Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:11, курсовая работа
Целью моей работы является построение системы коррекционно-развивающих занятий в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Основное внимание в своей работе я уделяю
и личности логопеда, ориентированного
на предупреждение и наиболее эффективное
преодоление развития речевых дефектов,
и их влияния на формирование личности
ребёнка.
4.
ЦЕЛОСТНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ.
В логопедической группе коррекционное направление является ведущим, а общеобразовательное - подчиненным. Следовательно, целостность моей деятельности обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребёнка, взаимосвязью между специалистами, участниками педагогического процесса и родителями детей.
Таким образом, выполнение коррекционных и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов как педагогического, так и медицинского профилей и родителей детей.
Логопедическое воздействие опирается на опережающее развитие семантической стороны речи по отношению к формально-языковой. Основные принципы, заложенные в мою работу по формированию слоговой структуры слова:
7. Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.
В моей практической работе по развитию способности правильно
произносить слова наблюдается определённая поэтапность.
На первом этапе накапливаются представления о количественном
слоговом составе слов, на втором — отрабатываются навыки
практического овладения слогоритмической
мелодией слова.
5. КОМПЛЕКСНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН, СПОСОБСТВУЮЩИЙ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.
В соответствии с основными направлениями и задачами, всю работу в рамках можно представить в виде определенного комплексного индивидуального плана:
обследования слоговой структуры слов.
памяти, как традиционными, общепринятыми в
коррекционной педагогике приёмами работы с речевыми и
неречевыми звуками, так и ещё я использую материал
специальных программ по развитию слухового восприятия.
обучения умению вслушиваться в обращенную речь,
выделяя отдельные её компоненты, а позднее сливается с
работой по развитию лексико-грамматического строя речи.
слухо-двигательной координации. Традиционные
логопедические приёмы развития артикуляторной
моторики я дополняю графическими опорными символами.
соответствии с известными в логопедии методиками.
соответствии с возрастными требованиями.
включает в себя:
-14-
- развитие фонематического восприятия,
- усвоение навыков звукового анализа и синтеза.
8. Развитие связной речи. Традиционная
логопедическая
работа дополняется требованиями к параллельному
введению в
речь полученных фонетико-фонематических навыков и
отработанных слов.
9. Обучение грамоте и предупреждение нарушений
письменной речи.
10. Введение полученных навыков в свободное
общение. Здесь
я опираюсь на материал общеразвивающей
программы МДОУ.
И на этом этапе работы педагоги и родители
становятся
основными участниками коррекционного
процесса.
СО СВЕРСТНИКАМИ.
Основополагающей задачей учителя - логопеда является -организовать опыт активного речевого общения со сверстниками. Первоначальные пробы на речевой контакт проводятся в играх и упражнениях с мячом. Школа мяча начинается в детском саду и продолжается при повторении и закреплении навыков правильного произношения дома. Мяч в одно мгновение организует всех, превращая группу в коллектив, выполняющий общее дело.
По характеру вступления в контакт, координации движений со словами, способности переключения на новый словесный сигнал глазам логопеда предстаёт яркая картина состава группы по уровню речевого развития, её понимания и активного применения.
Дети с наименьшей степенью поражения речи, как правило, активны, контактны, понятливы и дружелюбны с первых игровых проб. Мяч ловите не зевайте,
На вопросы отвечайте. - (Отвечаем только одним словом на вопросы: кто? что? или подбираем слово-признак предмета по форме, величине, запаху, вкусу и т.д.)
Наряду с отдельными детьми, сразу возвращающими мяч с ответом, большинство детей логопедической группы с общим недоразвитием речи не могут этого сделать. Это происходит от части по той причине, что они не понимают задания, в формулировку которого входят термины «слово», «действие предмета». А главное, из-за речепроизносительных трудностей. Ответа едва дождешься, а слова не разобрать, они звучат, смазано, искаженно, чаще звучат на низких тонах голоса. Скованность поз, неловкость движений, неумение ловить летящий мяч и боязнь летящего предмета, стеснительность и робость, излишнее двигательное беспокойство - всё налицо. По существу в играх с мячом логопед в наиболее благоприятных
условиях продолжает свои наблюдения за процессом коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи. При этом сделанные выводы становятся основой заключения о состоянии речи и его познавательных способностях в целом.
