Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:49, реферат
Цель работы – выявить и обосновать ведущие парадигмы становления и развития гражданского воспитания школьников в России, определить современные тенденции и перспективные направления развития гражданского воспитания. Рассмотреть воспитание как функцию семьи, основные факторы, влияющие на его качество.
Введение…………………………………………………………………………4
1. ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ……………..6
Функции семьи…………………………………………………6
2. ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ…………………………….10
Проблемы гражданского воспитания в современной школе…………………………………………………………..10
Основные цели и задачи гражданского воспитания в школе…………………………………………………………..12
3. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ…………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованных источников………………………………………….19
Отрадно сознавать, что сегодня государственная власть встала на путь борьбы с безыдейностью школьного образования. Правительству России дано поручение разработать программу патриотического воспитания детей и молодежи. Все чаще говорят о необходимости воссоздания детских организаций в школах. О необходимости вовлечения детей и подростков в активную общественную жизнь. И тем не менее, несмотря на предпринимаемые государством шаги в этом направлении, учителя вместе с общественностью должны искать формы и методы эффективного гражданского воспитания детей. Россия сегодня остро нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Задача родителей, учителей, политиков, общественности заключается в том, чтобы воспитать таких граждан. А для этого детям в первую очередь необходимо привить любовь к своей Родине, чувство гражданского долга. И еще их надо научить умению как, каждодневно являясь объектом политических манипуляций, остаться субъектом политического процесса. Эта задача тем более важна, потому что лишь при этих условиях можно создать подлинно гражданское общество, способное не только осознанно избирать власть, но и грамотно ее контролировать, эффективно влиять на принимаемые этой властью решения.
2.2 Основные цели и задачи гражданского воспитания в школе
Первой и одной из самых важных ступеней на этом пути может и должно стать школьное самоуправление. Вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы способно сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания, именно в школьном возрасте в основном происходит становление личности, вырабатывается отношение к себе и окружающей действительности.
Участие детей и подростков в школьном самоуправлении имеет важное значение в деле гражданского воспитания подрастающего поколения, следовательно, и в становлении полноценного гражданского общества. А значит, эта работа должна проводиться систематизировано, она должна обеспечиваться методическими пособиями, и организовывать ее должны специально подготовленные школьные работники.
Грамотная организация работы органов школьного самоуправления имеет важное значение не только потому, что она делает подростков активными участниками школьной жизни, но еще и потому, что, реально участвуя в выработке и принятии решений, подростки приобретают практические навыки, необходимые в их будущей «взрослой» жизни, у них вырабатывается активная жизненная и гражданская позиция. А значит, в своей будущей жизни, новые граждане повой России будут иметь иммунитет от различного рода, так называемых «избирательных технологий». Они сумеют без подсказки СМИ отличить политического деятеля от политического проходимца. Они будут способны принять самостоятельное решение в интересах своей семьи и в интересах России. А разве не это есть главная цель гражданского воспитания.
Хочется подчеркнуть, что с очередных выборов поколение 18 - летних приступает к государственному строительству, и от них будет зависеть, как будет сформирована власть, и насколько полезные она будет принимать законы, поэтому молодежи необходимо помочь подойти к выбору своего будущего. Знание избирательных процедур, знание своих избирательных прав, умение анализировать предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений - все это очень важно для будущих избирателей демократических выборов.
Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных - одна из важнейших задач школы.
Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Основные цели гражданского воспитания в школе:
- Повышение чувства
- Формирование устойчивой
активной жизненной позиции
- Социализация личности.
Привитие общегражданских ценностей и гражданского правосознания учащимся через систему мероприятий программы.
Задачи гражданского воспитания школьников:
- Формирование неприятия
антиобщественных норм
- Формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину
- Формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира.
- Формирование активной
гражданской позиции через
3. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Патриотическое воспитание неразрывно связано с подготовкой молодежи к защите Отечества. Это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания — учить миру. А это значит: 1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету — к лучшему; 2) вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех; 3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы; 4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет; 5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе — научиться содействовать необходимым переменам. В том числе подготовить молодых людей к защите Отечества, к службе в вооруженных силах. Эти задачи решаются совместными усилиями образовательных учреждений (школы, дошкольных учреждений и дополнительного образования — бывших внешкольных), семьи и других организаций.
