Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:54, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Формы организации процесса обучения: традиции и инновации». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
меньшей его
регламентации и большей
экспериментальной и практической деятельности.
Знания, полученные учащимися в процессе обучения, они могут применить на
практических занятиях и занятиях практикума. Практическое занятие — это
такая форма организации обучения, в которой представляется возможность
учащимся применять полученные ими знания в практической деятельности.
Различного рода экспериментальные задания, предусмотренные программой по
естественным дисциплинам, выполняются на занятиях практикума. На этих
занятиях учащиеся,
используя разнообразные
различные экспериментально-практические работы. Эта форма организации
обучения направлена на то, чтобы вооружить учеников элементарными
экспериментально-практическими умениями и навыками.
Применить знания на практике учащиеся могут в процессе учебно-
производственной деятельности в трудовых объединениях школьников (ученических
производственных бригадах, лагерях труда и отдыха). При такой форме
организации обучения
целесообразны звеньевые и
работы и труда.
Повторение и систематизация знаний помимо урока соответствующего типа могут
проводиться в форме обзорных лекций, конференций, экскурсий, консультаций.
Обзорная лекция характеризуется спецификой материала для изложения,
подобранного с учетом сформированное знаний учащихся. На этой лекции
целесообразно выделить стержневые моменты темы, раздела.
На обзорной
конференции обсуждаются
учащимся раскрываются новые обобщающие подходы к его анализу. Обзорная
конференция может быть комплексной, т. е. реализующей межпредметные связи в
обобщении и систематизации учебного материала.
Обзорная экскурсия предполагает целенаправленный осмотр учащимися объектов,
стендов, наблюдение процессов с целью восстановить и систематизировать ранее
полученные знания. Например, экскурсия в дендрарий позволяет обобщить знания
о видах деревьев.
Учащимся, готовящимся сдавать зачеты или экзамены, в подготовке к ним
большую помощь оказывают обзорные консультации. В ходе этих консультаций
выделяются ключевые положения, глубокое осмысление которых позволяет учащимся
усваивать знания в системе, способствует более легкому запоминанию объемного
материала. Обзорная консультация как форма организации обучения выполняет
корректирующую функцию, помогая ученикам сориентироваться в требованиях и
определить важность и удельный вес отдельных разделов в структуре программы.
Консультация строится по принципу вопросов и ответов.
Контроль за усвоением учащимися знаний помимо урока может осуществляться в
форме зачета, собеседования, контрольного учебно-практического занятия,
экзамена. Зачет как форма организации обучения проводится для проверки
качества усвоения учащимися отдельных разделов учебной программы,
сформированности умений и навыков. Эта форма организации обучения широко
применяется в вечерних (сменных) заочных школах работающей молодежи.
Изредка она практикуется и в старших классах средних школ.
В последние годы в школе стали практиковаться зачеты в форме общественных
смотров знаний по разным разделам изученной тематики. Они проводятся после
предварительной подготовки учащихся по отдельным разделам программы. Вопросы
подбирает учитель. Учащиеся отвечают на них в присутствии комиссии,
сформированной из одноклассников. Цель этих занятий — активизировать
познавательную деятельность учащихся. В ходе таких занятий закрепляются,
совершенствуются, систематизируются их знания, выявляется общий уровень их
развития и подготовленности, уровень сформированности знаний и умений,
способность заниматься самостоятельно. Выводимые комиссией отметки в
большинстве случаев являются объективной оценкой знаний учащихся.
Собеседование, как и зачет, только в форме индивидуальной беседы проводится
с целью выяснить уровень усвоения учениками знаний, умений и навыков.
Контрольные функции обучения реализует также олимпиада, которая предполагает
решение наиболее пытливыми и целенаправленными школьниками оригинальных
задач, выполнение необычных, повышенной
сложности заданий. В ходе олимпиады выявляется общий уровень преподавания
предмета и развития учащихся.
Функцию контроля
знаний выполняет и учебно-
получают конкретные задания, по выполнению которых отчитываются перед
преподавателем.
Практические занятия и занятия практикума также могут строиться с целью
реализации контрольных функций обучения. На этих занятиях учащиеся
самостоятельно изготавливают изделия, проводят измерения и отчитываются за
проделанную работу перед учителем, мастером.
Экзамен — это форма организации обучения, позволяющая реализовывать
контрольные функции процесса и фиксировать итог учебно-познавательной
деятельности учащихся за учебный год или несколько лет; она позволяет выявить
уровень усвоения учащимися учебной программы разными методами и приемами:
выполнение учащимися контрольных работ, заданий, ответы на вопросы,
написание изложения, сочинения. На экзамене проверяется готовность и умение
учащихся продемонстрировать имеющиеся знания, умения и навыки как в устной,
так и в письменной форме.
