Формы организации процесса обучения: традиции и новации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание

Тема моей курсовой работы «Формы организации процесса обучения: традиции и инновации». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

меньшей его  регламентации и большей самостоятельности учащихся в

экспериментальной и практической деятельности.

Знания, полученные учащимися в процессе обучения, они  могут применить на

практических  занятиях и занятиях практикума. Практическое занятие — это

такая форма организации обучения, в которой представляется возможность

учащимся применять полученные ими знания в практической деятельности.

Различного  рода экспериментальные задания, предусмотренные программой по

естественным  дисциплинам, выполняются на занятиях практикума. На этих

занятиях учащиеся, используя разнообразные приборы  и инструменты, проводят

различные экспериментально-практические работы. Эта форма организации

обучения направлена на то, чтобы вооружить учеников элементарными

экспериментально-практическими умениями и навыками.

Применить знания на практике учащиеся могут в процессе учебно-

производственной  деятельности в трудовых объединениях школьников (ученических

производственных бригадах, лагерях труда и отдыха). При такой форме

организации обучения целесообразны звеньевые и индивидуальные формы учебной

работы и труда.

Повторение  и систематизация знаний помимо урока  соответствующего типа могут

проводиться в  форме обзорных лекций, конференций, экскурсий, консультаций.

Обзорная лекция характеризуется спецификой материала для изложения,

подобранного  с учетом сформированное знаний учащихся. На этой лекции

целесообразно выделить стержневые моменты темы, раздела.

На обзорной конференции обсуждаются ключевые положения изученного материала,

учащимся раскрываются новые обобщающие подходы к его  анализу. Обзорная

конференция может быть комплексной, т. е. реализующей межпредметные связи в

обобщении и  систематизации учебного материала.

Обзорная экскурсия  предполагает целенаправленный осмотр учащимися объектов,

стендов, наблюдение процессов с целью восстановить и систематизировать ранее

полученные  знания. Например, экскурсия в дендрарий  позволяет обобщить знания

о видах деревьев.

Учащимся, готовящимся  сдавать зачеты или экзамены, в подготовке к ним

большую помощь оказывают обзорные консультации. В ходе этих консультаций

выделяются ключевые положения, глубокое осмысление которых позволяет учащимся

усваивать знания в системе, способствует более легкому запоминанию объемного

материала. Обзорная консультация как форма организации  обучения выполняет

корректирующую  функцию, помогая ученикам сориентироваться в требованиях и

определить  важность и удельный вес отдельных  разделов в структуре программы.

Консультация  строится по принципу вопросов и ответов.

Контроль за усвоением учащимися знаний помимо урока может осуществляться в

форме зачета, собеседования, контрольного учебно-практического занятия,

экзамена. Зачет как форма организации обучения проводится для проверки

качества усвоения учащимися отдельных разделов учебной  программы,

сформированности  умений и навыков. Эта форма организации обучения широко

применяется в вечерних (сменных) заочных школах работающей молодежи.

Изредка она  практикуется и в старших классах средних школ.

В последние  годы в школе стали практиковаться зачеты в форме общественных

смотров знаний по разным разделам изученной тематики. Они проводятся после

предварительной подготовки учащихся по отдельным разделам программы. Вопросы

подбирает учитель. Учащиеся отвечают на них в присутствии комиссии,

сформированной из одноклассников. Цель этих занятий — активизировать

познавательную  деятельность учащихся. В ходе таких  занятий закрепляются,

совершенствуются, систематизируются их знания, выявляется общий уровень их

развития и  подготовленности, уровень сформированности знаний и умений,

способность заниматься самостоятельно. Выводимые комиссией отметки в

большинстве случаев  являются объективной оценкой знаний учащихся.

Собеседование, как и зачет, только в форме  индивидуальной беседы проводится

с целью выяснить уровень усвоения учениками знаний, умений и навыков.

Контрольные функции  обучения реализует также олимпиада, которая предполагает

решение наиболее пытливыми и целенаправленными школьниками оригинальных

задач, выполнение необычных, повышенной

сложности заданий. В ходе олимпиады выявляется общий уровень преподавания

предмета и  развития учащихся.

Функцию контроля знаний выполняет и учебно-практическое занятие. Ученики

получают конкретные задания, по  выполнению  которых  отчитываются    перед

преподавателем.

Практические  занятия и занятия практикума также могут строиться с целью

реализации  контрольных функций обучения. На этих занятиях учащиеся

самостоятельно изготавливают изделия, проводят измерения и отчитываются за

проделанную работу перед учителем, мастером.

Экзамен — это  форма организации обучения, позволяющая реализовывать

контрольные функции  процесса и фиксировать итог учебно-познавательной

деятельности  учащихся за учебный год или несколько  лет; она позволяет выявить

уровень усвоения учащимися учебной программы  разными методами и приемами:

выполнение учащимися контрольных работ, заданий, ответы на вопросы,

написание изложения, сочинения. На экзамене проверяется  готовность и умение

учащихся продемонстрировать имеющиеся знания, умения и навыки как в устной,

так и в письменной форме.

Названные формы организации обучения применяются как при изучении предметов,

предусмотренных учебным планом в числе обязательных, так и при изучении

курсов, выбираемых самими учащимися (на факультативах).