Пользуясь мячом как учебным инструментом, легко смоделировать слоговой состав любого слова. Деление слова на слоги производится под удары мяча об пол по образцу логопеда, который, стоя в кругу вместе с детьми, демонстрирует и речевое и предметное действие, тем самым, приглашая детей к совместным сопряженным активным действиям.
Приглашением к началу упражнений с мячом часто служат и речевые четверостишия, с внедрением их в канву слов-терминов:
-Буду я сейчас водить, Буду я произносить, Какое-нибудь слово. Вам нужно повторить, потом на части разделить. Игровые упражнения проводятся сначала в медленном темпе, затем темп наращивается до бодрого, ускоренного. Коллективные сопряженные действия даются детям легко и в результате дети подчиняются общему темпу, действуют согласованно и ритмично.
Упражнения в словоделении под мяч, под дирижирование взрослого, составлении графических схем слогового состава помогают формировать у детей более четкие контуры слов, и тем самым оказывают влияние на их правильное произношение.
Однако этих приёмов бывает недостаточно, чтобы научит энергичному и правильному произношению во всем объёме предъявляемых требований.
На основании теории поэтапного формирования умственных действий на всех этапах коррекции включается большое количество схем, идеограмм, таблиц, облегчающих усвоение семантической структуры слов.
С этой целью на занятиях вводятся упражнения над словом на опорных подвижных схемах. Подвижность и привлекательность опорного материала для воссоздания слогового состава слова и его ритмического рисунка представляют детям большую свободу в выборе действий со словом, которое можно произносить многократно различным путем: слитно, беспрерывно, по слогам или прерывисто, громко, тихо, про себя, замедленно или ускоренно, с интонированием ударного слога или без акцентов, монотонно или скандировано, по образцам учителя или без них. Упражнения подбираются по принципу наращивания и усложнения слогов.
Подвижность опорных схем - это и простор для манипуляционных действий. При составлении схем слогового состава слова пластины выкладываются в ряд в направлении от левой руки по линии направо. Выбор речевого материала - слов разной слоговой структуры диктуется задачами конкретного занятия.
Дети могут действовать с готовым образцом, т.е. словом, которое логопед произносит по слогам. И если при этом дети ошибаются, то логопед предоставляет возможность детям провести анализ и обобщение по конкретной ситуации на опорных схемах незамедлительно и до полного выяснения слогового состава слова при активной помощи детей.
Конечно, до того, как дети начнут работать с индивидуальными наборами опорных схем слогового состава, я объясняю и показываю, как это надо это делать в развернутой форме на более лёгком речевом материале. После показа с развёрнутым анализом можно переходить к самостоятельному анализу и составлению схем слогового состава различных слов. Пластины-наборы заранее приготавливаются логопедом или дежурным на столах детей. Внимательно прослушав слово, чуть замедленно, слитно и четко произнесенное логопедом, дети произносят это же слово по слогам, последовательно откладывая каждый слог - пластину - на столе в линию подряд слева направо. В соответствии с ситуацией, зафиксированной на индивидуальной опорной схеме, проводится анализ. Если возникают затруднения, я быстро переключаю группу на игровую деятельность и предлагаю произносить слова под мяч. Напоминаю, что слова делятся на части, как апельсин на дольки - легко и быстро. Тогда ни одна часть слова не будет разорвана на звуки. Минута-другая совместных ритмических действий в делении слова на части создают возможность переноса навыка ритмичного произнесения слова по слогам в активной речи.
Информация о работе Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР 3 уровня