Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:43, творческая работа
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование темы.
1.1 Из истории становления гендерного воспитания.
1.2 Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
1.4 Формирование у родителей гендерной компетентности.
1.4.1 О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях.
Глава 2. Практическая часть.
Список литературы.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Интерес вызвало и панно «Ладошки наших деток – Мамочка и папочка – найди меня». Родители с интересом искали своих дете, но редко кто правильно угадывал.
Педагогический процесс строился следующим образом : группа по-прежнему оставалась смешанной и разновозрастной; организовывались занятия по половому признаку 1 – 2 раза в неделю; так же были организованы специфические занятия отдельно для мальчиков и для девочек. Мальчики пробовали себя в плотническим деле, а девочки – в роли воспитателя на занятии с детьми младшего возраста.
В своей работы мы опирались на программу полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста «Мальчики и девочки» Шелухиной Ирины Петровны.
Работа строилась по трём разделам :
Раздел 1. Мужчина и женщина, – какие они?
Цикл занятий данного раздела позволил нам уточнить и сформировать у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей.
Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, лётчики, спасатели). Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, парикмахер, повар, педагог, хореограф).
Раздел 2. Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина.
Все занятия этого раздела сформировали у детей предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей, формированию эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли.
Раздел 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.
В процессе выполнения заданий этого раздела формировались представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывалась культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
В процессе работы у детей вырабатывались:
— навыки доброжелательного отношения друг к другу;
— умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.;
— навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;
— умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;
— умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
Таким образом, мы будем продолжать воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
Заключение
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.
Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.
Работа по поло-ролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.
Список литературы
1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009
2. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис – Пресс, 2003
3. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5, 1987.
4. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.
5. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991.
6. Тельнюк И. В. Индивидуально-
7. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998
8. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003
9. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л.А.Венгера «Развитие». – М., 2000
10.
Приложение 1.
«Социально-половое воспитание в детском саду»
Цель : познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.
План проведения семинара:
1. Тендерное воспитание в детском саду.
2. Мальчики и девочки.
3. Роль игры в жизни дошкольника. Игрушки для девочек и мальчиков.
4. С чего начать? (Практические рекомендации по организации работы по социально-половому воспитанию).
5. Практическая часть.
Ход семинара:
Тендерное воспитание в детском саду
1. Биологический и социальный пол — тендер.
Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется?
(Варианты ответов слушателей.)
Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду. Чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины?
(Варианты ответов слушателей.)
А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведем себя в социуме. В обществе считается: что свойственно мужчине, то нельзя делать женщине.
Приведите примеры генетического, физиологического и анатомического различия мужчин и женщин.
(Варианты ответов.)
Что вы можете сказать о социальных ролях мужчин и женщин?
(Варианты, ответов.)
Мужчина и женщина — как день и ночь, как небо и земля, как огонь и лед. Мы, такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведем себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мы
не понимаем друг друга. А непонимание —
источник конфликта.
Различие между полами будоражило умы человечества. Например, в XVII в. в Европе считали, что женский организм являет собой недоразвитый вариант мужского. Основа такого понимания строилась на социальных ролях, которые исполняли в обществе в то время мужчина и женщина. Если вспомнить историю XVII в., станет ясно, что роль женщины в то время сводилась к воспроизведению рода и сексуальному удовлетворению мужчины. Женщина большую часть времени находилась в доме родителей или мужа, изредка появляясь на балах.
В эпоху Возрождения европейцы изменили свой взгляд и стали считать, что мужчина и женщина — полярные по своей природе организмы. Социальные различия между мужчиной и женщиной определялись различием их биологического статуса.
В основу разделения человечества на два противоположных пола брались морфологические особенности человека (наружные и половые органы). Но сегодня биологи ставят под сомнение разделение людей на два противоположных пола только по этим признакам. Они выделяют несколько уровней организации человека, которые в различных сочетаниях определяют конституционные особенности человека. Эти уровни:
—генетический пол (набор генов);
—гонадный пол (железы внутренней секреции);
—морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);
—церебральный пол (дифференциация пола под влиянием тестостерона).
Всегда рождались люди с неопределенными морфологическими признаками и возникали сомнения, к какому полу их отнести. Есть в нашей речи и такие выражения: «Не баба, а мужик в юбке» или: «Штаны носит, а ведет себя как женщина». Это говорит о том, что существует социокультурные аспекты в различении мужского и женского. Можно привести пример социокультурного различия пола в европейской культуре и африканской: в Европе множество украшений на себе носят женщины, а в Африке во многих племенах — это привилегия мужчин. Еще пример: юбки в Шотландии — это национальная одежда мужчин, а юбки в европейском обществе всегда считались предметом женского туалета.
Наблюдаются сейчас изменения и в морфологии пола в связи с изменением социального статуса женщины в обществе. Женщины во многих странах получили равноправие, многие из женщин занимают лидирующее положение среди мужчин. Истинно мужские профессии, как это было принято считать во все века, становятся теперь доступны и для женщин. В современном обществе женщины занимаются и тяжелым физическим трудом. Американские ученые провели исследования изменений женщин с XIX до XXI в. Вот какие они сделали выводы.
На смену женской фигуре, называемой «песочные часы» (узкие плечи, тонкая талия и широкие бедра), как у Мэрилин Монро, пришла фигура наших современниц — прямоугольник (плечи и бедра одинаковой ширины). Уже не редкость, когда фигура женщин напоминает треугольник — чисто мужской вариант. Ученые отметили, что у некоторых женщин наблюдается огрубение голоса и полысение головы. Установлено, что у таких женщин в организме начинают преобладать мужские гормоны.
Поэтому в современной науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их с понятием пола и тендера.
Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-фи
з
зиологическими характеристиками и детородными функциями.
Гендер — социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии людей.
Информация о работе Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста