Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:01, реферат
Цель исследования - на основе современной теории и методологии изучения проблем и особенностей процесса социализации, выявить педагогические условия эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры.
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
1.1 Этапы формирования полового самосознания детей
1.2 Гендерное воспитание в дошкольном возрасте
1.3 Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей
1.4 Задачи гендерного воспитания детей дошкольного возраста
1.5 Усвоение гендерного поведения во время игровой деятельности дошкольников младшего возраста
1.6 Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей младшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДУУ
2.1 Констатирующий эксперимент № 1
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Констатирующий эксперимент № 2
Заключение
Список литературы
Таблица 4. Перспективный план работы с родителями «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Месяц |
Форма работы с родителями |
Тема |
Тема «Гендерное воспитание. Что это такое?». Цель: Повышение педагогического мастерства и тендерной компетенции родителей, определение роли половых особенностей в развитии ребёнка. | ||
Сентябрь |
Тестирование родителей |
«Я и мой ребенок». |
Организация почтового ящика для родителей |
«Ваши вопросы - наши ответы». | |
Октябрь |
Консультация |
«Тендерная психология. И ее использование в семье» |
Памятка |
«Права и обязанности | |
Оформление стенда |
«Мальчики и девочки - два разных мира». | |
Ноябрь |
Оформление папки-передвижки |
«Советы по воспитанию». |
Выпуск семейной фотогазеты |
«Я как папа» (мальчики), «Я как мама» (девочки). | |
Родительское собрание |
"Родителям о воспитании | |
Тема «Гендерные роли членов семьи и их взаимодействие». Цель: Осознание ролей женщины - матери, мужчины - отца, мальчика - сына, девочки - дочери. | ||
Декабрь |
Памятка |
«Советы по воспитанию мальчика», |
Памятка |
«Советы по воспитанию девочки» | |
Мастер – класса |
«Творческая мастерская». | |
Январь |
Консультация |
«Роль отца в воспитании детей» |
Спец-выпуск журнала: |
«Отец и сын: атрибутика мужского воспитания» | |
Февраль |
Совместный праздник |
«Папа может всё, что угодно» |
Оформление визитки |
«Моя семья» | |
Тема «Все мы родом из детства». Цель: Вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей. Вооружение их знаниями и умениями по вопросу игровой деятельности дошкольников. | ||
Март |
Анкетирование |
«Во что играют наши дети?» |
Консультация |
«Как и во что играют мальчики и девочки» | |
Интервью с детьми |
«В какую игру ты мечтаешь поиграть с папой?» «В какую игру ты мечтаешь поиграть с мамой?» | |
Апрель |
Выпуск видео-журнала |
«Мы играем». |
Консультация родителям: |
«Детские игры - дело серьёзное». | |
Составление памятки |
«Особенности игр мальчиков и девочек» | |
Май |
Спортивный праздник |
«Игры наших бабушек, игры наших дедушек». |
2.3. Констатирующий эксперимент № 2
Цель: выявить особенности гендерного поведения девочек и мальчиков 3-4 лет в игре.
Задачи:
• выявить представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины
• исследовать
своеобразие интересов и
• изучить отношение родителей к игре как методу поло-ролевого воспитания.
Диагностические методики: изучения уровня гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста осуществлялось с использованием следующих методик: беседа, тестовые задания, наблюдение
Таблица 5. Результаты констатирующего эксперимента № 2
Ф.И. ребенка |
Беседа |
«Выбор игрушки» |
«Чьи вещи» |
Денис А. |
С |
С |
С |
Полина С. |
С |
С |
С |
Дима Ч. |
В |
В |
В |
Вероника М. |
В |
С |
С |
Кирилл Е. |
В |
С |
С |
Аня Ш. |
В |
В |
В |
Кирилл Х. |
С |
С |
Н |
Даша П. |
В |
С |
Н |
Андрей З. |
С |
С |
Н |
Ангелина М. |
С |
С |
С |
Андрей Г. |
В |
В |
С |
Вика С. |
В |
В |
С |
Никита Ш. |
В |
В |
С |
Соня А. |
С |
С |
С |
Игорь У. |
С |
С |
С |
Полина Ч. |
С |
С |
С |
Егор З. |
С |
С |
С |
Юра В. |
В |
В |
В |
Денис Г. |
С |
С |
С |
Артем Г. |
В |
В |
С |
Таблица 6.Сводные результаты констатирующего эксперимента № 1.
Количественный показатель |
% показатель | |
Высокий уровень |
7 |
35 % |
Средний уровень |
13 |
65 % |
Низкий уровень |
--- |
--- |
Диаграмма 3.Уровень гендерного воспитания.
Изменилось
и отношение родителей к детям:
85% родителей стали более
Диаграмма 4. Уровень компетентности родителей
Заключение
Исследуя поведение мальчиков и девочек в обществе с детьми разных полов, я пришла к выводу, что организация гендерного воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.
Целью исследования было на основе современной теории и методологии изучение особенности процесса гендерной активности детей младшего дошкольного возраста посредством игры в условиях ДУУ.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
· на основе анализа основных проблем гендерного воспитания личности ребенка-дошкольника, раскрываемых в отечественной и зарубежной литературе и существующих в современной практике, выявлена сущность и содержание процесса гендерного поведения ребенка-дошкольника;
· разработана система критериев и показателей оценки эффективности процесса гендерного поведения детей дошкольного возраста;
· выявлены организационные условия эффективного функционирования процесса гендерного поведения личности ребенка в игровой деятельности;
· разработаны рекомендации для родителей по данной теме.
Для решения этих задач использовался комплекс педагогических методов исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической литературы, анкетирование родителей, экспериментальные игровые ситуации.
Основываясь на результатах экспериментального исследования гипотеза, что игра может быть средством гендерного воспитания детей дошкольного возраста, подтвердилась, если:
· разработать дифференцированное содержание ролевой игры с учетом особенностей полового развития девочек и мальчиков;
· определить необходимые атрибуты и материал для ролевых игр девочек и мальчиков; организовать постановку ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам;
· осуществить грамотное гибкое руководство взаимодействием педагогов и родителей в воспитании ребенка как будущей женщины или будущего мужчины.
Работа по гендерному воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.
Список использованной литературы
1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. - М.: ВЦНИИ «Школа и педагогика», 1986. - 861 с.
2. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.
3. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с.
4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.
5. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.
6. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.
7. Казарян С. Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993.
8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. проф. учеб. Заведений.- Издательство: "Академия", 2010. - 416 с.
9. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007. – 251 с.
10. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994. - 102 с.
11. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009. - 96 с.
12. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. – 230 с.
13. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с.
14. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - Издательство: "Речь", 2010. - 176 с.
15. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.
16. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.
17. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателей д/сада. - Издательство: "Дрофа", 2006. - 176
Информация о работе Гендерное воспитание детей посредство игры