Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 14:09, контрольная работа
Цель работы - основываясь на законодательных актах, провести анализ превалирующей тенденции законодательства РФ в сфере образования и определить основные пути ее реформирования.
Задачи работы:
- выявить главные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;
- сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;
- проанализировать мероприятия, составляющие программу реформирования системы образования, и их ожидаемые результаты;
ВВЕДЕНИЕ
На образование возложена важная общественная функция- формирование самосознания человека. Сегодня для усовершенствования системы образования крайне важно определить вектор данного процесса, то есть образовательную стратегию как таковую. Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере. Человек, будучи субъектом образовательного процесса и выступая производительной силой в общественном производстве, обязан соответствовать уровню социально-экономического развития своего государства. Уровень образования определяет качество трудовых ресурсов, а значит, и состояние экономики. Образование является одним из факторов воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Формируя гражданина, система образования воздействует на политическую сферу. Система образования - совокупность соответствующих программ и стандартов, сеть учреждений и органов управления, комплекс принципов, определяющих ее функционирование.
Все
ярче проявляется желание граждан
быть активными участниками в
формировании и реализации социальной
политики государства. В свете этого
внедрение моделей
Цель работы - основываясь на законодательных актах, провести анализ превалирующей тенденции законодательства РФ в сфере образования и определить основные пути ее реформирования.
Задачи работы:
- выявить главные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;
- сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;
- проанализировать
мероприятия, составляющие программу
реформирования системы образования,
и их ожидаемые результаты;
1.ПРИНЦИПЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование
сегодня является одним из средств
решения важнейших проблем не
только общества в целом, но и отдельных
индивидов. Как и в любом государстве,
в России характер системы образования
определяется социально-экономическим
и политическим строем, а также
культурно-историческими и
Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует:
1) право каждого жителя РФ на образование;
2)
общедоступность, бесплатность
3)
право бесплатно получить на
конкурсной основе высшее
4)
обязательность основного
5)
установление Российской
- гуманистический характер образования с приоритетом таких общечеловеческих ценностей, как жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; привитие черт трудолюбия, гражданственности, уважения прав и свобод человека, патриотизма, любви к природе, семье;
- единство федерального образовательного и культурного пространства; защита и развитие национальных, региональных культурных традиций и особенностей в многонациональном государстве;
- общедоступность образования, соответствие его системы уровню и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;
- светский характер образования, получаемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;
- толерантность
по отношению к социально незащищенным
группам населения. Закон об образовании
от 10.07.1992 г. №3226-1 (ред. от 07.08.2000 г. с изменениями
от 30.12.2001 г.) Владение исключительно запасом
академических знаний становится все
менее и менее важным показателем качества
образования. Сегодня Россия активно участвует
во многих международных проектах, задействована
в обмене учащимися, профессорско-
2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»
Приоритетный
национальный проект «Образование»
явился организационной основой
государственной политики РФ в области
образования. Он определил стратегию
приоритетного развития системы
образования, меры ее реализации, предусмотрев
обеспечение нормального
- предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;
- создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;
- гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;
- дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;
- обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированного, устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;
- сохранение и развитие единого образовательного пространства в РФ с учетом особенностей многонационального государства;
- формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;
- совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;
- разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и местного самоуправления и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;
- достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений;
- равноправное, взаимовыгодное, социально и экономически целесообразное сотрудничество системы образования РФ с системами образования иностранных государств и международными организациями. Следует подчеркнуть, что результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать достижение современного качества образования, адекватного социально-экономическим условиям. Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, создание новых федеральных университетов направлены на повышение качества профессионального образования, его взаимосвязи с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также ориентировано на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса. Государственная политика в области образования - это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.
Она определяется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством соответствующих нормативных документов правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров, соглашений и т.п.), а также путем вовлечения в процесс ее реализации всех заинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей, работников образовательных учреждений, работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональных ассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества. Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.
Можно сделать следующие выводы:
1.
Совершенствование системы
Информация о работе Государственная политика в области образования в РФ