Названные формы организации обучения применяются как при изучении предметов,
предусмотренных учебным планом в числе обязательных, так и при изучении
курсов, выбираемых самими учащимися (на факультативах).
Б. Т. Лихачёв выделяет следующие функции форм организации обучения [7. 358 ].
Ø Обучающе-образовательная
Ø Воспитательная
Ø Организационная
Ø Психологическая
Ø Развивающая
Ø Интегрирующе-дифференцирующая
Ø Систематизирующая и структурирующая
Ø
Комплексирующая и
Ø Стимулирующая
Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них на первом месте
обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для
того, чтобы создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений,
навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических
способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.
Воспитательная функция обеспечивается последовательным введением школьников
с помощью системы форм обучения в разнообразные виды деятельности. В
результате в работу активно включаются все духовные и физические силы:
интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические. Ребенок
достигает целей, преодолевает трудности познания, радуется победам, помогает
товарищам, проявляет терпение и выдержку, настойчивость и волю. Постоянно
подкрепляются и укрепляются морально-волевые качества детской личности.
Организационная функция обучения в том, что необходимость соответствия
объема, качества содержания образования возрастным возможностям детей требует
от учителя четкой организационно-методической инструментовки подачи материала,
строгого отбора вспомогательных средств. Адаптация школьников к специфике той
или иной формы дает им возможность заранее готовиться к деятельности, быстро
вырабатывать установку на труд в определенных условиях. Психологическая
функция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного
деятельностного биоритма, привычки к работе в одно и то же время. Привычное
время и знакомые условия учебных занятий порождают в детях психическое
состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил.
Создается обстановка увлекательного и вдохновенного труда. Содержательная
форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет
развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении
темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и
разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой,
игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс
психических процессов.Формы организации учебного процесса обеспечивают
коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя
интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс, реализуемый в
разнообразных формах, в основе своей процесс коллективной познавательной
деятельности. Дети познают сообща, обмениваются информацией в практических
делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть
процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных
занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности школьников,
обеспечивать работу по продвинутым программам одних и подтягиванию до средне
обязательного уровня других. Систематизирующая и структурирующая
функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют разбивки
всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и
систематизирования как в целом, так и для каждого занятия.
По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплексирующую
и координирующую функции. В целях повышения эффективности усвоения
материала детьми, на основе какой-либо формы обучения могут быть объединены и
использованы составные части других форм. Так, во время экскурсии
прочитывается небольшая лекция, организуется беседа и дети принимают участие в
практической работе. При изучении целой темы одна форма, например, урок, может
исполнять роль основной, базовой, ведущей по отношению к другим — семинарам,
бригадным занятиям, дающим дополнительный или вспомогательный материал.
Наконец, стимулирующая функция формы организации учебных занятий
проявляется с наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста
детей, специфике развития их психики и организма. Так, лекционная форма своей
монотонностью способна подавить в младших школьниках всякую познавательную
активность. Между тем как урок — драматизация рассказа, включающая в действие
воображение, речь, мышление, организм в целом, стимулирует их бурную
деятельность. Самостоятельная работа старшеклассников интенсифицирует процесс
усвоения знаний, а «разжевывание» текста учебника учителем превращает любую
форму в скучное
и бесполезное времяпрепровожде
организации учебного процесса.
2.4 Урок - основная форма организации процесса обучения
С позиций целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать
как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все
преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная
организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов
деятельности детей и подростков. Не случайно в последние годы широкое
распространение получили уроки культуры, труда, поэзии и т.п.
Преимущества урока как формы организации педагогического процесса [9]:
Он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и
индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно
излагать материал,
управлять развитием
формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды
деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке
ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими
методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать
воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.
Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой
педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной
познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с
учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы,
создающие
благоприятные условия для
изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для
воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников
(по А. А. Бударному).
В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие
урок от других организационных форм: это постоянная группа учащихся;
руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них;
овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают
не только специфику, но и сущность урока. В зависимости от дидактических
целей и звеньев процесса обучения, реализуемых на уроке, можно выделить 9
типов уроков [12.15]:
формирования знаний
закрепления и
формирования и
формирования умений и навыков
совершенствования знаний, умений и навыков
применения знаний на практике
повторения и систематизации знаний
Информация о работе Формы организации процесса обучения: традиции и новации