Само слово «воспитание» подсказывает нам, что это непрерывно возобновляющееся приобретение человеком необходимых в общественной жизни опыта, знаний, качеств личности. Воспитание, как замечательно говорил В. Г. Белинский, — это великое дело: им решается участь человека.
Постепенно возрождается сложившаяся в прежние годы система форм и методов военно-патриотического воспитания учащихся разных возрастных групп. Разворачивая сегодня практическую работу, необходимо добиваться единства взглядов на педагогически целесообразное использование этих форм и методов в школе, внешкольных учреждениях (дополнительного образования) и жилых массивах (по месту жительства) и др., учитывая специфику их деятельности, привлекая к участию семьи воспитанников.
Эффективными формами воспитания младших школьников могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей.
Детей следует знакомить с государственной и военной символикой: знаменами, орденами и медалями, почетным оружием, элементами военной формы — сравнивая и комментируя предметы разного времени.
Познавательные интересы старших подростков значительно расширяются: интерес к выбору профессии, стремление к самовоспитанию, нравственному и физическому самосовершенствованию, к общению с разными людьми, интерес к науке, технике, искусству и так далее. Все это требует значительных волевых усилий, внутренней собранности и целеустремленности, самоутверждения как личности через социально значимую деятельность. Начинает формироваться «Я — концепция».
Нравственное и гражданское воспитание подростков заключается в формировании у них мироощущения и мировоззрения, развития сознательной общественной активности, дисциплины, побуждения руководствоваться ими в повседневной жизни. В основном у подростков развиваются те качества, которые были заложены в младшем школьном возрасте. От общих понятий «Гражданин», «Родина», «Отечество», «Воин-защитник» подросток старшего возраста вырастает до собственных нравственно-этических ценностей.
Формы патриотического воспитания в основном остаются прежними, но они совершенствуются и усложняются. По мере взросления детей родителям полезно усиливать внимание к их запросам и потребностям, совершенствуя свои педагогические знания и методы воспитательного взаимодействия. Необходимо постоянно интересоваться не только учебой, но и интересами, и участием детей в общественной жизни.
Заключение
В данной работе была сделана попытка рассмотреть проблему гражданского воспитания подрастающего поколения в современных условиях. Так как основная цель гражданского воспитания - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности к деятельности на благо общества, то воспитание гражданственности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, развитием демократии и гуманностью общества, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека. От уровня гражданской образованности молодых поколений россиян зависит стабилизация общественно-государственной жизни страны и ее развитие в современных условиях. В начале и середине 90-х годов воспитание гражданственности никак не входило в цели и задачи учебных заведений, и в частности школы. Но затем постепенно стало понятно, что политическая и экономическая ситуация в России может стабилизироваться в единственном случае - если главную роль в стране будет играть грамотное, граждански активное, ответственное поколение. И тогда перед образованием начали ставиться воспитательные задачи: формирование личности с устойчивой гражданской жизненной позицией, способной нести моральную ответственность за свои решения, принятые с учетом существующей в данном обществе системы ценностей, а также с опорой на знание требований юридических законов, и обретение опыта общественно-полезной деятельности. Назрела острая необходимость создания новой воспитательной системы, адекватной новому времени. Новая воспитательная система должна быть ориентирована на воспитание Гражданина.
Список использованных источников:
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Выполните рефлексию собственной деятельности по отношению к изучению любой учебной темы и любому учебному предмету.
Рефлексия – это деятельность человека направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией.
Рефлексия – (лат.reflexio - обращение назад) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.
На уроках под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Для рефлексии собственной деятельности была выбрана тема «Россия в конфликтах 20 века» по социологии.
Проблема конфликта стара как мир. Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов. Наиболее яркое чувство вызвала цитата немецкого социолога Ральфа Дарендорфа: «Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческих обществах не существует постоянства, поскольку нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами». Означает ли это, что существование общества без конфликтов невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.
Ход мыслей по данной теме протекал по плану темы урока: понятие «конфликт»; «социальный конфликт»; этапы протекания конфликта; причины, острота, длительность и последствия конфликта; виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
Противоречий много, тема достаточна обширна: от истории теории соц.конфликтов до социально-политических конфликтов в современной России. Обхватить все стороны данной темы в рамках одного урока невозможно. Поэтому акцент был сделан на обсуждение особенности России в конфликтах XX века, рассматривались основные черты, сферы, типы, причины, что вызвало у студентов немалую дискуссию.
Информация о работе Гражданское воспитание подрастающего поколения в современных условиях