Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 14:05, реферат
Актуальность работы. Важнейшими проблемами дидактики являются проблемы форм и методов обучения, которые остаются актуальными как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от их решения находится сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студента, а следовательно и результат обучения в высшей школе в целом.
Цель: познакомить слушателей с основными формами и методами обучения в высшей школе и требования к их организации в контексте современных тенденций развития высшей школы.
Исходя из вышепоставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
1. рассмотреть формы учебной работы в высшей школе;
2. анализ наиболее важных методов учебной работы в высшей школе.
Рассмотрению и краткому описанию отдельных форм и методов учебной работы и посвящена данная работа.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Формы учебной работы в высшей школе……………………………4
2. Методы учебной работы в высшей школе………………………….16
Заключение …………………………………………………………………….20
Список литературы ……………………………………………………………21
а) овладение языком соответствующей науки;
б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;
в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
Лабораторные работы
Лабораторные
занятия интегрируют теоретико-
Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Из общепедагогических рекомендаций отметим следующие.
Совместная групповая деятельность — одна из самых эффективных форм. Ее конкретная ориентация зависит от усилий преподавателя. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.
Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении – пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов – решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.
Опыт
показывает, что в подавляющем
большинстве случаев ни в школе,
ни в институте не обучают целенаправленной
логике рассуждений на материале отдельных
предметов, не учат правилам и логическим
требованиям определения понятий. В результате
понимание определения, умение его самостоятельно
сформулировать подменяется буквальным
запоминанием готовой формулировки.
Самостоятельная
работа студентов
как развитие и
самоорганизация
личности обучаемых
Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения.
Ввиду наличия вариантов определения самостоятельной работы в педагогической литературе мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Высшая школа отличается от средней специализацией, но главным образом методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека.
В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы – подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе – выполнение дипломного проекта. Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.
Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.
Коллективами кафедр разрабатываются:
Коллоквиум
Слово «коллоквиум» происходит от латинского «collocvium» – разговор, беседа. Это одна из форм учебных занятий, беседы преподавателя с учащимися для выяснения знаний. Коллоквиум выполняет контрольно-обучающую функцию. Он особенно уместен, когда предмет читается 2-3 семестра, а итоговый контроль один. Его можно назначать вместо семинара на итоговом практическом занятии. Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и может быть рекомендован в преподавательской практике как одна из наиболее действенных форм обратной связи.
Формы педагогического
контроля
Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности.
Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развивается педагогическое общение. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют от преподавателя больших затрат времени. Экзамены создают дополнительную нагрузку на психику студента. Курсовые и дипломные работы способствуют формированию творческой личности будущего специалиста. Умелое сочетание разных видов контроля — показатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.
По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.
Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).
Тематический контроль — это оценка результатов определенной темы или раздела программы.
Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
Итоговый контроль — экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики.
Заключительный
контроль – госэкзамены, защита дипломной
работы или дипломного проекта, присвоение
квалификации Государственной экзаменационной
комиссией.
2. МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Классификация
методов обучения
Основания | Группы методов |
1. Источник знаний | Словесные, наглядные, практические |
2. Этап обучения | Подготовки к изучению нового, изучения нового, конкретизации, углубления, приобретения умений и навыков, контроля и оценки |
3. Способ руководства | Объяснения педагога, самостоятельная работа |
4. Логика обучения | Индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические |
5. Дидактические цели (по Ю. К. Бабанскому и В. И. Андрееву) | Организации деятельности, стимулирования и релаксации, проверки и оценки |
6.
Характер деятельности |
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский |
Остановимся еще на одной классификации — классификации методов но характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
Итак,
в педагогической литературе представлен
широкий спектр методов обучения.
Но какие методы обучения использовать?
Какие взять за основу? Какие из них содержат
оптимальные обучающие возможности?
Информация о работе Формы и методы учебной работы в высшей школе