что основная причина трудностей формирования речи у алаликов и афазиков - невозможность воспроизведения элементарны слоговых структур.
Р.Е Левина считает также, что, несмотря на системные связи фонетики, лексики и грамматики, каждый из компонентов языковой системы имеет свои внутренние закономерности. В частности, воспроизведение слоговой структуры слова опирается на рядообразование.
И.А.Сикорский
указывает на известную самостоятельность
процесса усвоения слоговой структуры
слов по отношению к овладению отдельными
звуками.
А.К.Маркова констатирует, что у детей неумение воспроизводить слоговую структуру удерживается дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков, причем, при непостоянстве замен и искажений, отличается стойкостью.
В работе использованы и объединены достижения ряда авторов, изучающих речь и речевую деятельность, - от физиологии высшей нервной деятельности до общей лингвистики. Авторы стремились к тому, чтобы преобладающим в оценке дефектов речи и их преодоления были бы интегрированные психолого-педагогические и психолингвистические подходы.
При написании работы, учитывались, как новые экспериментальные подходы в исправлении недостатков речи, так и традиционные вопросы о речевых нарушениях, заложенными основоположниками отечественной логопедии.
В основе коррекционно-развивающей работы с детьми лежат:
- Закон РФ «Об образовании»,
- Концепция модернизации российского образования на период до
2010 года,
-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,
- Конвенция о правах ребёнка,
2.
ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОГО
ПЛАНА, РАССМАТРИВАЕМЫЕ
В НЕСКОЛЬКИХ АСПЕКТАХ
Умея правильно произносить звуки, дети дошкольного возраста начинают искажать слова, допускают замены и смешения звуков в слове. По звучанию речь детей монотонна, малоэмоциональна, они слабо владеют своими голосовыми данными, речевым дыханием. Такие дети обычно замкнуты, ограничиваются лишь ситуативным общением. В процессе игровой деятельности у них возникают трудности в передаче словами своих игровых замыслов. Возникает непонимание со стороны сверстников.
И вот вам проблема коммуникативного плана. Такое явление почти не наблюдается в устной речи детей с нормальным речевым развитием. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Дети болезненно переживают это, становятся молчаливыми, застенчивыми и раздражительными.
Проблему общего недоразвития речи у дошкольников и в частности нарушение слоговой структуры слова можно рассматривать в нескольких аспектах. Первый - это недостаточная сформированность коммуникативной функции речи.
Второй
очень важный аспект проблемы: формирование
регулирующей и обобщающей функций речи.
В норме регулирование психических функций
человека с помощью речи формируется к
концу дошкольного возраста и имеет большое
значение для перехода ребёнка к школьному
обучению. Становление регулирующей и
обобщающей функций речи приводит к
возникновению у ребёнка способности подчинять свои действия речевой инструкции взрослого.
Если к моменту поступления в школу у детей сохраняются трудности и дефекты не только в активной речи, но и в её понимании, это становится предпосылкой недопонимания речи и требований учителя. В дальнейшем большие трудности возникают при насыщении речи учителя и учащихся специальной терминологией.
Третий аспект, позволяющий серьёзно
задуматься над формированием слоговой
структуры слов у дошкольников: несформированность
мотивационной стороны будущего ученика.
3.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ
И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ДАННОЙ
ПРОБЛЕМЕ. АНАЛИЗ ОПЫТА.
Анализ собственного опыта на основе выдвинутого Р.Е.Левиной принципа развития, суть которого сводится к наличию первичных и вторичных образований в картине системных речевых нарушений, позволяет по-новому взглянуть на данную патологию.
Актуализация диагностической и коррекционной работы с детьми именно по формированию слоговой структуры слов приводит к необходимости становления базы речи и собственно речевых компонентов со всеми вытекающими последствиями по общепознавательному и социально-коммуникативному развитию детей с общим недоразвитием речи. Дети приобретают знания об окружающем мире, становятся активными членами нашего общества.
Анализ опыта профилактики, диагностики и коррекции общего недоразвития речи вскрывает проблему несогласованности восприятия и воспроизведения слов сложной слоговой структуры. Ведущий сенсорный канал восприятия определяет своеобразие процесса получения и переработки информации. Педагог определённой модальности усиливает моно-сенсорные проявления среди воспитанников и приводит к гармонизации нарушенного процесса - это главное условие целостного мироощущения и эффективности коррекционного процесса.
Информация о работе Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР 3 уровня