                      

2.3 Функции форм обучения

                      

Б. Т. Лихачёв  выделяет следующие функции форм организации обучения [7. 358 ].

Ø     Обучающе-образовательная

Ø     Воспитательная

Ø     Организационная

Ø     Психологическая

Ø     Развивающая

Ø     Интегрирующе-дифференцирующая

Ø     Систематизирующая и структурирующая

Ø     Комплексирующая и координирующая

Ø     Стимулирующая

Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них  на первом месте 

обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для

того, чтобы  создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений,

навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических

способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.

Воспитательная функция обеспечивается последовательным введением школьников

с помощью системы  форм обучения в разнообразные виды деятельности. В

результате  в работу активно включаются все  духовные и физические силы:

интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические. Ребенок

достигает целей, преодолевает трудности познания, радуется победам, помогает

товарищам, проявляет  терпение и выдержку, настойчивость и волю. Постоянно

подкрепляются и укрепляются  морально-волевые качества детской личности.

Организационная функция обучения в том, что необходимость соответствия

объема, качества содержания образования возрастным возможностям детей требует

от учителя четкой организационно-методической инструментовки подачи материала,

строгого отбора вспомогательных  средств. Адаптация школьников к специфике той

или иной формы дает им возможность заранее готовиться к деятельности, быстро

вырабатывать установку на труд в определенных условиях. Психологическая

функция форм обучения состоит  в выработке у учащихся определенного

деятельностного биоритма, привычки к работе в одно и то же время. Привычное

время и знакомые условия  учебных занятий порождают в  детях психическое

состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил.

Создается обстановка увлекательного и вдохновенного труда. Содержательная

форма учебных занятий  в совокупности с активными методами выполняет

развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении

темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и

разнообразие форм порождает  богатство условий для умственной, трудовой,

игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс

психических процессов.Формы  организации учебного процесса обеспечивают

коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя

интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс, реализуемый в

разнообразных формах, в  основе своей процесс коллективной познавательной

деятельности. Дети познают  сообща, обмениваются информацией в практических

делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть

процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных

занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности школьников,

обеспечивать работу по продвинутым программам одних и подтягиванию до средне

обязательного уровня других. Систематизирующая и структурирующая

функции организационных  форм обучения состоят в том, что  они требуют разбивки

всего учебного материала по частям  и темам, его структурирования  и

систематизирования как в целом, так и для каждого занятия.

По отношению  друг к другу формы обучения способны выполнять комплексирующую

и координирующую функции. В целях повышения эффективности усвоения

материала детьми, на основе какой-либо формы обучения могут быть объединены и

использованы составные части других форм. Так, во время экскурсии

прочитывается небольшая лекция, организуется беседа и дети принимают участие в

практической  работе. При изучении целой темы одна форма, например, урок, может

исполнять роль основной, базовой, ведущей по отношению к другим — семинарам,

бригадным занятиям, дающим дополнительный или вспомогательный материал.

Наконец, стимулирующая функция формы организации учебных занятий

проявляется с  наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста

детей, специфике  развития их психики и организма. Так, лекционная форма своей

монотонностью способна подавить в младших школьниках всякую познавательную

активность. Между  тем как урок — драматизация рассказа, включающая в действие

воображение, речь, мышление, организм в целом, стимулирует их бурную

деятельность. Самостоятельная работа старшеклассников интенсифицирует процесс

усвоения знаний, а «разжевывание» текста учебника учителем превращает любую

форму в скучное  и бесполезное времяпрепровождение. Таковы основные функции форм

организации учебного процесса.

         2.4 Урок - основная форма организации процесса обучения        

С позиций целостности  педагогического процесса урок необходимо рассматривать

как основную форму  его организации. Именно в уроке отражаются все

преимущества  классно-урочной системы. В форме  урока возможна эффективная

организация не только учебно-познавательной, но и  других развивающих видов

деятельности  детей и подростков. Не случайно в последние годы широкое

распространение получили уроки  культуры, труда, поэзии и т.п.

     Преимущества урока как формы организации педагогического процесса [9]:

Он имеет  благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и

индивидуальной  работы; позволяет учителю систематически и последовательно

излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и

формировать научное  мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды

деятельности  школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке

ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими

методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать

воспитательные  задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

     Урок — это  такая форма организации педагогического процесса, при которой

педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной

познавательной  и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с

учетом  особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы,

создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами

изучаемого  предмета непосредственно в процессе обучения, а также для

воспитания  и развития познавательных способностей и духовных сил школьников

(по А. А.  Бударному).

В приведенном  определении можно выделить специфические  признаки, отличающие

урок от других организационных форм: это постоянная группа учащихся;

руководство деятельностью  школьников с учетом особенностей каждого  из них;

овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают

не только специфику, но и сущность урока. В зависимости  от дидактических

целей и звеньев  процесса обучения, реализуемых на уроке, можно выделить 9

типов уроков [12.15]:

     формирования знаний

     закрепления и совершенствования знаний

     формирования и совершенствования знаний

     формирования умений и навыков

     совершенствования знаний, умений и навыков

     применения знаний на практике

     повторения и систематизации знаний

Информация о работе Формы организации процесса обучения: традиции и новации