Формы и методы учебной работы в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 14:05, реферат

Описание

Актуальность работы. Важнейшими проблемами дидактики являются проблемы форм и методов обучения, которые остаются актуальными как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от их решения находится сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студента, а следовательно и результат обучения в высшей школе в целом.
Цель: познакомить слушателей с основными формами и методами обучения в высшей школе и требования к их организации в контексте современных тенденций развития высшей школы.
Исходя из вышепоставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
1. рассмотреть формы учебной работы в высшей школе;
2. анализ наиболее важных методов учебной работы в высшей школе.
Рассмотрению и краткому описанию отдельных форм и методов учебной работы и посвящена данная работа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Формы учебной работы в высшей школе……………………………4
2. Методы учебной работы в высшей школе………………………….16
Заключение …………………………………………………………………….20
Список литературы ……………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

формы и методы учебной работы в высшей школе.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

      Выбор методов обучения

      Известен  подход, в котором удачно обобщен в алгоритме «оптимальный выбор метода обучения» (Ю. К. Бабанский). Он состоит из семи шагов:

  1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога; если студент может без излишних усилий и затрат времени достаточно глубоко изучить материал самостоятельно, помощь педагога окажется излишней. В противном случае в той или иной форме она необходима.
  2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам.
  3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и синтетического путей познания. Если эмпирическая база для дедукции и анализа подготовлена, дедуктивные и синтетические методы вполне по силам для взрослого человека. Они, бесспорно, предпочтительнее как более строгие, экономные, близкие к научному изложению.
  4. Меры и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов.
  5. Решение о необходимости введения методов стимулирования деятельности студентов.
  6. Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля.
  7. Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.
 

 

Заключение 

     В настоящей выпускной квалификационной работе мы на основе изучения специальной  литературы, опыта работы преподавателей вуза сделали попытку рассмотреть  вопросы о формах и методах  учебной работы в высшей школе.

     В двух разделах работы нами последовательно раскрыты следующие вопросы:

     1. формы учебной работы в высшей  школе

     2. методы учебной работы в высшей  школе.

     Позвольте на их полном освещении не останавливаться  и в заключении отметить, что отказ  от существующих форм организации занятий  и методов учебной работы приведет к снижению научного уровня подготовки студентов, нарушить системность и равномерность работы в течении семестра. Поэтому формы и методы учебной работы являются незаменимыми в организации учебного процесса в высшей школе.

 

Список  литературы

  1. Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. - М., 1989.
  2. Национальный доклад РФ «Политика в области образования и НИТ» на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» //ИНФО. 1996. №5.
  3. Нинциев К., Иванов В. Социально-экономический портрет преподавателя университета //'Высшее образование в России. 1995. № 3.
  4. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1986.
  5. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 2003.
  6. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. – М., 1986.
  7. Розман Г. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 1995. № 1.
  8. Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. № 2.
  9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 1983.
  10. Чернов Е. Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов / Высшее образование в России. 1994. № 4.
  11. Дрейвс В. Преподавание он-лайн. — М., 2003.
  12. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. - Л„ 2006.
  13. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в России. - 1992. - № 3.
  14. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995.
  15. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2009

Информация о работе Формы и методы учебной работы в высшей школе